Меню

Зарядное устройство сэс 97 схема

Зарядное устройство — это очень просто

В настоящее время все более широкое применение в различных конструкциях в качестве элементов питания находят аккумуляторы НКГЦ-0,45, Д-0,26 и другие. Приведенное на рис.1 бестрансформаторное зарядное устройство позволяет заряжать одновременно четыре аккумулятора Д-0,26 током 26 мА в течение 12. 16 часов.

Бестрансформаторное зарядное устройство
Рис.1

Избыточное напряжение сети 220 В гасится за счет реактивного сопротивления конденсаторов (Хс) на частоте 50 Гц, что позволяет уменьшить габариты зарядного устройства.

Используя эту электрическую схему и зная рекомендуемый для конкретного типа аккумуляторов ток заряда (1з), по приводимым ниже формулам можно определить емкость конденсаторов С1, С2 (суммарную С=С1+С2) и выбрать по справочнику тип стабилитрона VD2 так, чтобы напряжение его стабилизации превышало напряжение заряженных аккумуляторов примерно на 0,7 В.

Тип стабилитрона зависит только от количества одновременно заряжаемых аккумуляторов, так, например, для заряда трех элементов Д-0,26 или НКГЦ-0,45 необходимо применять стабилитрон VD2 типа КС456А. Пример расчета приведен для аккумуляторов Д-0,26 с зарядным током 26 мА.

5b-3.jpg

В зарядном устройстве применяются резисторы типа МЛТ или С2-23, конденсаторы С1 и С2 типа К73-17В на рабочее напряжение 400 В. Резистор R1 может иметь номинал 330. 620 кОм (он обеспечивает разряд конденсаторов после отключения устройства).

Светодиод HL1 можно использовать любой, при этом подобрав резистор R3 так, чтобы он светился достаточно ярко. Диодная матрица VD1 заменяется четырьмя диодами КД102А.

Топология печатной платы с расположением элементов
Рис. 2

Топология печатной платы с расположением элементов показана на рис. 2. Плата односторонняя (без отверстий), и элементы устанавливаются со стороны печатных проводников.

При использовании элементов, указанных на схеме, зарядное устройство легко устанавливается в корпусе от блоков питания для карманных микрокалькуляторов (рис. 3) или же может размещаться внутри корпуса устройства, где установлены аккумуляторы.

Корпус зарядного устройства
Рис. 3. Корпус зарядного устройства

Индикация наличия напряжения в цепи заряда осуществляется светодиодом HL1, который размещается на видном месте корпуса. Диод VD3 позволяет предохранить разряд аккумуляторов через цепи зарядного устройства при отключении его от сети 220 В. При заряде аккумуляторов НКГЦ-0,45 током 45 мА резистор R3 необходимо уменьшить до величины, при которой светодиод светится полной яркостью.

Проверку зарядного устройства лучше проводить при подключении вместо аккумуляторов измерительных приборов и эквивалентной нагрузки (рис. 4), минимальная величина которой для четырех аккумуляторов определяется по закону Ома:

R = U/I = 4/0,026 =150 Ом, где

U — напряжение на разряженных аккумуляторах (у основной массы аккумуляторов эта величина составляет один вольт на элемент).

Эквивалентная нагрузка для настройки зарядного устройства
Рис. 4. Эквивалентная нагрузка для настройки зарядного устройства

При пользовании зарядным устройством необходимо следить за временем, так как приведенная схема хотя и снижает вероятность получения аккумулятором избыточного заряда (за счет ограничения напряжения стабилитроном), однако полностью такой возможности, при очень большом времени заряда, не исключает. А если у вас нет проблем с памятью, то это простое и малогабаритное устройство поможет сэкономить деньги.

Вторая схема бестрансформаторного зарядного устройства (рис. 5) предназначена для одновременного заряда двух аккумуляторов типа НКГЦ-0,45 (НКГЦ-0,5). Здесь обеспечивается асимметричный режим заряда, что позволяет продлить срок службы аккумуляторов. Заряд производится током 40. 45 мА в течение одной полуволны сетевого напряжения. В течение второй полуволны, когда соответствующий диод закрыт, элемент G1 (G2) разряжается через резистор R4 (R5) током 4,5 мА.

/pitanie/5-13.jpg
Рис. 5

Заряд аккумуляторов G1 и G2 происходит поочередно, так, например, в течение положительной полуволны заряжается G1 (G2 — разряжается). Такое построение схемы позволяет осуществлять процесс заряда аккумуляторов в независимости друг от друга, и любая неисправность одного из них не нарушит заряд другого.

Для индикации наличия сетевого напряжения в схеме используется миниатюрная лампа HL1 типа СМН6.3-20 или аналогичная. Аккумуляторы нельзя оставлять подключенными к схеме надолго без включения зарядного устройства в сеть, так как при этом происходит их разряд через резисторы R4, R5.

При правильной сборке устройства настройка не требуется.

Электрическая схема блока питания с автоматическим зарядным устройством
Рис. 6. Электрическая схема блока питания с автоматическим зарядным устройством

Схема, показанная на рис. 6, в отличие от вышеприведенных, исключает повреждение аккумуляторов из-за получения ими избыточного заряда. Она автоматически отключает процесс заряда при повышении напряжения на элементах выше допустимой величины и состоит из стабилизатора тока на транзисторе VT2, усилителя VT1, детектора уровня напряжения на VT3 и стабилизатора напряжения D1.

Устройство может использоваться и как источник питания на ток до 100 мА при подключении нагрузки к контактам 1 и 2 штекера Х2.

Индикатором процесса заряда является свечение светодиода HL1, который при его окончании гаснет.

Настройку устройства начинаем со стабилизатора тока. Для этого временно замыкаем базу транзистора VT3 на общий провод, а вместо аккумуляторов подключаем эквивалентную нагрузку с миллиамперметром 0. 100 мА. Контролируя прибором ток в нагрузке, подбором резистора R3 устанавливаем номинальный ток заряда для конкретного типа аккумуляторов.

Вторым этапом настройки является установка уровня ограничения выходного напряжения с помощью подстроечного резистора R5. Для этого, контролируя напряжение на нагрузке, увеличиваем сопротивление нагрузки до момента появления максимально допустимого напряжения (5,8 В для четырех аккумуляторов Д-0,26). Резистором R5 добиваемся отключения тока в нагрузке (погаснет светодиод).

При изготовлении устройства можно использовать корпус от источника питания БП2-3 или аналогичный (от него же удобно взять и трансформатор). Трансформатор подойдет любой малогабаритный с напряжением во вторичной обмотке 12. 16 В.

Транзистор VT2 крепится к теплорассеивающей пластине. Конденсаторы С1 применяются типа К50-16-25В, С2—типа К50-16-16В. Для удобства настройки в качестве R5 желательно использовать многооборотный резистор типа СП5-2 или аналогичный, остальные резисторы подойдут любого типа.

От источника питания можно получить напряжения 6 или 9 В, если на место микросхемы D1 установить соответственно КР142ЕН5Б (Г) или КР142ЕН8А (Г).

Источник

Схема зарядного устройства «Рассвет-М» модель КМ-14М.

В мои руки попал аппарат аж 1987 года выпуска! Несмотря на это, работоспособность прибора была восстановлена. И это отдельный рассказ. На удачу в комплекте с ЗУ оказалась потрёпанная, но неповреждённая инструкция на зарядное устройство. Из этого первоисточника и была взята изложенная здесь информация.

Внешний вид зарядного устройства

Существует несколько моделей данного зарядного устройства. Они имеют схожие характеристики и внешний вид, но собраны из разных электронных компонентов. Поэтому не стоит удивляться, если что-то не совпадает по схеме. Скорее всего у вас другая версия аппарата.

На обратной стороне печатной платы в медном слое вытравлена марка модели и какой-то номер: КМ-14М 01.080Сп.

Печатная плата зарядного устройства с маркировкой КМ-14М 01.080Сп

Принципиальная схема зарядного устройства «Рассвет-М» КМ-14М показана на следующем изображении. Как уже говорилось, она взята из оригинальной инструкции на аппарат.

Схема зарядного устройства

Устройство собрано из доступных элементов, многие из которых можно заменить близкими по параметрам или современными аналогами. Перечень элементов указан в таблице №1.

Читайте также:  Типы зарядных устройств nokia
Таблица №1. Перечень элементов к схеме зарядного устройства

Позиционное обозначение Наименование
T1 Трансформатор КМ-14.100
X1 Шнур питания КМ-14.250
X2 Розетка КМ-14М.01.180
X3 Кабель нагрузки КМ-14.200
X4а Соединитель ОНЦ-ВГ-4-5/16-Р ГОСТ 12368-78
X4б Вилка КМ-14М.00.700
PA1 Амперметр М42101 ТУ 25-04-2257-77
H1 Лампа МН26-0,12-3 ТУ 16-545.192-78
R1, R4 Резистор МЛТ-0,5-4,7К ±10% ГОСТ 7113-77
R2 Резистор МЛТ-0,5-100 Ом ±10% ГОСТ 7113-77
R3 Резистор МЛТ-0,5-2,7К ±10% ГОСТ 7113-77
R5 Резистор МЛТ-0,5-360 Ом ±5% ГОСТ 7113-77
R6, R11 Резистор МЛТ-0,5-1,6К ±5% ГОСТ 7113-77
R7 Резистор МЛТ-0,5-1,3К ±5% ГОСТ 7113-77
R8 Резистор переменный Ⅱ СП-1-1-470 Ом ±20%-A-BC-3-20 ГОСТ 5574-73
R9 Резистор подстроечный СП3-1б-0,25-2,2К ±20% ГОСТ 11077-78
R10 Резистор подстроечный СП3-1б-0,25-3,3К ±20% ГОСТ 11077-78
C1 Конденсатор К50-20-50В-2000 мкФ 0Ж0.464.120ТУ
C2 Конденсатор БМ-2-300В-2200 ПФ ±20% ГОСТ 9687-73
C3, C4 Конденсатор МБМ-160В-0,1 мкФ ±20% ГОСТ 23232-78
V1, V2 Диод Д242Б аА0.336.206 ТУ
V3 Транзистор КТ803А ЖК3.365.206 ТУ
V4 Транзистор КТ815В 0.336.185 ТУ
V5 Транзистор КТ315И ЖК3.365.200 ТУ
V6 Транзистор КТ209Л аА0.336.065 ТУ
V7 Диод Д9Д ГОСТ 14342-75
V8 Стабилитрон КС147А СМ3.362.812 ТУ

Обмотки силового трансформатора Т1 выполнены алюминиевым проводом в эмалевой изоляции марки ПЭВА.

Обмотка 2-1 имеет две секции: 2×132 витка (ПЭВА 1,68).

Обмотка 4-5 имеет 1530 витков (ПЭВА 0,8).

Трансформатор КМ-14.100

Так как секции обмоток соединены между собой, а выполнены они алюминиевым проводом, то при их обрыве или нарушении контакта потребуется специальный флюс для пайки алюминия. Это может осложнить процесс ремонта. После пайки остатки флюса необходимо тщательно убрать, так как со временем его наличие приводит к сильному окислению и коррозии.

Принцип работы схемы.

Зарядное устройство собрано по схеме компенсационного стабилизатора напряжения постоянного тока с непрерывным регулированием.

Схема состоит из силового трансформатора T1, который понижает входное переменное напряжение электросети 220V. Двухполупериодный выпрямитель со средней точкой собран на двух диодах V1 и V2, так как вторичная обмотка трансформатора T1 имеет две секции. После выпрямления диодами V1, V2 полученное напряжение фильтруется конденсатором С1. Далее напряжение поступает на устройство стабилизации.

Устройство стабилизации – это многокаскадный стабилизатор последовательного типа. Его регулирующим элементом является составной транзистор V3. V5. На резисторах R7. R11 выполнен делитель напряжения, который входит в схему сравнения. В неё же входят источник опорного напряжения на стабилитроне V8, а также резисторы R5, R6 и транзистор V6, одновременно являющийся усилителем.

Резисторы R1. R4 задают рабочий режим транзисторов V3. V6. Конденсаторы постоянной ёмкости C2 и C3 необходимы для подавления генерации схемы.

Вилка шнура питания X1 служит для подключения прибора к электросети 220V. Лампа накаливания H1 (МН26-0,12-3) служит индикатором подключения ЗУ к электросети. Стоит отметить, что устройство не имеет входного плавкого предохранителя.

Чтобы подключить нагрузку к устройству можно использовать два отдельных выхода X2 и X3. Они равнозначны по выходному напряжению (выходы соединены в параллель), но имеют разное конструктивное исполнение. Выход X2 служит для подключения нагрузки с вилками типа «Москвич», а выход X3 выполнен в виде гибкого шнура с разъёмами типа «Крокодил». Он используется для подключения аккумуляторных батарей и другой аппаратуры.

Зарядное устройство способно выдавать напряжение 12V и 6V. Чтобы переключить прибор на предел 6V используется специальная вилка-переключатель X4б, которая вставляется в розетку X4а. При этом контакты 1, 3 и 5 розетки X4а замыкаются между собой, а зарядное устройство переключается на выходное напряжение 6V. Если вдруг вилка-переключатель утеряна, то её можно заменить обычной перемычкой, которой замыкают контакты 1, 3, 5 (X4а). При размыкании контактов или отключении вилки-переключателя устройство переходит в 12V режим.

Источник



Генераторы

Все про генераторы

Сэс 97 схема подключения

Система электроснабжения СЭС 97

1 Назначение

Система электроснабжения СЭС 97 (далее по тексту СЭС ) устанавливается на автомобилях скорой медицинской помощи ГАЗ-32214 и ГАЗ-322174 и предназначена для подвода напряжения 220 В 50 Гц в медицинский салон и для автоматической зарядки двух аккумуляторных батарей (АКБ) типа 6- СТ-60 (емкостью 60 А • час) во время стоянки.

Система электроснабжения СЭС 97 укомплектована кабелем внешнего подключения с устройством защитного отключения (УЗО-Д).

УЗО-Д предназначено для обеспечения персональной защиты человека от поражения электрическим током, а также автоматического отключения СЭС от стационарной электросети 220 В 50 Гц при появлении тока утечки на землю с токоведущих частей, превышающего установленное значение-уставку.

Перед подключением СЭС необходимо внимательно ознакомиться с настоящим паспортом.

Основные технические данные

Напряжение зарядки 14,8±0,2 В

Ток зарядки 8+0,5 А.

СЭС автоматически включает режим заряда при напряжении на аккумуляторных батареях 13,2+0,2 В и отключает при достижении 14,8±0,2 В

Общая мощность потребителей электроэнергии 220 В 50 Гц – 1,7 кВт

Номинальный ток нагрузки УЗО-Д 8А

Максимальный ток нагрузки УЗО-Д – 10 А

Номинальная уставка по току утечки УЗО-Д – 7,5±2,5мА

Мощность потребления УЗО-Д, не более – 3 Вт

Время срабатывания УЗО-Д при токе утечки, равном удвоенному значению уставки, не более 0,08 с

Напряжение питания от сети переменного тока (22022) В

Диапазон рабочих температур от минус 45 до плюс 55 °С.

5 Указание по технике безопасности

  • соединительные провода и кабель внешнего подключения с устройством защитного отключения (УЗО-Д) с поврежденной изоляцией;
  • самодельные соединительные провода.

Запрещается производить подключение СЭС к стационарной электросети 220 В 50 Гц с включенными автоматическими выключателями 1 ЗУ, 2 «

220 В» (см. рисунок 1).

Запрещается при подключенной СЭС к стационарной электросети 220 В 50 Гц:

  • подсоединять или отсоединять аккумуляторные батареи от устройства;
  • заменять предохранители;
  • разбирать корпус СЭС.

В системе электроснабжения СЭС 97 опасным для жизни является напряжение 220 В в кабеле внешнего подключения с УЗО-Д, в сетевом кабеле 1″

220 В 50Гц» (см. рисунок 2), индикаторе 6 СЕТЬ, в предохранителях 3 «3,15 А» и 4 «10 А», в автоматических выключателях 1 ЗУ, 2 «

220 В» и в сдвоенной двухполюсной розетке 5 «

220 В 50 Гц» (см. рисунок 1).

Кабель внешнего подключения с УЗО-Д должен включаться в розетку двухполюсную с боковыми заземляющими контактами. Боковые заземляющие контакты двухполюсной.

Розетки должны быть обязательно подключены к шине заземления.

220 В 50 Гц с СЭС соответствует национальным требованиям к проводке.

Мощность нагрузки, подключаемой к розетке 5 «

220 В 50Гц» не должна превышать 1,5 кВт.

Корпус СЭС (клемма 3 «»- см. рисунок 2), должен быть соединен с корпусом автомобиля заземляющей шиной.

При подзарядке необходимо обеспечить вентиляцию (газоотвод) аккумуляторной батареи.

Краткое описание системы электроснабжения СЭС97

Система электроснабжения СЭС97 представляет собой малогабаритный прибор настенного типа.

Расположение органов управления и контроля показаны на рисунках 1 и 2.

  1. автоматический выключатель ЗУ.
  2. автоматический выключатель «

220 В».

  • предохранитель на «3,15 А».
  • предохранитель на «10 А».
  • розетка сдвоенная двухполюсная с боковыми
  • заземляющими контактами.
  • индикатор СЕТЬ.
  • индикатор ВКЛ.
  • и
    Рисунок 1 — Передняя панель прибора.
    ндикатор ЗАРЯД.
  • Автоматический выключатель 1 ЗУ, предназначен для подачи напряжения 220 В на зарядное устройство.

    Загорание индикатора 7 ВКЛ указывает на наличие напряжения на зарядном устройстве.

    Автоматический выключатель 2 «

    220 В», предназначен для подачи напряжения 220 В на сдвоенные розетки 5 «

    Загорание индикатора 6 СЕТЬ указывает на наличие напряжения 220 В 50 Гц в системе электроснабжения.

    Загорание индикатора 8 ЗАРЯД указывает на наличие зарядного тока в системе электроснабжения.

    220 В 50 Гц».

  • кабель для «АКБ 8 А 12 В».
  • корпусная клемма .
  • Сетевой соединительный кабель 1 «

    220 В 50 Гц» (см. рисунок 2) предназначен для подачи напряжения.220 В 50 Гц.

    Кабель 2 «АКБ 8 А 12 В» предназначен для подсоединения аккумуляторной батареи к СЭС.

    К
    Рисунок 2 — Задняя панель прибора.
    абели закреплены способом Y согласно ГОСТ 27570.0 -87.

    Корпусная клемма 3  предназначена для соединения корпуса прибора с корпусом автомобиля заземляющей шиной.

    Кабель внешнего подключения с УЗО-Д предназначен для подключения СЭС к стационарной электросети 220 В 50 Гц.

    Устройство защитного отключения (УЗО-Д) предназначено для защиты человека от поражения электрическим током.

    Расположение органов управления и контроля показано на рисунке 3.

    1. устройство защитного отключения
    2. розетка кабельная
    3. провод 15 метров
    4. индикатор АВАРИЯ
    5. кнопка ВОЗВРАТ
    6. к
      Рисунок 3 — Кабель внешнего подключения с УЗО-Д

    Проверка работоспособности изделия

    Установить на передней панели системы электроснабжения СЭС 97 автоматические выключатели 1 ЗУ, 2 «

    220 В» (см. рисунок 1) в нижнее положение.

    Подключить кабель внешнего подключения с УЗО- Д к системе электроснабжения СЭС 97 через бортовой ввод.

    Включить УЗО-Д в розетку двухполюсную с боковыми заземляющими контактами стационарной электросети 220 В 50 Гц. Боковые заземляющие контакты двухполюсной розетки должны быть обязательно подключены к шине заземления.

    Нажать кнопку 6 ТЕСТ на УЗО-Д (см. рисунок 3), при этом должен загореться индикатор 4 АВАРИЯ. (Если индикатор 4 АВАРИЯ не загорается, то УЗО-Д неисправно и дальнейшая эксплуатация УЗО-Д запрещается.)

    Нажать кнопку 5 ВОЗВРАТ на УЗО-Д. Светодиод 4 АВАРИЯ должен погаснуть. Это свидетельствует о том, что УЗО-Д исправно.

    Подключить контрольную лампу 220 В мощностью до 100 Вт в сдвоенную розетку 5 «-220В 50 Гц» (см. рису­ нок 1). Установить в верхнее положение автоматический выключатель 2 «

    220 В, при этом должна загореться контрольная лампа.

    П
    Рисунок 4 Колодка штыревая.
    одключить к разъему 2 АКБ (см. рисунок 2) аккумуляторную батарею в соответствии с рисунком 4. Установить в верхнее положение автоматический выключатель 1 ЗУ, при этом должны загореться индикаторы 7 ВКЛ, 8 ЗАРЯД.

    Выключить автоматические выключатели 1 ЗУ, 2 «

    220 В» (перевести в нижнее положение) и отсоединить аккумуляторную батарею.

    Система электроснабжения СЭС 97 пригодна для эксплуатации.

    Подготовка изделия к работе и порядок работы

    Установить на передней панели системы электроснабжения СЭС 97 автоматические выключатели 1 ЗУ, 2 «

    220 В» (см. рисунок 1) в нижнее положение.

    Открыть защитную крышку красного цвета, расположенную на левом борту автомобиля, и подключить кабель внешнего подключения с УЗО-Д к бортовому вводу.

    Включить УЗО-Д в розетку двухполюсную с боковыми заземляющими контактами стационарной электросети «

    220 В 50 Гц», при этом должен загореться индикатор 6 СЕТЬ .

    Нажать кнопку 6 ТЕСТ на УЗО-Д (см. рисунок 3). При этом должен загореться индикатор 4 АВАРИЯ на УЗО-Д и погаснуть индикатор 6 СЕТЬ на передней панели СЭС.

    Нажать кнопку 5 ВОЗВРАТ на УЗО-Д (см. рисунок 3). Индикатор 4 АВАРИЯ на УЗО-Д должен погаснуть, а индикатор 6 СЕТЬ на СЭС должен загореться.

    • Обязательно соблюдать последовательность включения согласно пунктам 8.1 8.2 и 8.3. Отключение производить в обратном порядке.
    • Боковые заземляющие контакты двухполюсной розетки стационарной электросети должны быть обязательно подключены к шине заземления.

    Для автоматического заряда аккумуляторных батарей необходимо установить в верхнее положение автоматический выключатель 1 ЗУ (см. рисунок 1), при этом должны загореться индикаторы 7 ВЫКЛ, 8 ЗАРЯД. В начале процесс заряда батарей непрерывный и индикатор 8 ЗАРЯД горит постоянно. При достижении максимального напряжения 15В на батареях процесс заряда переходит в циклический режим, и индикатор 8 ЗАРЯД будет работать в импульсном режиме. При полностью заряженных батареях зарядное устройство может включаться кратковременно, поэтому за кратковременным свечением индикатора 8 ЗАРЯД наступает длительное отсутствие свечения индикатора 8 ЗАРЯД.

    Примечания

    • Перезарядка перезаряжаемых батарей невозможна, так как при достижении максимального напряжения 15 В на батареях в системе предусмотрено автоматическое отключение зарядного устройства.
    • Дополнительный контроль работоспособности зарядного устройства может быть осуществлен включением наиболее мощного потребителя тока 12 В (например — дальний свет фар), при этом зарядное устройство должно включиться и дол- жен загореться индикатор 8 ЗАРЯД.
    • Проверка наличия напряжения в розетке 5 «

    220 В 50 Гц» СЭС производится подключением контрольной лампы 220 В мощностью до 100 Вт к указанной розетке. Включить автоматический выключатель 2 «

    220 В» (перевести в верхнее положение), контрольная лампа при этом должна загореться.

    Подключить потребители электроэнергии 220 В 50 Гц к розетке 5 (см. рисунок 1). Перевести выключатель 2 в верхнее положение.

    Система готова к работе

    После окончания работы необходимо выключить автоматические выключатели 1 ЗУ, 2 «

    220 В» и отсоединить кабель внешнего подключения с УЗО-Д от стационарной электросети.

    Возможные неисправности и методы их устранения

    Перечень наиболее часто встречающихся неисправностей приведен в таблице

    Наименование неисправности и ее признаки Вероятная причина Метод устранения
    Не горит индикатор 6 СЕТЬ Обрыв в кабеле внешнего подключения с УЗО-Д Устранить обрыв
    Не горит индикатор7 ВКЛ при включен ном автоматическом выключателе ЗУ Неисправен предохранитель 3,15 А Заменить предохранитель

    Ремонт СЭС и замена кабелей, закрепленных способом Y осуществляется только изготовителем, его ремонтной службой или аналогичным квалифицированным лицом.

    Устройство защитного отключения

    Назначение

    Устройство защитного отключения (УЗО), переносное исполнение, предназначено для обеспечения персональной защиты человека от поражения электрическим током при эксплуатации бытовых и аналогичных электроприборов однофазной электрической сети, а также автоматического отключения указанных приборов при появлении тока утечки на землю с их токоведущих частей, превышающего установленное значение — уставку.

    УЗО не предназначено для защиты от короткого замыкания в цепи.

    Технические данные

    Номинальное напряжение сети, В 220±10%

    Номинальный ток нагрузки, А 8

    Максимальный ток нагрузки, А 10

    Мощность потребления, не более, Вт 3

    Номинальная уставка по току утечки, мА 7,5 ± 2,5

    Время срабатывания при токе утечки, равном удвоенному значению уставки, не более, с 0,08

    Источник

    Полностью автоматическое зарядное устройство для аккумуляторов

    Привет всем, в этой статье я расскажу, как можно сделать простой импульсный стабилизатор, который может быть использован в качестве автомобильной зарядки, источника питания или лабораторного блока питания.

    Эта схема отлично заточена под зарядку автомобильных аккумуляторов с напряжением 12 вольт, но стабилизатор универсальный, поэтому им можно заряжать любые типы аккумуляторов, как автомобильных, так и всяких других, даже литий-ионных, если они снабжены платой балансировки.

    Схема зарядного устройства состоит из 2-х частей, блока питания и стабилизатора, начнём пожалуй со стабилизатора.

    Стабилизатор построен на популярного шим-контроллера TL494, позволит получить выходное напряжение от 2-х до 20 вольт, с возможностью ограничения выходного тока от 1 до 6 ампер, при желании ток можно поднять до 10 ампер.

    Процесс заряда будет осуществляться методом стабильного тока и напряжения, это наилучший способ для качественной и безопасной зарядки аккумуляторов. По мере заряда аккумулятора ток в цепи будет падать и в конце процесса будет равен 0, следовательно нет опасности перегрева аккумулятора или зарядного устройства, так что процесс не требует человеческого вмешательства.

    Возможно также использования этого стабилизатора в качестве лабораторного источника питания.

    Теперь несколько о самой схеме

    Это импульсный стабилизатор с шим-управлением, то есть КПД куда больше, чем у обычных линейных схем. Транзистор работает в ключевом режиме управляясь шим-сигналом, это снижает нагрев силового ключа. Основной транзистор управляется маломощным ключом, такое включение обеспечивает большое усиление по току и разгружает микросхему ШИМ.

    По сути это аналог составного транзистора. Транзистор нужен с током на менее 10 ампер, возможно также использование составных транзисторов прямой проводимости.

    Регулировка выходного напряжения осуществляется с помощью переменного резистора R9, для наиболее точной настройки желательно использовать многооборотный резистор, притом очень советую использовать резистор с мощностью 0.5 ватт.

    Нижним резистором можно установить верхнюю границу выходного напряжения,

    а подбором соотношения резисторов R1, R3, устанавливается нижняя граница выходного напряжения.

    Для более быстрой и точной подстройки этот делитель может быть заменён на многооборотный подстроечный резистор сопротивлением от 10 до 20 ком.

    За ограничение тока отвечает переменный резистор R6, верхнюю границу выходного тока можно изменить подбором резистора R4.

    Обратите внимание на чёткое срабатывание функции ограничения, даже при коротком замыкании, ток не более 6.5 ампер. Регулируется довольно плавно, если использовать многооборотный резистор.

    Токовый шунт или датчик тока…, тут хотел бы обратить ваше внимание на то, что входные и выходные земли разделяются шунтом, обратите на это внимание при сборке. В качестве шунта можно использовать отрезок нихромовый проволоки с нужным сопротивлением. В моём же варианте было использование snd-шунты, которые можно найти на платах защиты аккумуляторов от ноутбука.

    Номинальное сопротивление шунта 0.5 ом +- 50%. При токе в 6 ампер такой шунт справляется очень даже не плохо.

    Силовой дроссель… Сердечник взят из выходного дросселя групповой стабилизации компьютерного блока питания,

    обмотка состоит из 30 витков, намотана двойным проводом, диаметр каждого составляет 1 мм. Тут важен один момент, количество нужно будет подобрать в зависимости от рабочей частоты генератора и материалов магнитопровода. Не верно подобранный дроссель приведёт к сильному нагреву силового ключа при больших токах, это легко понять по характерному свисту при токах в 2-3 ампера, если свист присутствует, то нужно увеличить рабочую частоту генератора.

    Для этих целей сопротивление резистора R2 снижается до 1 ком и последовательно ему подключается многооборотный подстроечный резистор на 10 ком, таким образом частоту генератора можно менять в пределах от 50 до 550 кГц.

    Введите электронную почту и получайте письма с новыми поделками.

    После настройки на нужную частоту, подстроечный резистор выпаивается, измеряется его сопротивление, прибавляется к полученному числу сопротивление дополнительного резистора в 1 ком и сборка заменяется одним постоянным резистором близкого сопротивления. Этим настройка завершена…

    Силовой диод VD1 очень советую — шотки, с напряжение не менее 60 вольт и током от 10 ампер.

    При токах в 3-4 ампера тепловыделения почти не наблюдается, если же собираетесь гонять схему на больших токах, то нужен радиатор. Возможно и применение обычных импульсных диодов с нужным током.

    В качестве источника питания может быть задействован либо импульсный блок питания, либо сетевой трансформатор дополненный диодным выпрямителем и сглаживающим конденсатором.

    В обоих случаях постоянное напряжение с источника питания должно быть не менее 16\17 вольт и ток до 10 ампер.

    Я использовал обыкновенный трансформатор с диодным мостом. Ну вот вроде и всё, всем спасибо за внимание, печатка находиться в архиве.

    Источник

    На Отечественной Элементной Базе: Простое ЗУ на тиристоре для АКБ авто

    Сейчас в сети, на ресурсах радиолюбительской тематики, нет недостатка в плане схемотехники различных зарядных устройств для автомобильного аккумулятора. Можно найти ЗУ полностью автоматические, полуавтоматические или же вовсе простые.

    В этой статье, я предлагаю вспомнить одну из базовых схем зарядного устройства на тиристоре. Схема интересна тем что она крайне проста, надёжна и выполнена полностью на отечественной элементной базе. Наверняка, те радиолюбители, кто занимается конструированием зарядок, собирали её в том или ином виде.

    Данная схема представляет из себя не что иное, как адаптированный регулятор мощности с фазоимпульсным управлением. Имеется возможность электронной регулировки зарядного тока от до 10 А . А сама форма зарядного тока близка к импульсной, с частотой 100 Гц . Есть мнение, что для кислотно-свинцовых АКБ такой режим заряда наиболее предпочтителен. А ещё эту схему можно применять в гаражных условиях в качестве регулируемого источника питания для мощного низковольтного паяльника или вулканизатора.

    Для ЗУ потребуется сетевой понижающий трансформатор со вторичной обмоткой на 18 — 22 В . Естественно, для того чтобы обеспечить необходимый зарядный ток, он должен быть соответствующей мощности. Напряжение со вторичной обмотки трансформатора T1 выпрямляется диодным мостом VD1-VD4 . На схеме указаны диоды Д245 , но можно использовать и другие, рассчитанные на прямой ток 10 А и обратное напряжение от 50 В , например, Д242 , Д243 , КД203 , КД210 или КД213 .

    Аккумуляторная батарея подключена к диодному мосту через тиристор VS1 , управляет которым фазоимпульсная схема на транзисторах VT1, VT2 . Сама схема управления — это аналог однопереходного транзистора. Время, в течение которого конденсатор С2 заряжается до переключения однопереходного транзистора, можно регулировать переменным резистором R1 . При крайнем правом по схеме положении его движка зарядный ток будет максимальным, и наоборот. Диод VD5 защищает управляющую цепь тиристора от обратного напряжения, возникающего при включении VS1.

    Конструктивно детали схемы управления (выделены пунктирной линией) размещают на печатной плате , показанной на рисунке ниже. Диоды выпрямительного моста и тиристор размещают на теплоотводах, из расчета полезной площади от 100 см2 на каждый элемент.

    Источник