Меню

Зарядка аккумуляторов от сети 220



Способы зарядить аккумулятор автомобиля при отсутствии зарядного устройства

Любому владельцу автомобиля знакома ситуация с разряженным аккумулятором. Надо ехать, а машина не заводится. Все знают, что нужно зарядить батарею и проблема будет решена. Но что делать, если нет такой возможности? То есть, зарядное устройство (ЗУ) отсутствует. Это может случиться по разным причинам. ЗУ могло сломаться, осталось в гараже далеко от вас или его просто нет. Что делать в этом случае? Как зарядить автомобильный аккумулятор без зарядного устройства? В этой статье мы разберём несколько примеров зарядки АКБ без зарядного устройства.

Что потребуется для зарядки аккумулятора при отсутствии штатного ЗУ?

Здесь следует рассуждать следующим образом. Что нам нужно зарядить? Автомобильный аккумулятор с номинальным напряжением 12 вольт и ёмкостью в среднем 50─70 Ач. Значит, нужен блок питания с выходным напряжением более 14 вольт, который выдаёт ток хотя бы 1 ампер. Хотя и 1 ампер мало для зарядки среднестатистической автомобильной батареи. Лучше если блок питания обеспечит 3─4 ампер.

Также потребуется некоторый балласт. Это может быть лампочка или резистор, который будут включаться в схему при зарядке АКБ. Не стоит пренебрегать балластной нагрузкой, поскольку без неё может выйти из строя блок питания или автомобильный аккумулятор.

Лампочка

Резистор И, конечно, вам потребуются средства для контроля электрических параметров при зарядке. Это амперметр и вольтметр. Проще и удобнее использовать мультиметр, который имеет режимы вольтметра и амперметра, а также много чего ещё.

Мультиметр Кроме перечисленного, потребуются медные провода, паяльник с припоем (если будете делать самодельное зарядное устройство для постоянного использования), изоляционная лента. Теперь рассмотрим несколько вариантов, как зарядить аккумулятор автомобиля без зарядного устройства.

Способы зарядки аккумулятора автомобиля без зарядного устройства

Прежде чем начать, хотелось бы сказать несколько слов о безопасности. Если вы не имеете опыта обращения с электричеством, то лучше, вообще, не заниматься действиями, описанными ниже (исключение составляет вариант с портативными АКБ). Лучше приобретите зарядное устройство для батареи в автомобильном магазине и сделайте зарядку цивилизованным способом. Если вашего опыта обращения с авто не хватает для этого, то лучше обратиться на станцию сервисного обслуживания к аккумуляторщикам.

При перезарядке батареи начинается процесс активного выделения водорода и кислорода на электродах. Вместе они образуют взрывоопасную смесь, которая может очень сильно рвануть при попадании искры. Поэтому заряжать АКБ нужно в хорошо проветриваемом помещении, рядом не должно быть открытого огня или искр.

Заряд АКБ с помощью портативного зарядного устройства

Сейчас таких портативных аккумуляторов в продаже имеется достаточно. Большинство из них можно отнести к категории пуско-зарядных. То есть, с их помощью можно завести мотор автомобиля, а также просто подзарядить аккумулятор. Чаще они используются в качестве пусковых устройств где-нибудь в походных условиях.

Портативное пуско-зарядное устройство

Портативное пуско-зарядное устройство

Портативное пуско-зарядное устройство Портативные ЗУ выполнены на базе литиевых аккумуляторов. В некоторых продвинутых моделях даже устанавливают гелевые АКБ небольшой ёмкости. Часто подобные устройства имеют «крокодилы» для подключения к клеммам и ещё переходник под прикуриватель. Лучше брать именно такие модели, чтобы была доступна подзарядка аккумулятора автомобиля через прикуриватель. АКБ подобных устройств можно заряжать от электросети через адаптер или от бортовой сети авто, когда двигатель заведён. По функциональности такие зарядки можно подразделить на три группы:

  • Бытовые;
  • Профессиональные;
  • Комбинированные.

Пользоваться портативной зарядкой сможет даже неопытный владелец авто. Достаточно просто подключить клеммы устройства к выводам автомобильного аккумулятора с соблюдением полярности и подождать некоторое время. Сразу скажем, что полностью зарядить АКБ от переносного ЗУ не получится. Скорее всего, не получиться зарядить даже на 50% (это зависит от ёмкости). Но можно отдать аккумулятору заряд, необходимый для пуска двигателя. После этого батарея будет подзаряжаться от генератора. Рекомендуем прочитать материал о том, как открыть машину если сел аккумулятор.

Использование зарядки от ноутбука

Теперь о том, как зарядить автомобильный аккумулятор без зарядного устройства зарядкой от ноутбука. Для этого потребуется зарядка от ноутбука, лампочка или резистор, медные провода. На изображении ниже схематически показано самодельное зарядное устройство с использованием зарядки от ноутбука.

Источник

Как зарядить аккумулятор автомобиля без зарядного устройства

Вопрос о том, как зарядить аккумулятор автомобиля в домашних условиях без «зарядника», может возникнуть неожиданно. Любому водителю не помешает знать способы выхода из затруднительной ситуации с севшей батареей и варианты использования подручных средств для ее восстановления.

Как выявить разряженный автомобильный аккумулятор

В машине о сбоях в работе АКБ свидетельствует несколько признаков. При диагностике автомобиля они чаще всего появляются задолго до того, как транспортное средство станет непригодным к эксплуатации. Нужно постоянно держать их на контроле. Это поможет вовремя сделать профилактику и провести регламентные работы.

Основные показатели проблем с аккумулятором:

  1. При попытке открыть авто охранная система работает неправильно – центральный замок заедает, двери открываются плохо, при нажатии кнопок брелока сигнализация реагирует медленно.
  2. При сильном падении напряжения в бортовой сети после остановки двигателя может произвольно отключаться магнитола. Это часто проявляется, если владелец использует мощную акустическую систему.
  3. Возникают проблемы с работой оптики. Свет фар становится тусклым. Освещение в салоне теряет интенсивность.
  4. Наблюдаются изменения в процессе запуска мотора. Появляется «провал» после включения зажигания (с последующим нормальным вращением двигателя). При сильной потере заряда может раздаваться звук срабатывания втягивающего реле стартера без попыток мотора вращаться.
  5. После поворота ключа в замке (нажатии кнопки старта) панель приборов гаснет, и в дальнейшем ничего не происходит.
  6. Обороты двигателя в момент прогрева увеличиваются или снижаются произвольно.
  7. Напряжение источника питания электрической сети автомобиля можно контролировать по приборам на панели, если они предусмотрены конструкцией. При отсутствии встроенных датчиков можно использовать любой переносной мультиметр для измерения значений напряжения на клеммах АКБ.

Способы зарядки аккумулятора автомобиля без зарядного устройства

Один из способов зарядить аккумулятор.

Один из самых распространенных способов завести автомобиль при потере собственной электрической батареей заряда – «прикурить» авто от другой машины. Для этого лучше использовать специальные силовые провода. Но при их отсутствии выйти из положения можно, воспользовавшись скруткой нескольких проводников более тонкого сечения. Для соединения минусовых клемм подойдет открытый проводник – проволока, другие металлические изделия подходящей формы.

Когда соединить нечем, исправную батарею переставляют на место нерабочей и запускают двигатель. После старта и прогрева мотора источники питания быстро меняют местами. При этом работа машины на время смены узлов осуществляется от генератора.

Для большинства современных моделей такой способ не рекомендуется из-за высокой вероятности сбоя в работе или полного выхода из строя бортовой электроники и компьютера.

Если в неисправном автомобиле стоит механическая коробка передач, можно применять буксировку. Можно толкнуть или «дернуть» авто, чтобы запустить двигатель или отбуксировать к месту, где присутствует возможность восстановить батарею. При отсутствии рядом других транспортных средств нужно искать способ зарядить АКБ.

Заряд АКБ с помощью портативного зарядного устройства

Если владелец авто с разряженным аккумулятором имеет портативный прибор для зарядки и пуска, то проблема запуска двигателя решается быстро. В таких устройствах производители используют гелевые АКБ небольшой мощности или изделия из лития. Их чаще всего выполняют с переходником под прикуриватель и «крокодилами» для клемм.

В состав базовых моделей входят:

  • амперметр, чтобы следить за током зарядки;
  • трансформатор (выдает нужное значение напряжения);
  • выпрямитель (для зарядки от сети переменного напряжения).

Более продвинутые конструкции содержат стабилизаторы, дополнительные фильтры, разные варианты защиты. Некоторые устройства поддерживают работу одновременно с несколькими авто и имеют мощность до 50 Вт.

Портативный прибор не предназначен для полного восстановления батареи. Его используют, чтобы завести авто или быстро подзарядить источник питания для дальнейшей его зарядки от генератора автомобиля во время работы двигателя.

Пользоваться переносным устройством просто:

  1. Нужно предварительно зарядить его от сети 220 В или от прикуривателя во время движения машины.
  2. Подсоединить «крокодилы» к клеммам батареи в соответствии с указанной полярностью.
  3. Включить устройство (замкнуть цепь).
  4. Произвести запуск двигателя, если прибор рассчитан на требуемое количество ампер, или выждать, когда подзарядится АКБ.

Использование зарядки от ноутбука

Если под рукой есть ноутбук, то можно воспользоваться его блоком питания для пополнения автомобильной батареи. Дополнительно понадобятся:

  • лампочка или резистор нужного сопротивления;
  • провода;
  • инструменты.

От зарядки ноутбука нужно вывести два проводника. Следует подсоединить кабель внутрь штекера блока питания портативного компьютера для плюса, отрицательный провод сосредотачивается снаружи.

Собирают схему в следующем порядке:

  1. Минусовую клемму автомобильной батареи соединяют с выведенным от зарядки отрицательным проводом. Надежно закрепляют, чтобы обеспечить хороший контакт. От его качества зависит весь процесс подзарядки.
  2. В разрыв плюсового участка включают автомобильную лампочку или резистор. Сопротивление последнего выбирается в зависимости от требуемого тока зарядки. Для 2 А понадобится 10 Ом. Для регулировки времени заряда воспользуйтесь подстроечным резистором.
  3. Чтобы контролировать зарядный процесс, в схему последовательно включают амперметр. Но устройство для зарядки можно применять и в отсутствие измерительного элемента.

АКБ будет готова к работе, когда напряжение на ее клеммах станет равно 14 В. Лучше, если при этом будет «кипеть» электролит. Схему можно разбирать и пытаться запустить мотор.

Читайте также:  Как зарядить аккумулятор автомобиля мутлу

После такой подзарядки батарея нуждается в обслуживании в нормальных условиях с наличием полнофункциональных приборов и инструментов.

Зарядка от сети 220 вольт

Простое устройство для восстановления заряда батареи в авто от сети переменного тока 220 В можно собрать из диода и конденсатора. Полупроводниковый диод понадобится мощный, лучше с рабочим напряжением около 1000 В, но можно меньше. Емкость используют неполярную, пленочного типа, рассчитанную на 400 В и больше.

Схема зарядки аккумулятора от сети 220 вольт.

  1. Один провод от сети соединяют с конденсатором.
  2. Второй вывод последнего подводят к аноду диода.
  3. Его катод подключат к плюсу АКБ.
  4. Минус аккумулятора – к свободному контакту вилки 220 В.

Ток зарядки зависит от значения емкости. Конденсатор выбирают из расчета 70-100 мА на 1 мкФ емкости. Можно использовать правила параллельного соединения конденсаторов для подбора требуемой величины.

Также для восстановления батареи в машине подойдет блок питания от ПК. Нужно подобрать вывод с напряжением 12 В. Чаще плюс – это желтый провод, минус – черный.

Чтобы поднять напряжение на выводах блока, нужно нагрузить низковольтные шины БП. Например, соединить зеленый провод с минусом схемы (любым черным проводником). При этом на желтом выводе появится увеличенное напряжение, которого хватит для подзарядки батареи.

Если блок питания уйдет в защиту, то зеленый провод нужно временно отсоединить и подключить вновь.

При помощи лампы накаливания

Если рядом есть сеть с бытовым переменным напряжением, электрическая лампочка на 220 вольт мощностью 40-100 ватт и полупроводниковый диод с допуском больше 3 А (например, IN5408), можно использовать еще один метод подзарядки автомобильного аккумулятора, если тот сел.

В этой цепи регулятором зарядного тока является лампочка. Чем она мощнее, тем больше будет проходить зарядов.

  1. Катод диода соединяют с плюсом батареи. К аноду полупроводникового прибора подводят один из контактов лампы накаливания. Диод следует выбирать с допустимым напряжением более 400 В.
  2. Второй провод от лампочки соединяют с вилкой для включения в розетку.
  3. Минус аккумулятора подводят к другому контакту вилки. Если вилки нет, то можно осторожно вставить зачищенные концы проводов в розетку, соблюдая правила техники безопасности.

По возможности соединения лучше делать с помощью паяльника. После включения приборов в сеть 220 В работу схемы можно проверить по накалу лампы. Если она горит в полную силу, то зарядки нет. При нормальном функционировании интенсивность свечения будет снижена за счет подзарядки батареи.

Величину тока можно замерять, если включить в схему амперметр. Собранная цепь представляет собой однополупериодный выпрямитель.

С лампой накаливания можно собрать и более совершенную схему – выпрямитель двухполупериодный. Вместо одиночного диода следует использовать полный полупроводниковый мост. Последний бывает в готовом виде (например, в блоке питания компьютера) или делается из 4 отдельных диодов по мостовой схеме.

Лампу накаливания в этом случае можно взять 100-150 Вт.

Изготовление самодельного зарядного устройства

ЗУ выполняются по разным схемам. Для самостоятельного изготовления надежного полнофункционального устройства на 14,5 В можно использовать вариант с максимальным током 6 А с понижающим преобразователем DC-DC.

Кроме него для устройства понадобятся:

  • КВРС 5010 – диодный мост;
  • охлаждающий радиатор для моста;
  • для подключения аккумуляторной батареи – «крокодилы»;
  • ТС 180-2 (понижающий трансформатор), можно использовать другие модели с мощностью от 150 Вт;
  • предохранители;
  • вилка на 220 В;
  • конденсаторы 50 В, 2200 мкФ;
  • амперметр.

При расключении минус преобразователя DC-DC соедините с минусом своего автомобиля, а закончив присоединение отрицательных контактов, подключите плюс батареи к плюсовому выводу преобразователя. Диодный мост надежно закрепите на радиаторе.

Если есть хорошие навыки работы с электроникой, то можно реализовать и более сложные схемы. Такие ЗУ будут включать микроконтроллеры, обладать улучшенной защитой, системой индикации. Есть варианты зарядных устройств, которые используют разрядно-зарядные циклы.

Для подзарядки кислотных аккумуляторов с высокой емкостью делают мощные зарядки (24В, 120А).

Наиболее простые схемы имеют в своем составе в качестве основного узла силовой транзистор, который выполняет функцию стабилизатора выходного напряжения. Также есть модели импульсных, тиристорных и интеллектуальных ЗУ.

Меры предосторожности

Аккумулятор для современного автомобиля – сложное техническое устройство. При его изготовлении применяются вредные химические вещества – свинец, мышьяк, серная кислота. При неосторожной работе можно отравиться парами и металлами, получить ожоги, вызвать возгорание и взрыв батареи.

Следует выполнять следующие правила:

  1. Помещение должно хорошо проветриваться.
  2. Поверхность кожи нужно прикрыть одеждой, глаза защитить очками.
  3. Нужно воздержаться от курения, использования открытого огня, искрящих приборов.
  4. Не допускать скопления газов, которые выделяются во время процесса.

Нужно помнить, что чем мощнее лампа накаливания, используемая в схеме, тем больше будет ток зарядки. Чтобы не допустить перегрузки АКБ, его при зарядке лучше держать ниже 3-4 А.

При самостоятельном сборе схем нужно подбирать все элементы в соответствии с требованиями, не допускать перегрева. Взорваться или загореться может не только сам аккумулятор, но и любой из электронных компонентов в цепи самодельной зарядки.

Источник

Зарядка аккумуляторов от сети 220

Зарядное устройство есть у каждого опытного автолюбителя. Не быть его может, например у тех, кто недавно купил автомобиль и еще не успел обзавестись всеми не обходимыми принадлежностями к нему. Обычно именно зарядное устройство приобретается в самый последний момент, когда оно становится необходимым.

Если сел аккумулятор, а зарядного нет, то первым делом мы пойдем к соседу, что бы взять у него устройство и подзарядить его. Но что делать в безвыходной ситуации, когда спросить зарядное не у кого. Есть способы, с помощью которых можно подзарядить акб без специального зарядного.

Зарядка акб от сети 220 вольт.

Что бы зарядить аккумулятор таким способом, понадобится лампочка и диод.

Лампочка в этой схеме нужна, для того, чтобы ограничить ток. При подключении нагрузки, то есть аккумулятора на ней, будет падение напряжения. Чем больше мощность лампочки, тем меньше ее сопротивление и больший ток она сможет пропустить на аккумулятор. Можно использовать лампочки от 150 до 500 ватт.

Диод можно взять, например из энергозберегающей лампочки. Он должен быть рассчитан на напряжение не менее 400 вольт. Главное подключить его правильно по схеме. Также нужно проконтролировать, не сильно ли он греется. Нужен он в этой схеме, для того, что бы получить постоянный ток на выходе.

Но этот способ зарядки акб не безопасен, без подключенной нагрузки напряжение будет находиться на высоком уровне. Поэтому, нужно собрать схему и удостовериться, что все правильно, подключить к акб, а потом включать в сеть.

В тот момент, когда нагрузка не подключена после диода напряжение будет падать наполовину.

Зависит от того, какое напряжения в сети. У меня оказалось в этот момент 180 вольт и поэтому после диода 90 вольт.

Когда мы подключим аккумулятор, то напряжение упадет, до +-13 вольт. Зависит от мощности лампочки.

Ток потребления аккумулятора со 100 ваттной лампочкой около 200 микроампер. Уровень заряда акб 80%. Чем сильнее разряжен аккумулятор, тем больший ток он будет потреблять.

С лампочкой на 100 ватт ток слишком низкий, поэтому можно взять лампу мощнее, например на 500 ватт. Но обязательно нужно проверять какой ток идет на аккумулятор, и оставлять его надолго без присмотра нельзя.

Зарядка аккумулятора с помощью блока питания ноутбука.

Это более безопасный способ. Нужна лампочка и блок питания.

Лампочка нужна здесь для тех же целей, что и в прошлой схеме, для того, что бы ограничить ток. Без нее блок питания перегреется либо уйдет в защиту от короткого замыкания.

Напряжение блока питания ноутбука обычно находится на уровне 18-19 вольт, а максимальный ток 2-3 ампера. Лампочка здесь нужна на 12 вольт, мощность ее подбирается, по току который будет потреблять аккумулятор во время зарядки, должно быть 2-3 ампера , зависит от емкости акб. Подходят лампы головного освещения.

Источник

Способы зарядки автомобильного аккумулятора без использования ЗУ

Разряженный аккумулятор – ситуация, знакомая всем автовладельцам. Несмотря на то, что она возникает не так уж редко, не все считают нужным иметь в гараже заводское зарядное устройство, надеясь на помощь друзей, которые одолжат ЗУ, или случайных прохожих, с энтузиазмом использующих свои физические способности для запуска мотора «с толкача». Но что делать, если ни один из широко известных способов недоступен?

Прикуривание автомобильного аккумулятора

Оказывается, зарядить батарею можно и различными подручными средствами. Как – мы сейчас и расскажем.

  1. Что нужно, чтобы привести АКБ в рабочее состояние без ЗУ
  2. Что можно сделать с севшим аккумулятором без зарядного устройства
  3. Как зарядить аккумуляторную батарею портативным зарядным устройством
  4. Использование зарядки от ноутбука
  5. Как зарядить автомобильный аккумулятор без зарядки от сети 220 В

Что нужно, чтобы привести АКБ в рабочее состояние без ЗУ

Классический автомобильный аккумулятор – это устройство с номинальным напряжением 12 В и мощностью 55-60 А/час. Для его зарядки необходимо обеспечить подачу питания свыше 14 В при силе тока хотя бы в 1 А, хотя при таком токе зарядка будет происходить очень медленно – лучше, чтобы было 3 или 4 ампера.

Читайте также:  Новый аккумулятор для телефона должен быть заряжен

Потребуется также некоторая нагрузка типа лампочки, которая будет включаться в схему зарядки батареи – без неё высок риск выхода из строя источника питания, а то и самой АКБ.

Но и этого недостаточно – процесс зарядки необходимо контролировать. А значит, нам понадобится измерительный прибор, и даже два, поскольку наблюдать необходимо и за током, и за напряжением. Вместо вольтметра и амперметра можно использовать мультиметр, обеспечивающий измерение нескольких электрических параметров.

Не обойтись и без проводов, желательно медных, без паяльника и изоленты. Такой нехитрый набор позволит нам «на коленке» смастерить самодельную зарядку. Впрочем, существуют методы, позволяющие обойтись и без такого ЗУ, поэтому давайте перейдём к рассмотрению способов, как зарядить автомобильный аккумулятор автомобиля без зарядного устройства

Что можно сделать с севшим аккумулятором без зарядного устройства

Какой бы способ из предложенных вы не выбрали, безопасность – прежде всего. Многие автомобилисты хорошо разбираются в моторе, могут выполнить ремонт коробки передач и без труда управляются с заменой элементов подвески, но практически не имеют ни опыта, ни знаний в автоэлектрике. Им к такой работе лучше не приступать. Впрочем, в виде исключения можно предложить вариант с зарядкой портативных АКБ, но лучше всего (и безопаснее) отправиться в магазин, приобрести заводской зарядник и выполнить процедуру согласно инструкции.

Если же вы твёрдо решили воспользоваться приведёнными здесь советами, вам следует соблюсти все необходимые меры предосторожности, которые предписываются при работе с электричеством.

При попытке подзарядить аккумулятор машины с помощью самодельного зарядного устройства вы должны помнить, что окончание процесса зарядки контролировать придётся самостоятельно. Большинство фабричных моделей ЗУ (по крайней мере, современных) способны прерывать зарядку автоматически.

Процесс зарядки на конечной стадии будет сопровождаться кипением электролита – это процесс электролиза, или химического разложения воды на кислород и водород. Эти газы, скапливаясь вверху батареи, являются взрывоопасной смесью, для воспламенения которой достаточно маленькой искры. Поэтому зарядку следует осуществлять в помещении с естественной или искусственной вентиляцией и не допускать появления вблизи АКБ источников открытого огня.

Как зарядить аккумуляторную батарею портативным зарядным устройством

Найти такое устройство в магазине не проблема, большинство из них – это так называемые пуско-зарядные устройства, с помощью которых можно или завести машину, после чего процесс зарядки возьмёт на себя генератор, или подзарядить штатную АКБ. Обычно такие устройства приобретают, чтобы осуществлять аварийный пуск мотора в походных условиях, когда воспользоваться обычным ЗУ возможности нет.

Пуско-зарядное устройство

Такое переносное автономное устройство оснащается собственной аккумуляторной батареей, чаще литиевой, но встречаются и гелевые варианты. В комплект поставки обычно входят и провода с зажимами, но имеются модели, которые можно подключать через прикуриватель. Зарядка таких ПЗУ осуществляется различными способами – от электросети или через адаптер-переходник от генератора.

Конструкция типичного портативного ПЗУ включает диодный мост, амперметр и выпрямитель трансформаторного типа. В «навороченных» моделях могут присутствовать несколько уровней защиты, режимы регулировки процесса заряда.

Самые дорогие устройства, относящиеся к категории профессиональных, характеризуются повышенной мощностью, порядка 45-55 Вт. Это позволяет использовать их многократно без подзарядки – например, заряжать одновременно несколько автомобильных аккумуляторов или производить множественные пуски двигателей.

Что касается простоты использования переносных ПЗУ, то здесь практически не потребуются какие-либо навыки – процедуру сможет выполнить даже начинающий автомобилист. Всё, что от вас потребуется, – подключить провода к клеммам вашей батареи с соблюдением правильной полярности (здесь поможет прилагающаяся инструкция), после чего процесс зарядки запустится автоматически – вам останется наблюдать за её ходом.

Отметим, что зарядить аккумулятор автомобиля переносным зарядником на 100% не получится, а если мощность ПЗУ невелика, то АКБ вряд ли наберёт и 50% от своей номинальной ёмкости. Впрочем, этого и не требуется – важно, чтобы полученного заряда хватило для успешного пуска силового агрегата, после чего в дело вступит генератор и обеспечит штатный режим зарядки. Если же у вас есть сомнения относительно возможностей вашего автоаккумулятора, то лучше просто завести мотор, используя портативное зарядное устройство.

Использование зарядки от ноутбука

Разумеется, далеко не всегда имеется возможность воспользоваться ПЗУ. В таких случаях бывалые автомобилисты предлагают воспользоваться зарядкой от обычного ноутбука. Кроме собственно ЗУ, вам потребуются провода с зажимами, желательно медные, а также нагрузка в виде лампочки (ещё лучше – резистор), подключаемой параллельно, непосредственно к выводам батареи.

Порядок сборки такой самодельной зарядки не сложен:

  • цепляем провода к штекеру зарядного устройства, важно знать, что плюсовой провод – внутренний, минусовый – наружный;
  • другие концы проводов цепляем к АКБ: минусовый – к отрицательной клемме, плюсовый – к положительному выводу автомобильной батареи;
  • нагрузку (резистор или лампочку) цепляем в разрыв положительного провода. Лампочку лучше выбирать небольшой мощности, но резистор предпочтительнее, так как в этом случае имеется возможность менять величину сопротивления. Подбирать номинал можно начать из расчёта 10 Ом, если зарядка обеспечивает ток в 2 А. Если есть потребность ускорить зарядку – выбирайте резистор с меньшим номиналом, но не переусердствуйте – при слишком малых значениях ток зарядки может оказаться разрушительным для пластин АКБ;
  • теперь включаем зарядное устройство ноутбука в розетку и наслаждаемся процессом;
  • окончание зарядки можно определить, измерив напряжение на клеммах батареи – при значениях, превышающих 14 В, выключаем ЗУ. Если измерительного прибора нет, придётся ориентироваться на кипение электролита – появление пузырьков воздуха будет свидетельствовать, что аккумулятор уже набрал заряд, которого хватит для пуска мотора.

Зарядное устройство для аккумулятора

Как зарядить автомобильный аккумулятор без зарядки от сети 220 В

Если у вас нет ноутбука, то зарядить аккумулятор можно напрямую из бытовой сети 220 В, причём процесс во многом схож с предыдущим. Но поскольку нам нужен постоянный ток и 12 В, а у нас имеется переменный и в 18 раз больший, нам потребуется нагрузка в виде 220-вольтовоё лампы накаливания (в предыдущем случае использовалась автомобильная на 12 вольт), а также диодный мост, в задачи которого будет входить преобразование переменного тока в постоянный.

Приводим схему такой самодельной подзарядки:

Способ зарядки аккумулятора

Зарядка АКБ с использованием ЗУ от ноутбука или напрямую от бытовой сети не рекомендуется использовать, если вы не имеете опыта работы с электроприборами и отсутствуют знания основ электротехники. Достаточно одной ошибки – и вы столкнётесь со сгоревшим блоком питания, с окончательно погибшим аккумулятором и выбитыми пробками. Не забывайте, что игры с электричеством – это опасно для жизни.

Отметим, что зарядку при помощи лампы накаливания желательно производить лампой мощностью 40-100 Вт, а в качестве выпрямителя применить диод, обладающий допуском свыше 3 Ампер (самый подходящий из числа распространённых – IN5408). Отметим, что в качестве регулятора тока зарядки выступает не диод, а лампочка – чем выше номинал её мощности, тем выше зарядной ток и тем быстрее будет происходить зарядка. Рабочее напряжение диода должно быть свыше 400 В.

После того, как зарядка собрана и подключена к батарее, её можно включать в сеть. Отметим, что лампа будет индикатором зарядки – если она будет светить в полную силу, это значит, что зарядка отсутствует. Если всё сделано правильно, её свечение будет тусклым, поскольку большая часть энергии будет идти на аккумулятор.

Желательно использовать амперметр для измерения тока зарядки.

Такая схема представляет собой самодельный однополупериодный выпрямитель. Если использовать вместо диода полноценный проводниковый мост, получим усовершенствованную зарядку – двухполупериодный выпрямитель. Такой мост в готовом виде встречается в блоках питания персональных компьютеров, но можно спаять его из четырех диодов, используя мостовую схему. Приведенная на рисунке схема иллюстрирует, как, что и куда подключать.

Источник

Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля.

Скорее всего, каждый автовладелец со стажем не менее трёх лет сталкивался с ситуацией, когда он не смог завести свою машину по причине того, что аккумулятор полностью разрядился. Вы можете спросить, почему стаж не менее трёх лет? А потому, что средняя продолжительность жизни аккумулятора составляет 3 года. Хотя в отдельных случаях возможна более длительная эксплуатация аккумулятора, но это уже зависит от того, насколько качественно и вовремя он обслуживался.

Правила безопасности при зарядке автомобильного аккумулятора.

Содержание

  1. Правила безопасности при зарядке автомобильного аккумулятора.
  2. Как определить заряжен или разряжен аккумулятор
  3. Каким током и напряжением следует заряжать аккумулятор
  4. Сколько времени необходимо заряжать аккумулятор
  5. Последствия глубоко разряда АКБ и как его правильно зарядить после этого
  6. Как часто нужно подзаряжать аккумулятор?

Не рекомендуется производить зарядку в жилом помещении по причине того, что из аккумулятора выделяются взрывоопасный газ. Это актуально для обслуживаемых АКБ с пробками.

По этой же причине запрещается курить или производить любые другие работы с открытым огнем или искрообразованием.

Сначала подключается зарядное устройство к клеммам батареи, а потом уже оно включается в сеть. Отключение производится в обратном порядке. Сначала отключаем зарядное устройство (ЗУ) от сети, затем отключаем клеммы. Такой порядок действий позволит избежать образования искры при подключении ЗУ.

Читайте также:  Зарядное устройство для 230 аккумулятора

В обслуживаемых аккумуляторах обязательно выкручиваем все пробки. Это удобно сделать с помощью обычной монеты номиналом 2 или 5 рублей. После выкручивания пробки нужно положить обратно в отверстия, но не закручивать. Такое положение пробок позволит свободно выходить газам и одновременно защитить батарею от возможного попадания во внутрь неё пыли и грязи. Также это уменьшит потерю электролита при его испарении.

Перед выкручиванием пробок обязательно стираем всю пыль и грязь с рабочей поверхности аккумулятора. Это также позволит избежать попадания грязи во внутрь батареи.

Если же зарядка производиться в квартире, то необходимо это делать на балконе с открытым окном или в помещении, где есть вытяжка, например, туалет.

Как определить заряжен или разряжен аккумулятор

Это можно определить по напряжению на контактах и по плотности электролита.

В полностью заряженном аккумуляторе (100% заряда) напряжение на клеммах должно быть 12.7В. В разряженном соответственно 11.7В (0% заряда). Следовательно, каждые 0.1В — это 10% заряда. Эти значения актуальны для температуры аккумулятора 20-25 градусов.

Например, напряжение на контактах равно 12.2В, следовательно, заряд составляет 50%.

Второй более точный способ определить степень заряда — это определение по плотности электролита. Данный способ подойдет только для обслуживаемых аккумуляторов, в которых есть возможность выкрутить пробки и добраться до электролита.

В качестве электролита в батареях применяют раствор серной кислоты, плотность которого измеряется в г/см3. При разряде плотность электролита снижается. Зная это свойство можно определить степень разряда батареи. Плотность определяется с помощью специального прибора – ареометра.

Плотность полностью заряженной батареи (100%) при 25 °с равна 1.27-1.28 г/см3.

Плотность полностью разряженной батареи (0%) при 25 °с равна примерно 1.1 г/см3.

Зная эти данные, можно вычислить, что примерно каждая сотая единица плотности равна 6% заряда (0.01 г/см3 =6%заряда).

Для примера плотность равна 1,24 г/см3, следовательно, степень заряда составляет 76%.

Перед проверкой плотности электролита обязательно отключаем зарядное устройство и ждем несколько минут. Плотность более точно определяется, когда из электролита не выделяется газ.

Каким током и напряжением следует заряжать аккумулятор

Напряжение заряда у АКБ, изготовленных по разным технологиям, отличается. Но есть общие требования, которые применимы к большинству аккумуляторов.

Самая оптимальная и безопасная зарядка — это выставить ограничение напряжения 14.7В, а силу тока 1/10 от ёмкости АКБ. Допустим ёмкость равна 70 (А*ч), тогда ток, выставляемый при заряде, должен быть 7 ампер.

Качество заряда АКБ и сила тока имеют обратную зависимость, то есть, чем меньше сила тока, тем качественнее будет заряжен аккумулятор и тем медленнее будет происходить его зарядка. Если есть время, то лучше выбрать силу тока еще меньше в размере 1/20 от емкости аккумулятора. Например, для батареи ёмкостью 70 (А*ч) это будет сила тока в 3.5А.

Для необслуживаемых батарей силу тока выбирают не более 1/20 от емкости аккумулятора. Другими словами, если ёмкость равна 60 Ампер*час, то сила тока должна быть 3А. Такая низкая сила тока обусловлена самой конструкцией АКБ. Так как АКБ необслуживаемый, то при кипении электролита выделяемому газу некуда будет выходить и батарею может разорвать давлением газа. Чтобы избежать кипения электролита и выбирают небольшие токи для зарядки.

По мере заряда напряжение будет расти до 14.7 В, а ток будет неизменен пока напряжение не достигнет этого значения. После того как напряжение достигнет значения 14.7В оно перестанет расти так как ограничено настройками ЗУ. При продолжении заряда теперь напряжение ограничено, при этом по мере продолжения заряда будет снижаться сила тока, пока не достигнет значения свидетельствующего об окончании заряда (примерно 1-0.5А). Если в течении двух трех часов сила тока не снижается, то можно считать, что аккумулятор заряжен полностью на данном режиме зарядки.

После окончания зарядки отключаем ЗУ и даем АКБ несколько минут постоять, чтобы электролит перестал выделять газ. Производим замеры плотности.

Если плотность электролита не достигла своих оптимальных значений 1.27-1.28 г/см3, то можно попробовать её поднять с помощью зарядки на более высоком напряжении. Для этого устанавливаем ограничение напряжения в 16.3В, а силу тока не более 1/20 от ёмкости аккумулятора. Силу тока можно выставить ещё меньше до уровня 0.5А. Так АКБ будет медленнее заряжаться, но таким образом снижаем вероятность кипения электролита, а значит риск разрушения пластин батареи. В таком режиме зарядки выдерживаем от одного до четырех часов. Время зависит от того, как быстро плотность электролита придёт в норму.

Если для зарядки используется автоматическое зарядное устройство, то оно само подбирает напряжение и силу тока.

Внимание! Напряжение близкое к 16В подходит не для всех типов АКБ. Таким напряжением можно их “убить”. Гелиевые и гибридные батареи могут максимум выдерживать напряжение до 14.4В! Лучше всего максимальное напряжение заряда посмотреть на корпусе или в паспорте АКБ. Обозначаться оно будет как cycle use , а максимальная сила тока как max initial current.

Сколько времени необходимо заряжать аккумулятор

Нет точного определения времени требуемого для полного заряда , так как есть несколько факторов, влияющих на это. Поэтому время заряда может быть от пары часов и до нескольких суток.

Существует 4 основных фактора влияющих на время зарядки АКБ.

  • Процент разряженности аккумулятора. Полностью разряженную АКБ по времени придется заряжать намного дольше, чем разряженную на 50%.
  • Степень износа батареи. Со временем пластины АКБ осыпаются и её емкость уменьшается. Возьмём для примера изношенную АКБ емкостью 60А*час. Но её ёмкость по факту не будет равна 60А*час, а будет меньше, например, 50-45 А*час. Следовательно, изношенный аккумулятор зарядится быстрее, чем аналогичный, но новый.
  • Сила тока и напряжение зарядки. Чем меньше сила тока, тем медленнее происходит зарядка.
  • Скорость приема заряда. Например, холодный аккумулятор хуже заряжается. Это связано с тем, что скорость химической реакции (электролиза) зависит от температуры. Поэтому перед зарядкой его необходимо отогреть при комнатной температуре, если он занесен зимой с улицы.

Если для зарядки используется автоматическое зарядное устройство, то оно само определит, когда АКБ заряжена, отключится и сообщит о полном заряде какой-либо индикацией. При зарядке по мере заряда уменьшается разница между ЭДС аккумулятора и зарядным напряжением, вследствие чего снижается ток. При достижении силы тока примерно в 0.5А зарядное устройство прекращает зарядку.

Если заряд производится не в автоматическом режиме, то нужно дождаться момента, когда сила тока опустится до своего минимального значения (примерно 1- 0.5А) и останется на этом уровне около трёх часов не изменяясь. После этого можно отключать ЗУ и замерять плотность электролита.

Понять, что аккумулятор заряжен полностью, можно по двум признакам. Это достижение электролитом плотности 1,27 г/см3 и напряжения на клеммах батареи 12.7В. Замеры плотности и напряжения следует производить после отключения ЗУ и прошествии некоторого времени после зарядки. Нужно, чтобы электролит устоялся и перестал выделять пузырьки газа.

Последствия глубоко разряда АКБ и как его правильно зарядить после этого

При глубоком разряде происходит сульфитация пластин. Крупные кристаллы сульфата свинца (PbSO4) откладываются на положительно заряженных пластинах АКБ, тем самым забивая их. При этом сильно уменьшается площадь поверхности пластин, свободной от кристаллов сульфата свинца. Вследствие чего уменьшается ёмкость аккумулятора. Три, четыре полных разряда и практически все пластины будут забиты, а аккумулятор можно будет выкинуть.

При штатных режимах работы (заряд – разряд) — образуются кристаллы небольших размеров и при заряде они растворяются в электролите. Таким образом очищаются пластины и ёмкость АКБ восстанавливается. Этого не происходит если произошел глубокий разряд, так как при нормальной зарядке крупные кристаллы сульфата свинца практически не растворяются в электролите. В этом случае для их растворения нужно использовать другой режим зарядки.

Глубоко разряженный аккумулятор следует заряжать напряжением 16,2 — 16.3В и малой силой тока — 1-0.5А. В таком режиме зарядки возможно частичное восстановление его ёмкости. За один цикл восстановить ёмкость и поднять плотность электролита до 1,27 г/см3 не получится. Поэтому, когда электролит на малых токах начал кипеть, то заряд необходимо прекратить и дать отстояться 2-3 часа. После этого опять повторяем зарядку. Этот процесс повторяем несколько раз. Таким образом возможно поднять плотность электролита до состояния полностью заряженного аккумулятора.

Но не следует забывать, что напряжение выше 14.5В подходит не для всех АКБ. К таким относятся гелиевые и гибридные.

Как часто нужно подзаряжать аккумулятор?

Его следует заряжать минимум 2 раза в год, с периодичностью полгода (до зимы, после зимы).

Также после длительных простоев автомобиля, когда он долго не подзаряжался от генератора. Во время простоя АКБ сама по себе медленно разряжается, а также этому способствует включенная сигнализация на авто.

После глубокого разряда, когда забыли выключить фары или магнитолу и т.п.

Источник