Меню

Зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов Часть 2



Регулируемый блок питания своими руками

Блок питания необходимая вещь для каждого радиолюбителя, потому, что для питания электронных самоделок нужен регулируемый источник питания со стабилизированным выходным напряжением от 1.2 до 30 вольт и силой тока до 10А, а также встроенной защитой от короткого замыкания. Схема изображенная на этом рисунке построена из минимального количества доступных и недорогих деталей.

Микросхема LM317 является регулируемым стабилизатором напряжения со встроенной защитой от короткого замыкания. Стабилизатор напряжения LM317 рассчитан на ток не более 1.5А, поэтому в схему добавлен мощный транзистор MJE13009 способный пропускать через себя реально большой ток до 10А, если верить даташиту максимум 12А. При вращении ручки переменного резистора Р1 на 5К изменяется напряжения на выходе блока питания.

Так же имеется два шунтирующих резистора R1 и R2 сопротивлением 200 Ом, через них микросхема определяет напряжение на выходе и сравнивает с напряжением на входе. Резистор R3 на 10К разряжает конденсатор С1 после отключения блока питания. Схема питается напряжением от 12 до 35 вольт. Сила тока будет зависеть от мощности трансформатора или импульсного источника питания.

А эту схему я нарисовал по просьбе начинающих радиолюбителей, которые собирают схемы навесным монтажом.

Сборку желательно выполнять на печатной плате, так будет красиво и аккуратно.

Печатная плата сделана под импортные транзисторы, поэтому если надо поставить советский, транзистор придется развернуть и соединить проводами. Транзистор MJE13009 можно заменить на MJE13007 из советских КТ805, КТ808, КТ819 и другие транзисторы структуры n-p-n, все зависит от тока, который вам нужен. Силовые дорожки печатной платы желательно усилить припоем или тонкой медной проволокой. Стабилизатор напряжения LM317 и транзистор надо установить на радиатор с достаточной для охлаждения площадью, хороший вариант это, конечно радиатор от компьютерного процессора.

Желательно прикрутить туда и диодный мост. Не забудьте изолировать LM317 от радиатора пластиковой шайбой и тепло проводящей прокладкой, иначе произойдет большой бум. Диодный мост можно ставить практически любой на ток не менее 10А. Лично я поставил GBJ2510 на 25А с двойным запасом по мощности, будет в два раза холоднее и надёжнее.

А теперь самое интересное… Испытания блока питания на прочность.

Регулятор напряжения я подключил к источнику питания с напряжением 32 вольта и выходным током 10А. Без нагрузки падение напряжения на выходе регулятора всего 3В. Потом подключил две последовательно соединенные галогеновые лампы H4 55 Вт 12В, нити ламп соединил вместе для создания максимальной нагрузки в итоге получилось 220 Вт. Напряжение просело на 7В, номинальное напряжение источника питания было 32В. Сила тока потребляемая четырьмя нитями галогеновых ламп составила 9А.

Радиатор начал быстро нагреваться, через 5 минут температура поднялась до 65С°. Поэтому при снятии больших нагрузок рекомендую поставить вентилятор. Подключить его можно по этой схеме. Диодный мост и конденсатор можно не ставить, а подключить стабилизатор напряжения L7812CV напрямую к конденсатору С1 регулируемого блока питания.

Что будет с блоком питания при коротком замыкании?

При коротком замыкании напряжение на выходе регулятора снижается до 1 вольта, а сила тока равна силе тока источника питания в моем случае 10А. В таком состоянии при хорошем охлаждении блок может находится длительное время, после устранения короткого замыкания напряжение автоматически восстанавливается до заданного переменным резистором Р1 предела. Во время 10 минутных испытаний в режиме короткого замыкания ни одна деталь блока питания не пострадала.

Читайте также:  Разветвитель распределитель HDMI сигналов по витой паре 1вх 8вых Передача HDMI до мониторов по витой паре на 30м D Hi108T

Радиодетали для сборки регулируемого блока питания на LM317

  • Стабилизатор напряжения LM317
  • Диодный мост GBJ2501, 2502, 2504, 2506, 2508, 2510 и другие аналогичные рассчитанные на ток не менее 10А
  • Конденсатор С1 4700mf 50V
  • Резисторы R1, R2 200 Ом, R3 10K все резисторы мощностью 0.25 Вт
  • Переменный резистор Р1 5К
  • Транзистор MJE13007, MJE13009, КТ805, КТ808, КТ819 и другие структуры n-p-n

Друзья, желаю вам удачи и хорошего настроения! До встречи в новых статьях!

Источник

Зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов . Часть 2.

Зарядные устройства

Детский расчет. Наш модуль имеет выходное напряжение в районе 28-30 Вольт (максимум) и максимальный ток до 5 Ампер, округлим – 30Х5, в итоге нам нужен блок питания на мощность 170 ватт, почему 170 ? пусть будет запас, к тому же в расчете мы не приняли во внимание КПД нашей модули – тоже немало важный момент.

8

А на счет схемы – все стандартно , IR2153 работает на частоте 47-50 кГц, два высоковольтных полевика и трансформатор.

Входная часть тоже самая стандартная, за исключением того, что после диодного моста. Тут решил использовать только одни конденсатор, вместо двух со средней точкой, как это принято делать.

14

Полевые транзисторы установлены на теплоотвод, применил IRF740, у которых корпус не изолирован, следовательно нужно использовать разделительные прокладки, в случае, если теплоотвод один, в случае отдельных теплоотводов изолировать ключи не нужно.

Мощность схемы в принципе может быть от нескольких десятков до нескольких сотен ватт, все зависит от трансформатора и других частей схемы, которые подбираются исходя из мощности.
Принципиальная схема блока питания показана ниже.

схема

Трансформатор – взят готовый, от компьютерного блока питания, ничего не перематывал, с родными обмотками можно на выходе получить до 60 вольт, мне же всего то нужно было получить 30 Вольт и для этого задействовал среднюю точку транса (земля, коса) и один из концов обмотки на 12 Вольт.

6

Дополнительно . После сборки и полной настройки зарядного устройства , решил на всякий случай использовать активное охлаждение в виде обычного купера от родного преобразователя. Кулер просто выдувает теплый воздух из-под корпуса.

Помимо этого на передней панели установил выключатель питания. Пробовал этим устройством зарядить аккумулятор от бесперебойника (12В 9А/ч) в течении 2-х часов током 3Ампер (много, но все ради теста) полет нормальный.

10

11

Потом пошел еще дальше, зарядив автомобильный аккумулятор на 45 А/ч током 4 Ампер в течении 5 часов. Должен заметить, что активное охлаждение установил очень не зря, без него блок бы перегрелся и наверняка вышел бы из строя, но так все нормально, так, что смело делайте.

Схема и печатная плата доступна для скачивания тут.

Источник

Простой и доступный блок питания ака касьян

Попался на ютубе видео ролик по изготовлению импульсного сварочного мини трансформатора. Автор ролика Ака Касьян. Посмотрел видео и прочитал огромное количество комментариев по этому видео. Как я понял никому не удалось сделать рабочую версию. Автор ролика не ответил ни на один комментарий. Может быть кто пробовал собрать данный девайс?

Внимательно просмотрев видео выявилось некоторое несоответствие с описанием компонентов.

1). В видео говорится, что трансформатор мотается двойным проводом ф1мм две обмотки по 4 витка, общая толщина диаметра обмотки от 2 до 4 мм.
Я взял такой же трансформатор, разобрал его и все замерил. В пазы каркаса провод ф1мм не помещается. У автора видео Трансформатор намотан в три провода примерно 0,7 — 0,8 мм. общий диаметр обмоток 1,5 мм в квадрате.( Я специально выточил новый каркас и намотал две обмотки по 4 витка проводом ф1,5мм, общий диаметр обмоток 3,5мм в квадрате).

Читайте также:  Питание электродвигателя от импульсного блока питания

2). Как говорит автор, дроссель наматывается двойным проводом ф1,5мм 20 — 30 витков, о размерах ферритового кольца ничего не говорится, согласно схеме индуктивность дросселя 47 микро генри. хотя на видео показан дроссель от компьютерного блока питания на кольце 28 х 14 х 10 мм намотанный двойным проводом ф0,7мм 22 витка, индуктивность которого 25 микро генри.
Я намотал 3 дросселя:
Кольцо 33 х 20 х 11 мм, 25 витков, в один провод ф2 мм, индуктивность 44 микро генри.
Кольцо 28 х 14 х 11 мм, 20 витков,двойной провод в вековой изоляции ф1,1 мм, индуктивность 33 микро генри.
Кольцо 28 х 14 х 11 мм, 20 витков в один провод ф1,4 мм, индуктивность 32 микро генри.
И кольцо, взятое от компьютерного блока питания 24 х12 х 10 мм, 21 виток, двойной провод ф0,7 мм, индуктивность 25 микро генри.
В девайс поставил дроссель 28 х 14 х 11 мм, Провод ф1,4 мм, 32 микро генри
.
3) Вторичная обмотка трансформатора, как говорит автор, медная лента толщиной 1 мм и шириной 22 мм, 1 неполный виток. У него лента двойная на видео. А действительная толщина медной ленты 0,1 мм без изоляции, выходит общая толщина не 1 мм, а 0,2 мм
.(У меня использована такая же лента, только не двойная а тройная.)

4) Автор использовал высоковольтные конденсаторы 224J1400в, 104J1600в, хотя на схеме конденсатор указан 1 мф, и напряжение не указано. Не понятно зачем нужно ставить высоковольтные конденсаторы.
И мосфеты на схеме IRFP150 100v. 40A.

Ниже схема несколько фоток из видеоролика.



Вообщем собрал я данный девайс, Мосфетов таких как на схеме не было, поставил P60NF06 60v. 60A, конденсатор Эпкос 0,47 мф, 1000v. Дроссель на кольце 28 х 14 х 11, 20 витков провод диаметром 1,4 мм, 32 микро генри. Трансформатор две обмотки по 4 витка двойным проводом диаметром 1,5 мм. Вторичная обмотка — в 3 медные ленты по 0,1 мм х 22 мм один неполный виток. кнопку включения закрепил на радиаторе транзисторов. транзисторы крепятся к радиатору через прокладки.
При подаче напряжения 12 вольт от аккумулятора моментально сгорает предохранитель на 15А, не нажимая кнопку включения. Перепроверил правильность установки и соединений — все в порядке почему сразу сгорает предохранитель?
Вот несколько фоток моего творения.

Верхний дроссель кольцо 33 х 20 х 11, одинарный провод ф2 мм,25 витков, 44 микро генри.
ниже дроссель кольцо 28 х 14 х 11, двойной провод в шелковой изоляции ф1,1 мм, 20 витков, 33 микро генри.
Следующий дроссель кольцо 28 х 14 х 11, одинарный провод ф1,4 мм, 32 микро генри
нижний дроссель с компьютерного блока питания кольцо 24 х12 х 10, двойной провод ф 0,7, 25 микро генри.




Добавлено (05.04.2019, 19:13)
———————————————
Насколько я помню эта штука варила полоски к аккам , типа точечной сварки

Источник

Лабораторный блок питания с регулировкой напряжения и тока

Если вы ищете схему простого, мощного, надежного и доступного лабораторного блока питания, то эта статья именно для вас. Я настоятельно рекомендую данную схему для повторения, только

просьба собирать её по печатной плате, которую я для вас сделал, чтобы избежать всевозможных ошибок при монтаже.

Читайте также:  Блок питания 500W AeroCool ECO 500W

Основа схемы была взята из зарубежного журнала, только я увеличил немного мощности, более детально протестировал её, в итоге от себя добавил дополнительный силовой транзистор, ну и сама плата естественно была модернизирована. Получился отличный блок питания с хорошей нагрузочной способностью, а стабилизация осталась на достаточно высоком уровне.

Основной недостаток линейных схем заключается в их малом КПД, а при конструировании таких источников питания возникают проблемы с охлаждением силовых транзисторов, поэтому очень желательно использовать трансформатор с несколькими обмотками и систему коммутации.

Наиболее простейший вариант показан на фото.

Стоит указать то, что сейчас многие отдают предпочтение импульсным лабораторным источником питания у которых кпд может доходить до 90 и более процентов, но больше ценится именно линейные источники питания. Профессиональные линейные блоки питания всегда дополняют узлом коммутации обмоток.

Блок питания может обеспечить на выходе стабильное напряжение от 0 до 35-38 вольт, а выходной ток может доходить до 5-6 ампер.

Кстати ток также стабилизирован, то есть выставленное значение тока будет сохраняться при изменениях входного и выходного напряжения, и не зависит от выходной нагрузки.

Выставили ток в 1 ампер и даже при коротком замыкании у вас он будет ограничен одним амперам.

А вот собственно и модернизированная схема.

Я снизил сопротивление датчика тока до 0,1 оМа,

добавил второй силовой транзистор параллельно первому,

но в эмиттерных цепях каждого транзистора стоит токо-выравнивающий или балластный резистор.

Силовые транзисторы можно любые соответствующей мощности, ток коллектора транзистора желательно 10 ампер и выше, при этом мощность рассеивания должна быть 100 и более ватт.

Так как данная схема — линейная, я очень советую использовать транзисторы в металлических корпусах, на крайняк транзисторы в корпусе ТО247, чтобы не возникли проблемы с теплоотдачей.

В схеме имеем три мощных резистора, балластные советую взять на 5 ватт, а вот датчик тока и на 10 ватт не помешает.

Балластные резисторы советую взять сопротивлением 0,22 Ома у меня они к сожалению закончились, поэтому поставил на 0,1 Ом, но если транзисторы имеют максимально идентичные параметры, то такое решение даже лучше.

В моём случае, в качестве силовых транзисторов изначально использовал ключи 2SD209 по сути это аналог ключей MJE13009, оба варианта очень часто применяются в компьютерных блоках питания.

Каждый такой транзистор может рассеивать 100-130 ватт мощности, но лишь в том случае, если имеется хорошее охлаждение и вы уверены в подлинности транзисторов, но их основная проблема слишком низкий коэффициент усиления по току, всего около 20.

Аналогичное ключи ставить я крайне не рекомендую по нескольким причинам. Во-первых регулировка будет нелинейной из за малого усиления ключей, по этой же причине управлять такими транзисторами тяжело, поэтому драйверный ключик будет жестко нагреваться и ему будет нужен небольшой радиатор.

Очень советую транзисторы в металлических корпусах, наподобие 2N3055, для таких схем они идеально подходят. Металлический корпус, приличная мощность и ток коллектора, а коэффициент усиления по току около 200, как раз то, что нужно.

Я в итоге поставил ключи 2SD1047, они обладают приличным усилением, применяются как в источниках питания, так и в выходных каскадах усилителей мощности низкой частоты.

Радиатор для ключей удобно использовать общий, притом изолировать ключи прокладками не нужно, так как подложки или коллекторы в нашей схеме общие.

Источник

Зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов Часть 2

Зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов . Часть 2.

Зарядные устройства

Детский расчет. Наш модуль имеет выходное напряжение в районе 28-30 Вольт (максимум) и максимальный ток до 5 Ампер, округлим – 30Х5, в итоге нам нужен блок питания на мощность 170 ватт, почему 170 ? пусть будет запас, к тому же в расчете мы не приняли во внимание КПД нашей модули – тоже немало важный момент.

8

А на счет схемы – все стандартно , IR2153 работает на частоте 47-50 кГц, два высоковольтных полевика и трансформатор.

Входная часть тоже самая стандартная, за исключением того, что после диодного моста. Тут решил использовать только одни конденсатор, вместо двух со средней точкой, как это принято делать.

14

Полевые транзисторы установлены на теплоотвод, применил IRF740, у которых корпус не изолирован, следовательно нужно использовать разделительные прокладки, в случае, если теплоотвод один, в случае отдельных теплоотводов изолировать ключи не нужно.

Мощность схемы в принципе может быть от нескольких десятков до нескольких сотен ватт, все зависит от трансформатора и других частей схемы, которые подбираются исходя из мощности.
Принципиальная схема блока питания показана ниже.

схема

Трансформатор – взят готовый, от компьютерного блока питания, ничего не перематывал, с родными обмотками можно на выходе получить до 60 вольт, мне же всего то нужно было получить 30 Вольт и для этого задействовал среднюю точку транса (земля, коса) и один из концов обмотки на 12 Вольт.

6

Дополнительно . После сборки и полной настройки зарядного устройства , решил на всякий случай использовать активное охлаждение в виде обычного купера от родного преобразователя. Кулер просто выдувает теплый воздух из-под корпуса.

Помимо этого на передней панели установил выключатель питания. Пробовал этим устройством зарядить аккумулятор от бесперебойника (12В 9А/ч) в течении 2-х часов током 3Ампер (много, но все ради теста) полет нормальный.

10

11

Потом пошел еще дальше, зарядив автомобильный аккумулятор на 45 А/ч током 4 Ампер в течении 5 часов. Должен заметить, что активное охлаждение установил очень не зря, без него блок бы перегрелся и наверняка вышел бы из строя, но так все нормально, так, что смело делайте.

Схема и печатная плата доступна для скачивания тут.

Источник

Мощное зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов (Ака Касьян)

Для просмотра онлайн кликните на видео ⤵

Мощное зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов (Ака Касьян)

НЕУБИВАЕМОЕ зарядное устройство для автомобильных аккумуляторовПодробнее

НЕУБИВАЕМОЕ зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов

✔️МОЩНЫЙ РЕАНИМАТОР СТАРЫХ АКБ😲 десульфатор своими руками👍Подробнее

✔️МОЩНЫЙ РЕАНИМАТОР СТАРЫХ АКБ😲 десульфатор своими руками👍

Супер зарядное устройство для автомобильного аккумулятораПодробнее

Супер зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Зарядное для Автомобильных аккумуляторов на советских деталяхПодробнее

Читайте также:  Продажа блоков питания для компьютера в Сургуте

Не убиваемая и очень мощная зарядка для автомобильных аккумуляторовПодробнее

Не убиваемая и очень мощная зарядка для автомобильных аккумуляторов

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками / DIY car battery chargerПодробнее

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками / DIY car battery charger

КАК СДЕЛАТЬ ПРОСТОЕ ЗАРЯДНОЕ ДЛЯ АККУМУЛЯТОРА #ЧАСТЬ 1Подробнее

КАК СДЕЛАТЬ ПРОСТОЕ ЗАРЯДНОЕ ДЛЯ АККУМУЛЯТОРА #ЧАСТЬ 1

Простое зарядное устройство для Автомобильного аккумулятора своими рукамиПодробнее

Простое зарядное устройство для Автомобильного аккумулятора своими руками

НЕ ремонт одноразового автомобильного зарядного устройстваПодробнее

НЕ ремонт одноразового автомобильного зарядного устройства

Как сделать МОЩНОЕ ПУСКО-ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО своими рукамиПодробнее

Как сделать МОЩНОЕ ПУСКО-ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО своими руками

Тиристорное зарядное с автоматическим отключением в конце зарядаПодробнее

Тиристорное зарядное с автоматическим отключением в конце заряда

НУЖНОЕ АВТОМОБИЛИСТАМ УСТРОЙСТВО СВОИМИ РУКАМИ ЗАРЯДНИК ДЛЯ АККУМУЛЯТОРАПодробнее

НУЖНОЕ АВТОМОБИЛИСТАМ УСТРОЙСТВО СВОИМИ РУКАМИ ЗАРЯДНИК ДЛЯ АККУМУЛЯТОРА

Автомобильное зарядное устройство РЕСУРС-1Подробнее

Автомобильное зарядное устройство РЕСУРС-1

Дедовское зарядное устройство своими рукамиПодробнее

Дедовское зарядное устройство своими руками

✔️Как сделать МОЩНОЕ ПУСКО ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО джамп стартер diy своими рукамиПодробнее

✔️Как сделать МОЩНОЕ ПУСКО ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО джамп стартер diy своими руками

Мощное,старинное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора времён СССРПодробнее

Мощное,старинное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора времён СССР

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками часть #1Подробнее

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками часть #1

Автомобильное зарядное устройство своими рукамиПодробнее

Автомобильное зарядное устройство своими руками

Удаление сульфата аккумулятора АКБ методом большого тока. Импульсная десульфатацияПодробнее

Источник



Мастерим простое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора по схеме

Инструкция и схема простого зарядного устройства для автомобильного аккумулятора своими руками

В продаже сегодня можно встретить множество различных зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов. Они различаются между собой как по цене, так и по техническим характеристикам. Но для того, чтобы стать обладателем ЗУ, необязательно идти в магазин и покупать прибор, ведь если у вас есть знания в области электроники, соорудить такое устройство не составит труда. Схема зарядного устройства для автомобильного аккумулятора, а также инструкция по изготовлению ЗУ представлена в этой статье.

Описание схемы

Для начала рассмотрим особенности, касающиеся схемы ЗУ для АКБ. Как сказано выше, для того, чтобы сделать зарядное устройство для батареи автомобиля своими руками, вы должны обладать простейшими знаниями в области электротехники. Схема простого зарядного устройства включает в себя несколько компонентов, одним из основных является трансформаторное устройство. Этот девайс не так легко найти в продаже, целесообразней будет извлечь из старого телевизора, в данном случае для изготовления ЗУ мы будем использовать трансформатор ТС 180. Найти такое устройство можно на рынке, где торгую старыми запчастями от бытовой техники.

Инструкция и схема простого зарядного устройства для автомобильного аккумулятора своими руками

Схема для изготовления самодельного ЗУ

Трансформаторный узел должен быть оснащен двумя вторичными обмотками, который рассчитаны:

  • на напряжение 6.4 В;
  • на ток, составляющий 4.7 А.

В том случае, если вы подключите последовательно обе обмотки, то на выходе получите 12.8 вольт. Для зарядки полностью разряженного аккумулятора этого может не хватить (в данном случае потребуется не меньше 14 вольт), но для подзарядки, а также зарядки не сильно разряженных АКБ этого напряжения хватит.

Если вы хотите все сделать правильно по схеме, то выводы 9 и 9′ необходимо соединить друг с другом, для этого используется толстый провод. А вот к контактам 10 и 10′ нужно будет припаять диодный мост, для этого применяется аналогичный провод. На схеме вы можете увидеть обозначение Д242А — это диодный мост, который состоит из четырех компонентов.

Читайте также:  Отзывы покупателей и специалистов о Yealink PA 5VDC 1200

Руководство по изготовлению

Для изготовления зарядки автомобильного аккумулятора своими руками из инструментов вам потребуется только паяльник с расходными материалами, текстолитовая плита, а также провод с вилкой для бытовой розетки. В принципе, может использоваться любая схема зарядного устройства для автомобильного аккумулятора, но мы опишем процесс на наиболее простом варианте (автор видео об изготовлении простейшего ЗУ в домашних условиях — канал SDELAJ SAM).

Этапы

Итак, чтобы соорудить прибор своими руками, вам нужно будет выполнить следующие действия:

  1. Для начала займемся диодными элементами. Монтаж диодов осуществляется на радиаторные устройства. Сам радиатор можно вытащить из старого компьютера — он установлен непосредственно на процессоре. Диодный мост необходимо собрать на подготовленном текстолите, причем учтите, что размер плитки определит габариты самого ЗУ.
  2. Когда с диодами разберетесь, переходите к следующему этапу — теперь мы будем работать с трансформатором, вернее, с его обмотками. Первичные обмотки подключаются последовательно, причем между выводами 1 и 1′ необходимо будет поставить перемычку, для этого используется паяльник. Далее, тем же паяльником нужно припаять провод с вилкой для бытовой розетки, провод припаивается к выводам 2 и 2′. Если вы хотите, чтобы устройство работало надежно, вам нужно будет также дополнить цепь предохранительными элементами — для вторичного участка цепи подойдет устройство на 10 ампер, для первичного — на 0.5 А.
  3. Затем, в соответствии с имеющейся схемой, вам нужно будет припаять провода с зажимами, которые будут подключаться к аккумуляторной батарее. Чтобы изготовленный своими руками прибор работал без перебоев, сечение проводов должно составлять не меньше 2.5 мм.
  4. На завершающем этапе вам нужно будет ограничить зарядный ток, чтобы он не разрушил конструктивные элементы аккумулятора. Для ограничения тока необходимо подключить 112-вольтную лампу мощностью не более 60 Вт. Этот элемент следует вмонтировать в место разрыва отрицательного провода. Помните о том, что чем ниже будет мощность лампы, тем, соответственно, будет ниже и зарядный ток. Для контроля работоспособности основных характеристик сооружаемого своими руками прибора в цепь можно добавить амперметр.

Фотогалерея «Другие схемы для изготовления ЗУ»

Инструкция и схема простого зарядного устройства для автомобильного аккумулятора своими руками

Инструкция и схема простого зарядного устройства для автомобильного аккумулятора своими руками

Особенности зарядки АКБ самодельным ЗУ

Как правильно заряжать автомобильный аккумулятор с помощью самодельного прибора?

Читайте также:  Имеет ли смысл чинить блок питания компьютера

Процесс зарядки будет идентичным использованию фирменного ЗУ, но есть определенные нюансы, которые нужно учитывать:

  1. Во-первых, ни в коем случае нельзя перепутать полярность при подключении, в противном случае это может привести к разрушению пластин внутри АКБ. Положительный зажим всегда подключается к плюсу АКБ, а отрицательный, соответственно, к минусу.
  2. Во-вторых, никогда не проверяйте самодельное ЗУ на искру. Если вы решите замкнуть провода на выводах батареи, это может привести если не к выходу прибора из строя, то к его возможным неисправностям в будущем.
  3. В-третьих, запомните — когда зарядный прибор подключается к АКБ, он должен быть отключен от бытовой сети. Только после того, как вы соедините зажимы с аккумуляторными выводами, вилку от ЗУ можно будет включить в розетку.
  4. Если говорить о разработке самого зарядного прибора, то в ходе работ, а также его использования нужно быть наиболее аккуратным. При эксплуатации девайса необходимо руководствоваться всеми нормами безопасности. Как показывает практика, уже не раз происходили случаи, когда люди, допуская ошибки в ходе разработки и сборки прибора, не только выводили из строя АКБ при подключении, но и сами травмировались. Так что все действия осуществляйте в соответствии со схемой.
  5. Так как вы станете обладателем самодельного ЗУ, в ходе использования за ним в любом случае необходимо следить. Не уходите из дома, пока прибор включен в сеть и заряжает аккумулятор.

Видео «Пример изготовления самодельного ЗУ»

Пример сборки простейшего ЗУ в домашних условиях описан на видео ниже (автор — канал AKA KASYAN).

Источник

РЕСУРС-1 Неубиваемое зарядное для аккумулятора (Ака Касьян)

Aliradar http://alrdr.cc/4176
Архив http://www.kit-shop.org/news/avtomaticheskoe_zarjadnoe_ustrojstvo_dlja_akkumuljatora/2020-12-15-1
Купить дешевое зу http://ali.pub/5dvgqt
http://ali.pub/5dvgtj
Мой Instagram https://www.instagram.com/akakasyan/
Наши группы
https://vk.com/club79283215
https://vk.com/vipcxema
https://vk.com/club100966297
Сайт
http://www.kit-shop.org

Мое лабораторное оборудование

1 http://ali.pub/4qwdfg
https://gotbest.by/redirect/cpa/o/qafnpy5yognt9a6ysiwmq6yi43s39ze2/

2 http://ali.pub/4qx4a1
https://gotbest.by/redirect/cpa/o/qag12rbafmidltouq64pby40lns4l3ug/

3 http://ali.pub/4qwd55
https://gotbest.by/redirect/cpa/o/qafnv13um1dtmmh2zqbn34y1xqxcxd37/

4 http://ali.pub/4qwctv
https://gotbest.by/redirect/cpa/o/qafojfqqgpxntkfbvgdcub2fkebxaki5/

5 http://ali.pub/4qwcw0
https://gotbest.by/redirect/cpa/o/qafo6eoy158n94lnwg9igbarvhs79nhh/

6 http://ali.pub/4qwd89
https://gotbest.by/redirect/cpa/o/qafnrxhn021p0ndd312cntq8itk85bpe/

7 http://ali.pub/4qwdd4
https://gotbest.by/redirect/cpa/o/qafnral4tzd61ezpeancdyuy98gj2hl8/

8 http://ali.pub/4qwdjj
https://gotbest.by/redirect/cpa/o/qafnoe9ue22ldzo5cva22euusju2x16q/

Токовые клещи http://ali.pub/4qwfch
https://gotbest.by/redirect/cpa/o/qafpws747j71zefv3z1185mldu4b156l/

Блок питания
http://ali.pub/4qwg5g
https://gotbest.by/redirect/cpa/o/qafqcx43s01agufi12ov5lezyh89nyob/

Генераторы сигналов
1 http://ali.pub/4qwh0y
https://gotbest.by/redirect/cpa/o/qafqpfnri5n55txy8nrdq16d48faalpi/

2 http://ali.pub/4qwh7y
https://gotbest.by/redirect/cpa/o/qafqp0a68xcc825mhgpph6kvndp5wqrc/

1 http://ali.pub/4qx4gu
https://gotbest.by/redirect/cpa/o/qag1emi762kvpyqjpgmm0zmo36wd2r3d/

2 http://ali.pub/4qx4lp
https://gotbest.by/redirect/cpa/o/qag1jz302x0g5td0ywgiv6bh0403z2no/

3 http://ali.pub/4qwggj
https://gotbest.by/redirect/cpa/o/qafqj5lw1xq5wy5opjhybxun3t56awqj/

Транзистор тестер http://ali.pub/4qwcws
https://gotbest.by/redirect/cpa/o/qafo3wap5jm07dg7t9cizatzr88rvi0d/

Тестер микросхем http://ali.pub/4qwczw
https://gotbest.by/redirect/cpa/o/qafnzj32zh29f87q471zypxfqg6wjbdx/

Тахометр http://ali.pub/4qwfkg
https://gotbest.by/redirect/cpa/o/qafq19rl2b1pcfvo71kigdrebf5zk057/

Шумомер http://ali.pub/4qwfru
https://gotbest.by/redirect/cpa/o/qafq4b4qaovqlul2vf5a6u21f7n3f1k3/

Микроскоп http://ali.pub/4qwg1k
https://gotbest.by/redirect/cpa/o/qafqadvhp8hig934tthjczedp53pg00n/

Связаться со мной по срочным вопросам можно по почте
artur.kasyan@mail.ru
Я ВКонтакте (пишут многие, поэтому отвечаю редко)
https://vk.com/akakasyan

Второй канал https://www.youtube.com/channel/UCO9r0ovR_10Cgq8kOgnFl8Q/featured
English channel https://www.youtube.com/channel/UCs9Yqob1vfCTySf3hNtLcyw/featured
Еще один канал https://www.youtube.com/channel/UCrhJYCA-X3sKDRKCpHeOE_w/featured

#зарядноеустройство #ЗУ #Ресурс1 #carbatterycharger #автоматическоезарядноеустройство #зусвоимируками

Видео РЕСУРС-1 Неубиваемое зарядное для аккумулятора (Ака Касьян) канала AKA KASYAN

Источник

Зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов Часть 2



Зарядка для 18650 аккумуляторов своими руками

Самодельное зарядное для литиевых аккумуляторов 18650

Всех приветствую! Недавно возникла необходимость заряжать литиевые аккумуляторы типоразмера 18650. Покупать зарядник в магазине? не, не мой вариант. Мне нужно, что-то по сложнее, например сделать самому)). К тому же всё необходимое есть под рукой. Отлично. Поехали.

Итак, из основных комплектующих понадобится бокс, холдер, держатель – нужное подчеркнуть.

бокс,холдер,держатель.

бокс,холдер,держатель.

Данные боксы фирмы Shenzhen Blossom Electronic на мой взгляд самые качественные. Сделаны из прочного пластика, имеют надёжные контакты, аккумуляторы держатся уверенно и в целом выглядит приятно.

Также потребуется контроллер заряда на микросхемы TP4056.

Контроллер TP4056.

Он представляет из себя маленькую платку размерами 26X17мм. с функциями защиты от разряда и перезаряда литиевых аккумуляторов. Подключается по micro usb, может работать с аккумуляторами 3,7 вольт,
поддерживает зарядный ток около 1 Ампера.

Ниже представлен график контроля заряда TP4056.

В моём зарядном устройстве будет использована только эта функция.
А контроль разряда аккумуляторов используется только в случае подключения нагрузки через эту плату.

Поэтому схема получается крайне простой, припаиваем провода согласно рисунку и уже можно пользоваться устройством.

Схема .

Но на этом мы не заканчиваем, думаю не плохо бы прикрепить плату к боксу и изолировать все голые контакты.

Для крепления платы я использовал двухстороннюю вспененную клейкую ленту.

Двухсторонняя вспененная клейкая лента.

Контроллер приклеен на бокс.

Держится хорошо, просто так не оторвётся. Далее с помощью акрилового герметика я замазал всё контакты.

Акриловый герметик.

И обычным прозрачным скотчем прикрыл плату контроллера. В итоге получилось это!

Готовый девайс.

Готовый девайс.

Готовый девайс.

Да, немного страшновато вышло, но гаджет отлично работает. Главное не перепутать полярность при установке аккумуляторов, иначе сгорит TP4056 а если при этом и к блоку питания подключено, то блок тоже выпустит дым. Пожалуй это является главным недостатком данного устройства.

Что касается времени зарядки, то она зависит от емкости аккумуляторов и тока блока питания. Но в любом случае максимальный ток заряда не превысит 1-го Ампера. Если например установлено 3 аккумулятора по 2000mAh и ток заряда 1 Ампер, то по приблизительным подсчётам потребуется 6 часов. Много это или мало, решайте сами.

Ниже на фото красный светодиод говорит о идущем заряде аккумуляторов.

Идёт заряд.

Зеленый светодиод означает окончание заряда.

Заряд окончен.

В итоге менее чем за 100 рублей я пользуюсь этой зарядкой уже 2 месяца. Но к сожалению остаётся вероятность неправильно воткнуть аккумулятор и лишится устройства. В целом не очень рекомендую такое решение именно по этой причине.

Также есть сборка в видео формате. Все ссылочки на комплектующие будут под видео в ютубе.

Мощное зарядное устройство для акб 18650 Ака Касьяна

Литий-ионные аккумуляторы типоразмера 18650, наверное, самый популярный стандарт на сегодня. Их применяют в ноутбуках, фонариках, пауэрбанках и даже в электрокарах.

Энтузиасты, которые решили собрать свой первый электробайк, как правило, используют в качестве аккумуляторов именно банки формата 18650, да и не только энтузиасты. Почти во всех электровелосипедах использованы батареи из этих аккумуляторов.

Из-за отсутствия достаточных средств на покупку новых аккумуляторов часто приходится покупать бывшие в употреблении аккумуляторы (б.у.), например, от ноутбуков. Также приходится их разбирать, замерять емкости и сортировать с целью сборки батареи.

Как заряжать банку 18650, думаю, знает каждый. В наше время можно найти специализированное зарядное устройство.

Либо купить вот такую платку, которая питается от обычного usb-порта и способна заряжать 1 аккумулятор током до 1А.

Но как быть, если аккумуляторов много? Правильно, купить больше зарядок. А что, если аккумуляторов ну уж очень много?

В этом случае покупать умное зарядное устройство уже крайне невыгодно. Так что же делать? Взяться за паяльник естественно и найти (купить/переделать/сделать) блок питания с напряжением 5В и как можно большим выходным током.

В задумке нет ничего хитроумного и показанное здесь не является новинкой. Автор (AKA KASYAN), просто решил сделать себе зарядку, которая может одновременно заряжать ни много ни мало 20 аккумуляторов стандарта 18650. За зарядку каждой банки отвечает старая добрая плата на базе микросхемы TP4056.

Такие платы бывают с защитой и без.

Нам нужны те, которые без защиты. Для данного проекта, как легко догадаться, нам понадобится 20 таких плат, а еще 20 холдеров для установки аккумуляторов.

Некоторые платы заряда у автора с защитой, но он припаял аккумулятор непосредственно к выходу микросхемы TP4056, минуя схему защиты.

Дело в том, что по наблюдениям автора, при стандартном включении аккумуляторы слегка недозаряжается, поэтому если брать такие платы для зарядного устройства, то берите те, что бес платы защиты. Собранная система естественно нагревается, так как используемые в данной самоделке микросхемы TP4056 работают в линейном режиме, а с учетом того, что их количество составляет аж 20 штук, нагрев получается внушительным. Греется и сам источник питания. Еще бы, ведь он работает на максимальной мощности.
Теперь пару слов о том, в чем же собственно особенность такой зарядки. Дело в том, что в продаже вы вряд ли найдете схожий агрегат. Автор естественно попытался найти что-то подобное, но в интернет магазинах нашел зарядку максимум для 8-ми литий-ионных аккумуляторов типоразмера 18650.

Из описания товара становится ясно, что максимальное значение тока заряда, в случае одновременной зарядки всех 8-ми аккумуляторов, не превышает 500 мА. Это естественно мало.Тщательно профильтровав все предложения и сравнивав цены на предлагаемые товары, автор вернулся к начальному плану – сделать зарядку своими руками.
Для безопасной работы конструкцию дополним вентилятором.

Вентилятор самый обычный, от самого обычного компьютерного блока питания. Он питается от 8-ми вольт, которые получаются с помощью повышающего dc-dc преобразователя МТ3608, который в свою очередь запитан от основного источника питания с напряжением 5В.

Читайте также:  Разветвитель распределитель HDMI сигналов по витой паре 1вх 8вых Передача HDMI до мониторов по витой паре на 30м D Hi108T

Количество заряжаемых аккумуляторов может быть от 1 до 20, так как платы не связанны друг с другом и каждая заряжает свой аккумулятор. Холдеры самые обычные. У китайцев в продаже имеются 2 варианта таких холдеров, автор советует использовать второй вариант, стоит чуть дороже, но такая конструкция гораздо надежнее и прослужит намного дольше.

Ну а теперь приступаем к сборке.

Более подробно с процессом сборки можете ознакомиться, посмотрев видеоролик автора:

Проверка и испытания:

Как видите, все прекрасно работает. О процессе зарядки сигнализирует красный светодиод.

Самоделка из сотового телефона. Зарядное устройство для Li-ion аккумулятора 18650 на микросхеме LTC4054

микросхема LTC4054 из видеорегистратора или телефона

На платах старых телефонов или на платах видеорегистраторов есть микросхема, предназначенная для заряда литий-ионного аккумулятора. У микросхемы 5 выводов,находится ближе к гнезду питания. На корпусе надпись:”LTADY” или “LTH7”. Это микросхема LTC 4054. На этой микросхеме, можно собрать зарядное устройство для зарядки аккумуляторов типоразмера 18650.

схема зарядного устройства на микросхеме LTC4054

Для зарядки потребуется помимо самой микросхемы одна деталь-резистор. От сопротивления этого резистора зависит выходной ток или ток заряда. Я заряжал током 550мА, сопротивление резистора было 1.8кОм.

Характеристики микросхемы:ток заряда до 800мА, напряжение питания 4.3-6В, защита от короткого замыкания на выходе, защита от перегрева.

микросхема LTC4054 на плате

Ток заряда выбирают по формуле:I=1000/R сопротивление резистора. Микросхема при токе 550мА ощутимо греется и поэтому к корпусу через пасту прикрепил фольгу-теплоотвод. Греться будет в начале зарядки, через некоторое время нагрев уйдет. Микросхема автоматически выставляет выходной ток. Заряженный аккумулятор проверил на заводской зарядке с индикацией, он показал полностью заряженный аккум.

Источник

Зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов . Часть 2.

Зарядные устройства

Детский расчет. Наш модуль имеет выходное напряжение в районе 28-30 Вольт (максимум) и максимальный ток до 5 Ампер, округлим – 30Х5, в итоге нам нужен блок питания на мощность 170 ватт, почему 170 ? пусть будет запас, к тому же в расчете мы не приняли во внимание КПД нашей модули – тоже немало важный момент.

8

А на счет схемы – все стандартно , IR2153 работает на частоте 47-50 кГц, два высоковольтных полевика и трансформатор.

Входная часть тоже самая стандартная, за исключением того, что после диодного моста. Тут решил использовать только одни конденсатор, вместо двух со средней точкой, как это принято делать.

14

Полевые транзисторы установлены на теплоотвод, применил IRF740, у которых корпус не изолирован, следовательно нужно использовать разделительные прокладки, в случае, если теплоотвод один, в случае отдельных теплоотводов изолировать ключи не нужно.

Мощность схемы в принципе может быть от нескольких десятков до нескольких сотен ватт, все зависит от трансформатора и других частей схемы, которые подбираются исходя из мощности.
Принципиальная схема блока питания показана ниже.

схема

Трансформатор – взят готовый, от компьютерного блока питания, ничего не перематывал, с родными обмотками можно на выходе получить до 60 вольт, мне же всего то нужно было получить 30 Вольт и для этого задействовал среднюю точку транса (земля, коса) и один из концов обмотки на 12 Вольт.

6

Дополнительно . После сборки и полной настройки зарядного устройства , решил на всякий случай использовать активное охлаждение в виде обычного купера от родного преобразователя. Кулер просто выдувает теплый воздух из-под корпуса.

Помимо этого на передней панели установил выключатель питания. Пробовал этим устройством зарядить аккумулятор от бесперебойника (12В 9А/ч) в течении 2-х часов током 3Ампер (много, но все ради теста) полет нормальный.

10

11

Потом пошел еще дальше, зарядив автомобильный аккумулятор на 45 А/ч током 4 Ампер в течении 5 часов. Должен заметить, что активное охлаждение установил очень не зря, без него блок бы перегрелся и наверняка вышел бы из строя, но так все нормально, так, что смело делайте.

Схема и печатная плата доступна для скачивания тут.

Источник

Схема импульсного зарядного устройства для автомобильного аккумулятора своими руками

Автозарядка своими руками

Тема автомобильных зарядных устройств интересна очень многим. Из статьи вы узнаете, как переделать компьютерный блок питания в полноценное зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов. Оно будет представлять собой импульсное зарядное устройство для аккумуляторов с емкостью до 120 А·ч, то есть зарядка будет довольно мощной.

Собирать практически ничего не нужно – просто переделывается блок питания. К нему добавится всего один компонент.

Компьютерный блок питания имеет несколько выходных напряжений. Основные силовые шины имеют напряжение 3,3, 5 и 12 В. Таким образом, для работы устройства понадобится 12-вольтовая шина (желтый провод).

Компьютерный блок питания

Для зарядки автомобильных аккумуляторов напряжение на выходе должно быть в районе 14,5-15 В, следовательно, 12 В от компьютерного блока питания явно маловато. Поэтому первым делом необходимо поднять напряжение на 12-вольтовой шине до уровня 14,5-15 В.

Затем, нужно собрать регулируемый стабилизатор тока или ограничитель, чтобы была возможность выставить необходимый ток заряда.

регулируемый стабилизатор тока

Зарядник, можно сказать, получится автоматическим. Аккумулятор будет заряжаться до заданного напряжения стабильным током. По мере заряда сила тока будет падать, а в самом конце процесса сравняется с нулем.

Приступая к изготовлению устройства необходимо найти подходящий блок питания. Для этих целей подойдут блоки, в которых стоит ШИМ-контроллер TL494 либо его полноценный аналог K7500.

ШИМ-контроллер TL494

Когда нужный блок питания найден, необходимо его проверить. Для запуска блока нужно соединить зеленый провод с любым из черных проводов.

Для запуска блока

Если блок запустился, нужно проверить напряжение на всех шинах. Если все в порядке, то нужно извлечь плату из жестяного корпуса.

Читайте также:  Выбираем блок питания для тату машинки советы начинающему мастеру

Извлекаем плату

После извлечения платы, необходимо удалить все провода, кроме двух черных, двух зеленого и идет для запуска блока. Остальные провода рекомендуется отпаять мощным паяльником, к примеру, на 100 Вт.

На этом этапе потребуется все ваше внимание, поскольку это самый важный момент во всей переделке. Нужно найти первый вывод микросхемы (в примере стоит микросхема 7500), и отыскать первый резистор, который применен от этого вывода к шине 12 В.

Поиск

На первом выводе расположено много резисторов, но найти нужный — не составит труда, если прозвонить все мультиметром.

После нахождения резистора (в примере он на 27 кОм), необходимо отпаять только один вывод. Чтобы в дальнейшем не запутаться, резистор будет называться Rx.

необходимо отпаять только один вывод

Теперь необходимо найти переменный резистор, скажем, на 10 кОм. Его мощность не важна. Нужно подключить 2 провода длиной порядка 10 см каждый таким образом:

необходимо отпаять только один вывод

Один из проводов необходимо соединить с отпаянным выводом резистора Rx, а второй припаять к плате в том месте, откуда был выпаян вывод резистора Rx. Благодаря этому регулируемому резистору можно будет выставлять необходимое выходное напряжение.

регулируемый резистор

Стабилизатор или ограничитель тока заряда очень важное дополнение, которое должно иметься в каждом зарядном устройстве. Этот узел изготавливается на базе операционного усилителя. Тут подойдут практически любые «операционники». В примере задействован бюджетный LM358. В корпусе этой микросхемы два элемента, но необходим только один из них.

LM358

Пару слов о работе ограничителя тока. В этой схеме операционный усилитель применяется в качестве компаратора, который сравнивает напряжение на резисторе с низким сопротивлением с опорным напряжением. Последнее задается при помощи стабилитрона. А регулируемый резистор теперь меняет это напряжение.

При изменении величины напряжения операционный усилитель постарается сгладить напряжение на входах и сделает это путем уменьшения или увеличения выходного напряжения. Тем самым «операционник» будет управлять полевым транзистором. Последний регулирует выходную нагрузку.

Полевой транзистор нужен мощный, поскольку через него будет проходить весь ток заряда. В примере используется IRFZ44, хотя можно использовать любой другой соответствующих параметров.

IRFZ44

Транзистор обязательно устанавливается на теплоотвод, ведь при больших токах он будет хорошенько нагреваться. В этом примере транзистор просто прикреплен к корпусу блока питания.

Транзистор устанавливается на теплоотвод

Печатная плата была разведена на скорую руку , но получилось довольно неплохо.

Печатная плата

Теперь остается соединить все по картинке и приступить к монтажу.

соединить все по картинке

соединить все по картинке

Напряжение выставлено в районе 14,5 В. Регулятор напряжения можно не выводить наружу. Для управления на передней панели имеется только регулятор тока заряда, да и вольтметр тоже не нужен, поскольку амперметр покажет все, что надо видеть при зарядке.

амперметр

Амперметр можно взять советский аналоговый или цифровой.

амперметр

Также на переднюю панель был выведен тумблер для запуска устройства и выходные клеммы. Теперь можно считать проект завершенным.

Получилось несложное в изготовлении и недорогое зарядное устройство, которое вы можете смело повторить сами.

Источник

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками

Зарядное устройство (ЗУ) для аккумулятора необходимо каждому автолюбителю, но стоит оно немало, а регулярные профилактические поездки в автосервис не выход. Обслуживание батареи в СТО требует времени и денег. Кроме того, на разряженном аккумуляторе до сервиса ещё нужно доехать. Собрать своими руками работоспособное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками сможет каждый, кто умеет пользоваться паяльником.

Немного теории об аккумуляторах

Любой аккумулятор (АКБ) — накопитель электрической энергии. При подаче на него напряжения энергия накапливается, благодаря химическим изменениям внутри батареи. При подключении потребителя происходит противоположный процесс: обратное химическое изменение создаёт напряжение на клеммах устройства, через нагрузку течёт ток. Таким образом, чтобы получить от батареи напряжение, его сначала нужно «положить», т. е. зарядить аккумулятор.

Практически любой автомобиль имеет собственный генератор, который при запущенном двигателе обеспечивает электроснабжение бортового оборудования и заряжает аккумулятор, пополняя энергию, потраченную на пуск мотора. Но в некоторых случаях (частый или тяжёлый запуск двигателя, короткие поездки и пр.) энергия аккумулятора не успевает восстанавливаться, батарея постепенно разряжается. Выход из создавшегося положения один — зарядка внешним зарядным устройством.

Как узнать состояние батареи

Чтобы принимать решение о необходимости зарядки, нужно определить, в каком состоянии находится АКБ. Самый простой вариант — «крутит/не крутит» — в то же время является и неудачным. Если батарея «не крутит», к примеру, утром в гараже, то вы вообще никуда не поедете. Состояние «не крутит» является критическим, а последствия для аккумулятора могут быть печальными.

Оптимальный и надёжный метод проверки состояния аккумуляторной батареи — измерение напряжения на ней обычным тестером. При температуре воздуха около 20 градусов зависимость степени зарядки от напряжения на клеммах отключённой от нагрузки (!) батареи следующая:

  • 12.6…12.7 В — полностью заряжена;
  • 12.3…12.4 В — 75%;
  • 12.0…12.1 В — 50%;
  • 11.8…11.9 В — 25%;
  • 11.6…11.7 В — разряжена;
  • ниже 11.6 В — глубокий разряд.

Нужно отметить, что напряжение 10.6 вольт — критическое. Если оно опустится ниже, то «автомобильная батарейка» (особенно необслуживаемая) выйдет из строя.

Правильная зарядка

Существует два метода зарядки автомобильной батареи — постоянным напряжением и постоянным током. У каждого свои особенности и недостатки:

Самодельные зарядки для АКБ

Собрать своими руками зарядное устройство для автомобильного аккумулятора реально и не особо сложно. Для этого нужно иметь начальные знания по электротехнике и уметь держать в руках паяльник.

Простое устройство на 6 и 12 В

Такая схема самая элементарная и бюджетная. При помощи этого ЗУ вы сможете качественно зарядить любой свинцовый аккумулятор с рабочим напряжением 12 или 6 В и электрической ёмкостью от 10 до 120 А/ч.

Читайте также:  Имеет ли смысл чинить блок питания компьютера

Устройство состоит из понижающего трансформатора Т1 и мощного выпрямителя, собранного на диодах VD2-VD5. Установка зарядного тока производится переключателями S2-S5, при помощи которых в цепь питания первичной обмотки трансформатора подключаются гасящие конденсаторы C1-C4. Благодаря кратному «весу» каждого переключателя, различные комбинации позволяют ступенчато регулировать ток зарядки в пределах 1–15 А с шагом 1 А. Этого достаточно для выбора оптимального тока зарядки.

К примеру, если необходим ток в 5 А, то понадобится включить тумблеры S4 и S2. Замкнутые S5, S3 и S2 дадут в сумме 11 А. Для контроля напряжения на АКБ служит вольтметр PU1, за зарядным током следят при помощи амперметра PА1.

В конструкции можно использовать любой силовой трансформатор мощностью около 300 Вт, в том числе и самодельный. Он должен выдавать на вторичной обмотке напряжение 22–24 В при токе до 10–15 А. На месте VD2-VD5 подойдут любые выпрямительные диоды, выдерживающие прямой ток не менее 10 А и обратное напряжение не ниже 40 В. Подойдут Д214 или Д242. Их следует установить через изолирующие прокладки на радиатор с площадью рассеяния не менее 300 см. кв.

Конденсаторы С2-С5 обязательно должны быть неполярные бумажные с рабочим напряжением не ниже 300 В. Подойдут, к примеру, МБЧГ, КБГ-МН, МБГО, МБГП, МБМ, МБГЧ. Подобные конденсаторы, имеющие форму кубиков, широко использовались как фазосдвигающие для электромоторов бытовой техники. В качестве PU1 использован вольтметр постоянного тока типа М5−2 с пределом измерения 30 В. PA1 — амперметр того же типа с пределом измерения 30 А.

Схема проста, если собрать её из исправных деталей, то в налаживании не нуждается. Это устройство подойдёт и для зарядки шестивольтовых батарей, но «вес» каждого из переключателей S2-S5 будет иным. Поэтому ориентироваться в зарядных токах придётся по амперметру.

С плавной регулировкой тока

По этой схеме собрать зарядник для аккумулятора автомобиля своими руками сложнее, но она возможна в повторении и тоже не содержит дефицитных деталей. С её помощью допустимо заряжать 12-вольтовые аккумуляторы ёмкостью до 120 А/ч, ток заряда плавно регулируется.

Зарядка батареи производится импульсным током, в качестве регулирующего элемента используется тиристор. Помимо ручки плавной регулировки тока, эта конструкция имеет и переключатель режима, при включении которого зарядный ток увеличивается вдвое.

Режим зарядки контролируется визуально по стрелочному прибору RA1. Резистор R1 самодельный, выполненный из нихромовой или медной проволоки диаметром не менее 0.8 мм. Он служит ограничителем тока. Лампа EL1 — индикаторная. На её месте подойдёт любая малогабаритная индикаторная лампа с напряжением 24–36 В.

Понижающий трансформатор можно применить готовый с выходным напряжением по вторичной обмотке 18–24 В при токе до 15 А. Если подходящего прибора под рукой не оказалось, то можно сделать самому из любого сетевого трансформатора мощностью 250–300 Вт. Для этого с трансформатора сматывают все обмотки, кроме сетевой, и наматывают одну вторичную обмотку любым изолированным проводом с сечением 6 мм. кв. Количество витков в обмотке — 42.

Тиристор VD2 может быть любым из серии КУ202 с буквами В-Н. Его устанавливают на радиатор с площадью рассеивания не менее 200 см. кв. Силовой монтаж устройства делают проводами минимальной длины и с сечением не менее 4 мм. кв. На месте VD1 будет работать любой выпрямительный диод с обратным напряжением не ниже 20 В и выдерживающий ток не менее 200 мА.

Налаживание устройства сводится к калибровке амперметра RA1. Сделать это можно, подключив вместо аккумулятора несколько 12-вольтовых ламп общей мощностью до 250 Вт, контролируя ток по заведомо исправному эталонному амперметру.

Из компьютерного блока питания

Чтобы собрать это простое зарядное устройство своими руками, понадобится обычный блок питания от старого компьютера АТХ и знания по радиотехнике. Но зато и характеристики прибора получатся приличными. С его помощью заряжают батареи током до 10 А, регулируя ток и напряжение заряда. Единственное условие — БП желателен на контроллере TL494.

Для создания автомобильной зарядки своими руками из блока питания компьютера придётся собрать схему, приведённую на рисунке.

Пошагово необходимые для доработки операции будут выглядеть следующим образом:

  1. Откусить все провода шин питания, за исключением жёлтых и чёрных.
  2. Соединить между собой жёлтые и отдельно чёрные провода — это будут соответственно «+» и «-» ЗУ (см. схему).
  3. Перерезать все дорожки, ведущие к выводам 1, 14, 15 и 16 контроллера TL494.
  4. Установить на кожух БП переменные резисторы номиналом 10 и 4,4 кОм — это органы регулировки напряжения и тока зарядки соответственно.
  5. Навесным монтажом собрать схему, приведённую на рисунке выше.

Если монтаж выполнен правильно, то доработку закончена. Осталось оснастить новое ЗУ вольтметром, амперметром и проводами с «крокодилами» для подключения к АКБ.

В конструкции возможно использовать любые переменные и постоянные резисторы, кроме токового (нижний по схеме номиналом 0.1 Ом). Его рассеиваемая мощность — не менее 10 Вт. Сделать такой резистор можно самостоятельно из нихромового или медного провода соответствующей длины, но реально найти и готовый, к примеру, шунт от китайского цифрового тестера на 10 А или резистор С5−16МВ. Ещё один вариант — два резистора 5WR2J, включённые параллельно. Такие резисторы есть в импульсных блоках питаниях ПК или телевизоров.

Что необходимо знать при зарядке АКБ

Заряжая автомобильный аккумулятор, важно соблюдать ряд правил. Это поможет вам продлить срок службы аккумулятора и сохранить своё здоровье:

Источник

Adblock
detector