Меню

Статья о зарядке аккумулятора



Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля

Аккумуляторная батарея является одной из наиболее важных деталей транспортного средства: она позволяет запускать двигатель и заменять генератор в случае его неисправности. Подзарядку автомобильной батарейки можно проводить при рабочем генераторном устройстве (в машине) или от зарядного прибора (в помещении).

Чтобы продлить срок службы батареи и избежать ее повреждения, нужно правильно выбирать параметры зарядки аккумулятора автомобиля и соблюдать технику безопасности..

Как часто заряжать аккумулятор автомобиля

Частота зарядки аккумуляторной батареи (АКБ) определяется индивидуально. АКБ состоит из 6 секций-банок, которые содержат реактив-электролит и электроды. Наиболее распространенным типом автомобильного аккумулятора является WET. В качестве реактива в нем используется кислота, а в качестве материала для электродов – свинец.

В ходе эксплуатации емкость аккумулятора снижается за счет действия нескольких факторов:

  • загрязнения и уменьшения качества реактива;
  • испарения кислоты;
  • сульфатации свинцовых пластин-электродов.

Снижение емкости АКБ повышает требуемую частоту зарядки, но сокращает ее длительность. При длительном использовании батареи рекомендуется регулярно проверять вольтаж устройства.

Нормальное значение заряда АКБ в теплое время года составляет >50% от номинального, а в холодное – >75%. Это обусловлено разницей в плотности электролита, нагрузкой на батарею и степенью риска ее выключения при различных температурах.

Автомобилисты и мастера сервисных центров рекомендуют заряжать АКБ до 100% как минимум 2 раза в год, причем один из них – непосредственно перед наступлением холодов.

Проверка автомобильного аккумулятора

Проверить заряд аккумуляторного устройства можно несколькими способами:

  1. С помощью индикатора на корпусе. Некоторые батареи оснащены гидрометрическим индикатором. Он позволяет оценить не только заряд, но и наполненность реактивом. При зеленом цвете индикатора заряд и уровень кислоты находятся в норме, при белом – устройство требует подзарядки, а при красном – заряд на минимуме и/или необходима доливка реактива.
  2. С помощью мультиметра. Диагностический прибор устанавливается в режим вольметра и подключается к клеммам батареи. Двигатель при этом должен быть заглушен: в противном случае водитель получит заряд генератора, а не АКБ. При отсутствии нагрузки напряжение при 100% заряда составляет 12,66 В, при 75% – 12,42 В, при 50% – 12,18 В, при 0% – 11,7-11,8 В. Учитывая небольшую разницу показателей, мультиметр должен обладать минимальной погрешностью измерений.
  3. С помощью нагрузочной катушки. Данное диагностическое устройство представляет собой элемент сопротивления (18-20 мОм), к которому параллельно присоединен вольтметр. Катушка подсоединяется к выходам аккумулятора на несколько секунд, а затем снимаются показатели с измерительного прибора. Нагрузочные тесты проводятся преимущественно в автосервисах или в точке продажи автомобильных АКБ.

Измерение уровня заряда проводится не раньше, чем через 8-9 часов после выключения двигателя или снятия АКБ.

Опытные автомобилисты выделяют дополнительный метод проверки батареи: на слух. Если заряд находится на достаточном уровне, то стартер машины крутится в штатном режиме. При уменьшении заряда силовая система запускается с усилием, а стартер крутится медленнее и с ощутимым затуханием.

В сервисных центрах замер заряда нередко производится при запуске двигателя внутреннего сгорания (ДВС) или световых устройств (габаритов и дальнего света).

При пуске ДВС норма напряжения составляет 9,5 В и более. Если показания вольтметра оказались ниже данного значения, это свидетельствует о разрядке АКБ или неисправностях стартера. Для дифференциальной диагностики на автомобиль устанавливается гарантированно рабочий и полностью заряженный аккумулятор.

При замере на фоне работы световых устройств вольтаж батареи должен составить не менее 11,2 В.

Как подготовить аккумулятор к зарядке

Подготовка устройства к зарядке проводится по следующему алгоритму:

  1. Снять АКБ с автомобиля или отсоединить его от бортовой сети, отключив оба провода или хотя бы провод «минус». В холодное время года нужно занести батарею в помещение с температурой не менее +10°С и оставить на несколько часов, чтобы электролит успел согреться.
  2. Очистить клеммы от оксидов, сульфидов и смазки. Протереть поверхность батареи тряпкой, смоченной раствором соды или нашатырного спирта (10%).
  3. Если аккумулятор относится к обслуживаемому типу, открутить пробки, расположенные на банках, и сложить их рядом. Слить часть электролита, чтобы проверить цвет и наличие примесей. Если АКБ является необслуживаемым, то снять заглушку с вентиляционного отверстия на устройстве. Это обеспечит свободный выход паров реактива и сделает процедуру более безопасной.
  4. Пробки обслуживаемой батареи позволяют добавлять в секции воду. Если пластины в банке погружены в реактив менее чем на 0,5 см, то необходимо долить в нее немного дистиллированной воды и выровнять уровень в других секциях. Для необслуживаемого устройства данная процедура не проводится, т.к. реактив остается на необходимом уровне в течение всего срока эксплуатации.

Источник

Что нужно знать о правильной зарядке автомобильного аккумулятора

Напоминать о важности аккумуляторной батареи в составе автомобиля нет необходимости. Это полезное и необходимое устройство.

Зарядка автомобильного аккумулятора

Основная задача АКБ неизменная, если говорить о двигателях внутреннего сгорания. Это обеспечение пуска двигателя. Когда ключ вставляют в замок, стартовый (пусковой) ток подаётся на стартер, тот вращает коленчатый вал, и двигатель вступает в работу.

Как только ДВС запускается, в работу вступает генератор. Он берёт на себя всех потребителей электричества и параллельно пытается компенсировать утраченный заряд АКБ. Но для этого нужна достаточно продолжительная работа двигателя без остановки, что в реальных условиях не всегда возможно. Потому выходом из ситуации становится использование зарядных устройств (ЗУ). С ними важно научиться правильно обращаться, а также знать, как именно заряжать АКБ.

  1. Как часто требуется зарядка АКБ
  2. Правила подготовки к зарядке
  3. Соблюдение техники безопасности
  4. Процедура зарядки АКБ
  5. Постоянный ток
  6. Постоянное напряжение
  7. Ускоренный метод
  8. Как связаны между собой заряд АКБ и плотность электролита

Как часто требуется зарядка АКБ

Первоочередной вопрос, интересующий большинство автомобилистов, заключается в том, как часто им следует заряжать аккумулятор собственного автомобиля.

Периодичность зарядки с помощью ЗУ определяется всегда индивидуально.

Классическая 12-вольтная батарея, используемая на легковых авто, в своей конструкции предусматривает по 6 секций. Они же банки. Внутри них содержатся свинцовые пластины и рабочая жидкость в виде электролита. Чаще всего под капотом авто встречаются АКБ, изготовленные по WET технологии. Но также активно набирают популярность AGM и GEL устройства. Все они нуждаются в зарядке.

Основной реактив в батарее это серная кислота, смешанная с дистиллированной водой. А электроды делают на основе свинца с добавлением различных примесей, металлов для улучшения характеристик.

Потеря ёмкости и заряда АКБ может происходить под действием разных факторов:

  • естественный процесс старения и износа;
  • испарение кислоты;
  • испарение воды;
  • загрязнение;
  • низкое качество электролита;
  • сильный разряд;
  • сульфатация и пр.

Если ёмкость падает, батарея параллельно снижает свой ресурс. То есть она способна обеспечить меньшее количество запусков ДВС без необходимости подзарядки. И чем ёмкость меньше, тем чаще АКБ нуждается в подключении к ЗУ.

Когда АКБ эксплуатируется достаточно долгое время, хотя бы раз в месяц рекомендуется проводить профилактическую проверку состояния.

Зарядку лучше делать 1–2 раза в год, добиваясь 100% заряда. Одну из процедур обязательно выполняйте перед похолоданием.

Если батарея качественная и новая, её можно заряжать буквально раз в год, перед зимой. Когда она изношена, лучше увеличить частоту до 2 раз за 12 месяцев.

Правила подготовки к зарядке

Обычно на необходимость зарядить АКБ указывают результаты проверки состояния. Сделать это можно, ориентируясь по индикатору на корпусе, используя мультиметр или нагрузочную вилку.

Зарядное устройство для аккумулятора

Если при замере напряжения показатели падают ниже 11,5 В при работающих фарах, это говорит о необходимости обязательно провести зарядку.

Нормальным считается напряжение в районе 12,5–12,8 В. Рекомендуется всегда стараться держать батарею в этом диапазоне.

Если же параметры заметно отклоняются от нормы, проводится зарядка АКБ под капотом вашего автомобиля. Лучше всего пользоваться автоматическим зарядным устройством.

Сам процесс зарядки требует предварительной подготовки. Эта процедура предусматривает выполнение следующих действий:

  1. Выключите зажигание, вытащите ключ из замка, отключите всех потребителей. Теперь можно полностью снять АКБ с машины, либо просто отключить клеммы.
  2. Если на улице или в гараже меньше 10 градусов Цельсия, батарею рекомендуется занести в тёплое помещение на несколько часов. Оптимально работать при температуре от 15 до 20 градусов Цельсия.
  3. Внимательно осмотрите выводы и клеммы. Очистите их от окислов, остатков смазки и прочих загрязнений. Корпус и выводы лучше обработать ветошью, смоченной в содовом растворе.
  4. Если у вас обслуживаемая батарея, открутите пробки и протрите их.
  5. С помощью шприца или груши возьмите немного электролита из разных банок. Проверьте, сохранил ли он свою прозрачность, нет ли там посторонних примесей, осадка. Также убедитесь, что электролит покрывает пластины минимум на 8 мм.
  6. Если это необслуживаемая АКБ, тут остаётся лишь снять заглушку с отверстия вентиляции. Тем самым пары будут свободно выходить при зарядке.
  7. При необходимости выровняйте уровень электролита во всех банках. Для этого доливайте только дистиллированную воду высокого качества.

На этом подготовительные мероприятия можно считать завершёнными. Ничего сложного, но выполнение каждой из представленных рекомендаций имеет огромное значение в вопросе качества и безопасности последующей зарядки.

Соблюдение техники безопасности

Поскольку вы решили зарядить аккумулятор от своего автомобиля самостоятельно, в домашних условиях, а не обращаться в автосервис, учтите некоторые правила техники безопасности.

Согласно принятым нормам работы с ЗУ и электроприборами, зарядка аккумулятора требует выполнения таких правил:

  • АКБ заряжается только при положительной температуре и в хорошо проветриваемом помещении;
  • подключать ЗУ к АКБ в комнате, где находятся дети или другие люди, нельзя;
  • ни в коем случае не курите, не занимайтесь сварочными работами, не используйте никакие источники открытого пламени вблизи АКБ;
  • не разрешается делать зарядку в помещениях с высокой влажностью;
  • соединять клеммы и зажимы с ЗУ можно только тогда, когда зарядное устройство не подключено к розетке;
  • даже если АКБ необслуживаемая, работать следует в защитных очках и перчатках;
  • под рукой всегда держите раствор соды.

Раствор соды сделать довольно просто. Вам потребуется 100 грамм порошка и 1 литр тёплой воды. Смешайте компоненты, и состав готов.

Зарядное устройство для АКБ машины

Раствор необходим, чтобы протирать корпус, а также быстро удалять электролит при его случайном проливании. Сода является щёлочью и нейтрализует кислоту.

Несоблюдение техники безопасности может повлечь за собой травмы, выход из строя АКБ, поломку ЗУ, а также порчу электропроводки в помещении, где вы занимаетесь подобными операциями.

Процедура зарядки АКБ

Теперь непосредственно о том, как можно самому зарядить аккумулятор своего автомобиля. Нельзя сказать, что процедура очень сложная. Но она ответственная.

Первым делом определитесь с выбором зарядного устройства. Оптимальным решением станет автоматическое ЗУ с возможностью регулировки параметров зарядки.

Что же касается того, сколько нужно заряжать аккумулятор от автомобиля, то это вопрос индивидуальный. Всё зависит от ёмкости, степени заряда. В среднем на процесс уходит от 5 до 8 часов. Если нужно просто подзарядить немного севшую АКБ, может хватить и 1–2 часов. Для заряда в 100% после сильного разряда порой уходит по 10–12 часов.

Читайте также:  Незамедлительно изготовьте деревянное копье

Начинать всегда нужно с правильного соединения выводов АКБ и клемм зарядного устройства. Так называемые крокодилы ЗУ имеют плюс и минус. Их соединяют с АКБ, соблюдая полярность. Сначала идёт соединение плюсов, а только потом минусов.

Выполнив подключение между ЗУ и АКБ, можно зарядное устройство включать в бытовую розетку на 220 В.

Определиться с полярностью несложно. Чаще всего на крокодилах, как и на самой АКБ, имеется маркировка. Либо же ориентируйтесь по проводам. Чёрный всегда минус, а красный плюс.

Многих справедливо интересует вопрос о том, как нужно правильно заряжать стартерный аккумулятор от автомобиля. Здесь есть 3 варианта. А точнее 3 способа зарядки:

  • постоянным током;
  • постоянным напряжением;
  • в автоматическом режиме.

Здесь придётся ответить, каким напряжением нужно будет заряжать автомобильный аккумулятор. Либо же под каким током заряжать аккумулятор, питающий стартер автомобиля, если, предположим, ёмкость составляет 60 Ач.

Чтобы в этом разобраться, следует каждый вариант рассмотреть отдельно.

Эти методы отличаются по длительности и эффективности.

В процессе зарядки любым из методов следите за уровнем заряде и температурой АКБ. Если начнётся кипение электролита, зарядный ток следует снизить на 50%.

Теперь более подробно о том, как выполняется зарядка севшего аккумулятора от автомобиля и что нужно знать при работе с зарядным устройством. Для каждого варианта своя инструкция.

Обслуживаемый аккумулятор для автомобиля

Постоянный ток

Если вас больше привлекает зарядка постоянным током, здесь есть своя последовательность и чёткие инструкции.

Не забывайте о том, при какой температуре разрешается заряжать с помощью ЗУ аккумулятор от автомобиля. Чем ниже температура, тем ниже окажется эффективность восстановления ёмкости. Оптимальным считается режим в диапазоне от 15 до 20 градусов. Но на практике это можно делать и при температуре 10–25 градусов Цельсия.

Помимо параметров по температуре, при которой можно заряжать севший аккумулятор от вашего автомобиля, помните о влажности. Помещения с высоким уровнем влажности не подходят.

Теперь непосредственно к инструкции по зарядке постоянным током:

  1. Выберите значение тока заряда на ЗУ. Оно должно составлять 10% от номинальной ёмкости. Если у вашей АКБ ёмкость 60 Ач, тогда работать нужно с током 6 А.
  2. Если разряд глубокий, вместо номинального тока выбирается минимальный ток заряда. А это 1,5–2 А. Да, когда аккумулятор автомобиля имеет ёмкость 60 Ач, в таком режиме зарядка займёт больше времени. Сколько именно часов потребуется, сказать сложно. Но воздействие малым зарядным током позволяет избежать активного электролиза воды и постепенно повысит плотность рабочей жидкости, параллельно оказывая эффект десульфатации.
  3. В обоих случаях зарядку продолжают до того момента, пока напряжение на выводах АКБ не составит 14,3–14,5 В. Оптимально 14,4 В. Когда напряжение станет таким, ток заряда снижают до 5% от ёмкости. Тем самым вы не допустите кипения электролита, и заряд достигнет 100%.
  4. Когда напряжение окажется в диапазоне 14,5–15 В, уменьшите ток заряда ещё в 2 раза. То есть до 2,5% от ёмкости.
  5. Продолжать работу следует до того момента, пока зарядный ток и напряжение не станут постоянными величинами. Ток должен быть около 0,2 А.

Суммарно на заряд таким способом уходит от 8 до 12 часов.

Когда процесс завершится, дайте образовавшемуся газу выйти из корпуса, после чего протрите корпус с помощью ветоши и содового раствора ещё раз, закрутите пробки.

Постоянное напряжение

Также часто проводится зарядка постоянным напряжением.

Здесь, чтобы подзарядить АКБ, нужно сделать следующее:

  • установите напряжение на отметке в 14,4 В с погрешностью не более 0,1 В;
  • следите за параметрами тока: ток заряда должен составлять примерно 10% от ёмкости, если батарея обслуживаемая, и от 5 до 10% от ёмкости для необслуживаемых АКБ;
  • если разряд глубокий, процесс зарядки начинают с напряжения 12–14 В, ток заряда при этом нельзя повышать более чем до 5% от ёмкости. Если ток будет увеличиваться, то напряжение потребуется вручную снижать.

Минус способа в том, что на него уходит больше времени. Если заряжать номинальным током, за 24 часа удастся восстановить заряд всего на 75–85%. Если поставить напряжение 15–16 В, тогда процесс за сутки завершится на 90–100%.

Для автомобильных АКБ применять напряжение заряда выше 15,6 В опасно.

Когда разряд сильный, применение такого метода позволит восстановить АКБ только спустя 2–3 суток.

Ускоренный метод

Существует также и ускоренная зарядка АКБ, злоупотреблять которой настоятельно не рекомендуется.

Самодельное ЗУ для аккумулятора

Принцип процедуры довольно простой. На батарею подаётся зарядный ток около 20–25% от ёмкости АКБ. Буквально 20 минут хватает, чтобы АКБ получила нужный заряд для запуска двигателя своими силами. Далее уже рассчитывайте на генератор, чтобы полностью восполнить заряд.

Но помните, что зарядка большим током ведёт к активному снижению ресурса батареи. То есть её срок службы сократится.

Как связаны между собой заряд АКБ и плотность электролита

Не все знают, что плотность и заряд АКБ на самом деле это взаимозависимые величины.

Если разряд сильный, то и плотность будет низкой. Это не позволяет обеспечить быстрое восстановление ёмкости АКБ, поскольку процесс напрямую связан с протекающими внутри электрохимическими процессами. Быстро они могут протекать только при условии, что плотность максимально приближена к оптимальным значениям. То есть к 1,28 г/см³.

Зависимость между уровнем заряда и плотностью можно представить в таком виде:

  • при плотности 1,1 г/см³ заряд будет составлять 0%, то есть это полностью разряженная батарея;
  • при 1,16 г/см³ заряд составляет 25%, что также мало, и вернуть АКБ к работе будет проблематично;
  • если плотность 1,2 г/см³, то и заряд будет 50%;
  • 75% заряда равносильно 1,24 г/см³ по показателям плотности;
  • и если у вас ареометр показывает 1,28 г/см³, то и заряд будет 100%.

Такие параметры актуальны при температурном режиме от 20 до 25 градусах Цельсия. При этом зависимость величин сохраняется по мере снижения температуры.

Самостоятельно восполнить заряд в аккумуляторной батарее на самом деле несложно. В особенности, когда речь идёт о работе с автоматическими зарядными устройствами. Минимум действий и несколько часов ожидания.

Источник

Статья о зарядке аккумулятора

Напоминать о важности аккумуляторной батареи в составе автомобиля нет необходимости. Это полезное и необходимое устройство.

Зарядка автомобильного аккумулятора

Основная задача АКБ неизменная, если говорить о двигателях внутреннего сгорания. Это обеспечение пуска двигателя. Когда ключ вставляют в замок, стартовый (пусковой) ток подаётся на стартер, тот вращает коленчатый вал, и двигатель вступает в работу.

Как только ДВС запускается, в работу вступает генератор. Он берёт на себя всех потребителей электричества и параллельно пытается компенсировать утраченный заряд АКБ. Но для этого нужна достаточно продолжительная работа двигателя без остановки, что в реальных условиях не всегда возможно. Потому выходом из ситуации становится использование зарядных устройств (ЗУ). С ними важно научиться правильно обращаться, а также знать, как именно заряжать АКБ.

  1. Как часто требуется зарядка АКБ
  2. Правила подготовки к зарядке
  3. Соблюдение техники безопасности
  4. Процедура зарядки АКБ
  5. Постоянный ток
  6. Постоянное напряжение
  7. Ускоренный метод
  8. Как связаны между собой заряд АКБ и плотность электролита

Как часто требуется зарядка АКБ

Первоочередной вопрос, интересующий большинство автомобилистов, заключается в том, как часто им следует заряжать аккумулятор собственного автомобиля.

Периодичность зарядки с помощью ЗУ определяется всегда индивидуально.

Классическая 12-вольтная батарея, используемая на легковых авто, в своей конструкции предусматривает по 6 секций. Они же банки. Внутри них содержатся свинцовые пластины и рабочая жидкость в виде электролита. Чаще всего под капотом авто встречаются АКБ, изготовленные по WET технологии. Но также активно набирают популярность AGM и GEL устройства. Все они нуждаются в зарядке.

Основной реактив в батарее это серная кислота, смешанная с дистиллированной водой. А электроды делают на основе свинца с добавлением различных примесей, металлов для улучшения характеристик.

Потеря ёмкости и заряда АКБ может происходить под действием разных факторов:

  • естественный процесс старения и износа;
  • испарение кислоты;
  • испарение воды;
  • загрязнение;
  • низкое качество электролита;
  • сильный разряд;
  • сульфатация и пр.

Если ёмкость падает, батарея параллельно снижает свой ресурс. То есть она способна обеспечить меньшее количество запусков ДВС без необходимости подзарядки. И чем ёмкость меньше, тем чаще АКБ нуждается в подключении к ЗУ.

Когда АКБ эксплуатируется достаточно долгое время, хотя бы раз в месяц рекомендуется проводить профилактическую проверку состояния.

Зарядку лучше делать 1–2 раза в год, добиваясь 100% заряда. Одну из процедур обязательно выполняйте перед похолоданием.

Если батарея качественная и новая, её можно заряжать буквально раз в год, перед зимой. Когда она изношена, лучше увеличить частоту до 2 раз за 12 месяцев.

Правила подготовки к зарядке

Обычно на необходимость зарядить АКБ указывают результаты проверки состояния. Сделать это можно, ориентируясь по индикатору на корпусе, используя мультиметр или нагрузочную вилку.

Зарядное устройство для аккумулятора

Если при замере напряжения показатели падают ниже 11,5 В при работающих фарах, это говорит о необходимости обязательно провести зарядку.

Нормальным считается напряжение в районе 12,5–12,8 В. Рекомендуется всегда стараться держать батарею в этом диапазоне.

Если же параметры заметно отклоняются от нормы, проводится зарядка АКБ под капотом вашего автомобиля. Лучше всего пользоваться автоматическим зарядным устройством.

Сам процесс зарядки требует предварительной подготовки. Эта процедура предусматривает выполнение следующих действий:

  1. Выключите зажигание, вытащите ключ из замка, отключите всех потребителей. Теперь можно полностью снять АКБ с машины, либо просто отключить клеммы.
  2. Если на улице или в гараже меньше 10 градусов Цельсия, батарею рекомендуется занести в тёплое помещение на несколько часов. Оптимально работать при температуре от 15 до 20 градусов Цельсия.
  3. Внимательно осмотрите выводы и клеммы. Очистите их от окислов, остатков смазки и прочих загрязнений. Корпус и выводы лучше обработать ветошью, смоченной в содовом растворе.
  4. Если у вас обслуживаемая батарея, открутите пробки и протрите их.
  5. С помощью шприца или груши возьмите немного электролита из разных банок. Проверьте, сохранил ли он свою прозрачность, нет ли там посторонних примесей, осадка. Также убедитесь, что электролит покрывает пластины минимум на 8 мм.
  6. Если это необслуживаемая АКБ, тут остаётся лишь снять заглушку с отверстия вентиляции. Тем самым пары будут свободно выходить при зарядке.
  7. При необходимости выровняйте уровень электролита во всех банках. Для этого доливайте только дистиллированную воду высокого качества.
Читайте также:  Бесконечная зарядка автомобильного аккумулятора

На этом подготовительные мероприятия можно считать завершёнными. Ничего сложного, но выполнение каждой из представленных рекомендаций имеет огромное значение в вопросе качества и безопасности последующей зарядки.

Соблюдение техники безопасности

Поскольку вы решили зарядить аккумулятор от своего автомобиля самостоятельно, в домашних условиях, а не обращаться в автосервис, учтите некоторые правила техники безопасности.

Согласно принятым нормам работы с ЗУ и электроприборами, зарядка аккумулятора требует выполнения таких правил:

  • АКБ заряжается только при положительной температуре и в хорошо проветриваемом помещении;
  • подключать ЗУ к АКБ в комнате, где находятся дети или другие люди, нельзя;
  • ни в коем случае не курите, не занимайтесь сварочными работами, не используйте никакие источники открытого пламени вблизи АКБ;
  • не разрешается делать зарядку в помещениях с высокой влажностью;
  • соединять клеммы и зажимы с ЗУ можно только тогда, когда зарядное устройство не подключено к розетке;
  • даже если АКБ необслуживаемая, работать следует в защитных очках и перчатках;
  • под рукой всегда держите раствор соды.

Раствор соды сделать довольно просто. Вам потребуется 100 грамм порошка и 1 литр тёплой воды. Смешайте компоненты, и состав готов.

Зарядное устройство для АКБ машины

Раствор необходим, чтобы протирать корпус, а также быстро удалять электролит при его случайном проливании. Сода является щёлочью и нейтрализует кислоту.

Несоблюдение техники безопасности может повлечь за собой травмы, выход из строя АКБ, поломку ЗУ, а также порчу электропроводки в помещении, где вы занимаетесь подобными операциями.

Процедура зарядки АКБ

Теперь непосредственно о том, как можно самому зарядить аккумулятор своего автомобиля. Нельзя сказать, что процедура очень сложная. Но она ответственная.

Первым делом определитесь с выбором зарядного устройства. Оптимальным решением станет автоматическое ЗУ с возможностью регулировки параметров зарядки.

Что же касается того, сколько нужно заряжать аккумулятор от автомобиля, то это вопрос индивидуальный. Всё зависит от ёмкости, степени заряда. В среднем на процесс уходит от 5 до 8 часов. Если нужно просто подзарядить немного севшую АКБ, может хватить и 1–2 часов. Для заряда в 100% после сильного разряда порой уходит по 10–12 часов.

Начинать всегда нужно с правильного соединения выводов АКБ и клемм зарядного устройства. Так называемые крокодилы ЗУ имеют плюс и минус. Их соединяют с АКБ, соблюдая полярность. Сначала идёт соединение плюсов, а только потом минусов.

Выполнив подключение между ЗУ и АКБ, можно зарядное устройство включать в бытовую розетку на 220 В.

Определиться с полярностью несложно. Чаще всего на крокодилах, как и на самой АКБ, имеется маркировка. Либо же ориентируйтесь по проводам. Чёрный всегда минус, а красный плюс.

Многих справедливо интересует вопрос о том, как нужно правильно заряжать стартерный аккумулятор от автомобиля. Здесь есть 3 варианта. А точнее 3 способа зарядки:

  • постоянным током;
  • постоянным напряжением;
  • в автоматическом режиме.

Здесь придётся ответить, каким напряжением нужно будет заряжать автомобильный аккумулятор. Либо же под каким током заряжать аккумулятор, питающий стартер автомобиля, если, предположим, ёмкость составляет 60 Ач.

Чтобы в этом разобраться, следует каждый вариант рассмотреть отдельно.

Эти методы отличаются по длительности и эффективности.

В процессе зарядки любым из методов следите за уровнем заряде и температурой АКБ. Если начнётся кипение электролита, зарядный ток следует снизить на 50%.

Теперь более подробно о том, как выполняется зарядка севшего аккумулятора от автомобиля и что нужно знать при работе с зарядным устройством. Для каждого варианта своя инструкция.

Обслуживаемый аккумулятор для автомобиля

Постоянный ток

Если вас больше привлекает зарядка постоянным током, здесь есть своя последовательность и чёткие инструкции.

Не забывайте о том, при какой температуре разрешается заряжать с помощью ЗУ аккумулятор от автомобиля. Чем ниже температура, тем ниже окажется эффективность восстановления ёмкости. Оптимальным считается режим в диапазоне от 15 до 20 градусов. Но на практике это можно делать и при температуре 10–25 градусов Цельсия.

Помимо параметров по температуре, при которой можно заряжать севший аккумулятор от вашего автомобиля, помните о влажности. Помещения с высоким уровнем влажности не подходят.

Теперь непосредственно к инструкции по зарядке постоянным током:

  1. Выберите значение тока заряда на ЗУ. Оно должно составлять 10% от номинальной ёмкости. Если у вашей АКБ ёмкость 60 Ач, тогда работать нужно с током 6 А.
  2. Если разряд глубокий, вместо номинального тока выбирается минимальный ток заряда. А это 1,5–2 А. Да, когда аккумулятор автомобиля имеет ёмкость 60 Ач, в таком режиме зарядка займёт больше времени. Сколько именно часов потребуется, сказать сложно. Но воздействие малым зарядным током позволяет избежать активного электролиза воды и постепенно повысит плотность рабочей жидкости, параллельно оказывая эффект десульфатации.
  3. В обоих случаях зарядку продолжают до того момента, пока напряжение на выводах АКБ не составит 14,3–14,5 В. Оптимально 14,4 В. Когда напряжение станет таким, ток заряда снижают до 5% от ёмкости. Тем самым вы не допустите кипения электролита, и заряд достигнет 100%.
  4. Когда напряжение окажется в диапазоне 14,5–15 В, уменьшите ток заряда ещё в 2 раза. То есть до 2,5% от ёмкости.
  5. Продолжать работу следует до того момента, пока зарядный ток и напряжение не станут постоянными величинами. Ток должен быть около 0,2 А.

Суммарно на заряд таким способом уходит от 8 до 12 часов.

Когда процесс завершится, дайте образовавшемуся газу выйти из корпуса, после чего протрите корпус с помощью ветоши и содового раствора ещё раз, закрутите пробки.

Постоянное напряжение

Также часто проводится зарядка постоянным напряжением.

Здесь, чтобы подзарядить АКБ, нужно сделать следующее:

  • установите напряжение на отметке в 14,4 В с погрешностью не более 0,1 В;
  • следите за параметрами тока: ток заряда должен составлять примерно 10% от ёмкости, если батарея обслуживаемая, и от 5 до 10% от ёмкости для необслуживаемых АКБ;
  • если разряд глубокий, процесс зарядки начинают с напряжения 12–14 В, ток заряда при этом нельзя повышать более чем до 5% от ёмкости. Если ток будет увеличиваться, то напряжение потребуется вручную снижать.

Минус способа в том, что на него уходит больше времени. Если заряжать номинальным током, за 24 часа удастся восстановить заряд всего на 75–85%. Если поставить напряжение 15–16 В, тогда процесс за сутки завершится на 90–100%.

Для автомобильных АКБ применять напряжение заряда выше 15,6 В опасно.

Когда разряд сильный, применение такого метода позволит восстановить АКБ только спустя 2–3 суток.

Ускоренный метод

Существует также и ускоренная зарядка АКБ, злоупотреблять которой настоятельно не рекомендуется.

Самодельное ЗУ для аккумулятора

Принцип процедуры довольно простой. На батарею подаётся зарядный ток около 20–25% от ёмкости АКБ. Буквально 20 минут хватает, чтобы АКБ получила нужный заряд для запуска двигателя своими силами. Далее уже рассчитывайте на генератор, чтобы полностью восполнить заряд.

Но помните, что зарядка большим током ведёт к активному снижению ресурса батареи. То есть её срок службы сократится.

Как связаны между собой заряд АКБ и плотность электролита

Не все знают, что плотность и заряд АКБ на самом деле это взаимозависимые величины.

Если разряд сильный, то и плотность будет низкой. Это не позволяет обеспечить быстрое восстановление ёмкости АКБ, поскольку процесс напрямую связан с протекающими внутри электрохимическими процессами. Быстро они могут протекать только при условии, что плотность максимально приближена к оптимальным значениям. То есть к 1,28 г/см³.

Зависимость между уровнем заряда и плотностью можно представить в таком виде:

  • при плотности 1,1 г/см³ заряд будет составлять 0%, то есть это полностью разряженная батарея;
  • при 1,16 г/см³ заряд составляет 25%, что также мало, и вернуть АКБ к работе будет проблематично;
  • если плотность 1,2 г/см³, то и заряд будет 50%;
  • 75% заряда равносильно 1,24 г/см³ по показателям плотности;
  • и если у вас ареометр показывает 1,28 г/см³, то и заряд будет 100%.

Такие параметры актуальны при температурном режиме от 20 до 25 градусах Цельсия. При этом зависимость величин сохраняется по мере снижения температуры.

Самостоятельно восполнить заряд в аккумуляторной батарее на самом деле несложно. В особенности, когда речь идёт о работе с автоматическими зарядными устройствами. Минимум действий и несколько часов ожидания.

Источник

Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля

заряжается аккумулятор автомобиля

В любом транспортном средстве важная роль отводится аккумуляторной батарее, которая является основной движущей силой по запуску двигателя. Именно ее электрическая энергия раскручивает стартер, а он уже приводит во вращение коленчатый вал, и мотор начинает свою работу. В некоторых случаях это неплохая альтернатива вышедшему из строя генератору, правда, только на ограниченное время.

Во время движения автомобиля аккумулятор восполняет энергию от генератора. Тем не менее необходимо заряжать его специальными устройствами (ЗУ). При этом нужно знать, как делать это правильно, что позволяет уберечь АКБ от раннего выхода из строя и сохранить его рабочий ресурс.

Важно! Нельзя допускать полного разряда АКБ, иначе это приводит к сокращению срока службы батареи!

Когда нужно ставить аккумулятор на зарядку

Первым делом необходимо обратить внимание на напряжение батареи – оптимальное значение лежит в пределах от 12,6 до 12,9 вольт при заглушенном двигателе. Об этом должен знать каждый владелец собственного транспортного средства. В особенности это касается новичков, так как опытные водители уже давно знают об этом.

Как показывает практика, редко, когда удается постоянно поддерживать батарею полностью заряженной. Тогда допускается ее эксплуатация при напряжении 12,2 вольт. Однако при меньших значениях батарею нужно обязательно ставить на зарядку. Речь идет о показаниях в диапазоне 11,8-12,0 вольт. Полностью заряженная батарея должна выдавать 12,7 В (100%).

Снижение до 12,2 вольт говорит о том, что АКБ разряжена на половину (50% заряда). Критическое значение – это 10,8 В и означает глубокий разряд, чего как раз необходимо избегать. Впоследствии это отрицательно сказывается на самом аккумуляторе и существенно сокращает его срок службы.

В случае, когда автомобильная силовая установка не заводится, это также служит поводом поставить источник питания на зарядку. Проблемы с АКБ дают о себе знать и через остальные потребители – освещение приборной панели или фар становится тусклым, аудиосистема работает не так как раньше и прочее.

севший аккумулятор

Уровень заряда батареи

Подготовка батареи к зарядке

До того, как поставить аккумуляторную батарею на зарядку, ее следует подготовить к этой процедуре. Действовать нужно согласно следующему алгоритму:

  • Отключить АКБ от бортовой сети машины, для чего сначала отсоединить минусовую клемму, потом плюсовую. А вот подключать батарею нужно, начиная с положительного контакта и только потом прикручивать отрицательную клемму.
  • Протереть корпус батареи тряпкой или ветошью. Очистить контакты от окислов и прочих загрязнений.
  • С обслуживаемой батареи нужно откручивать пробки. Если АКБ относится к необслуживаемому типу, то нужно снять специальную заглушку, которая закрывает вентиляционное отверстие. Это позволит парам электролита свободно выходить наружу.
  • Визуально определить уровень электролита в каждой банке – если над пластинами он не более 5 мм, необходимо добавить дистиллированную воду.
Читайте также:  От чего зависит вольтаж аккумулятора

Новички при этом могут задаться вопросом, с какой регулярностью нужно заряжать батарею? По мнению профессионалов и опытных автомобилистов, делать это необходимо каждый сезон, то есть перед приходом зимы. Но в некоторых случаях может понадобиться подзарядка АКБ. Чтобы определить, пора ли его заряжать, стоит внимательно наблюдать за процессом запуска двигателя.

Все же однозначного ответа на заданный вопрос не существует в природе, так как на разряд аккумулятора влияет множество факторов.

Техника безопасности и меры предосторожности

Зарядка источника питания представляет собой процесс, протекающий на химическом уровне. При этом начинает выделяться особое взрывоопасное соединение водорода с кислородом. По этой причине необходимо позаботиться о собственной безопасности и соблюдать определенные меры предосторожности.

Соблюдение техники безопасности позволит избежать многих проблем и повреждения АКБ. Существует ряд специальных правил, которых обязательно нужно придерживаться:

  • Зарядку АКБ необходимо проводить только в хорошо проветриваемом помещении. Гараж, в крайнем случае, балкон, а вот в квартире это делать запрещено, если в семье есть маленькие дети.
  • Непосредственно вблизи батареи нельзя курить, что-либо поджигать или выполнять работы, в ходе которых образуются искры.
  • Также нельзя заряжать аккумулятор в помещениях с высоким уровнем влажности.
  • Подсоединять зарядное устройство только тогда, когда оно отключено от электрической сети.
  • Перед началом работ надеть очки и перчатки, что позволит уберечься от опасного влияния кислотных испарений.

Не стоит забывать и о том, что электролит – это сочетание дистиллированной воды и кислоты в определенной пропорции. Поэтому важно избегать его попадания на руки, во избежание ожогов. Однако от ошибок никто не застрахован и при неосторожном обращении с электролитом помогает содовый раствор, который способен нейтрализовать кислоту.

Повышение плотности электролита

Как правильно заряжать аккумулятор

Для начала стоит уяснить важность правильного подключения аккумулятора к зарядному устройству. Иными словами, речь идет о соблюдении полярности. Это не так сложно выполнить, поскольку производители маркируют клеммы соответствующими цветами:

  • положительный контакт всегда красного оттенка;
  • отрицательная клемма – черная.

На самой батарее тоже есть обозначение (плюс и минус). Но иногда даже они могут быть стертыми после долгой эксплуатации АКБ или по иным причинам. В этом случае стоит запомнить один важный момент – вне зависимости от типа батареи (с прямой полярностью либо обратной, европейского производства или азиатского и т. д.) положительная клемма всегда толще отрицательного контакта.

Теперь касательно способов зарядки – и их всего два:

  • с постоянным напряжением;
  • с постоянным током.

Каждый из них отличается продолжительностью и эффективностью. Рассмотрим их чуть подробнее.

Важно! Опытные автолюбители и профессиональные работники автосервисов рекомендуют полностью заряжать батарею (100%) не реже двух раз за год. И один раз до того, как наступят холода.

Вымпел 55

Зарядка постоянным током

В этом случае необходимо на зарядном устройстве задать значение тока, равном 10% от емкости батареи. К примеру, при 60 А·ч искомое значение будет составлять 6 ампер, 55 А·ч – соответственно 5,5 А и так далее. Весь алгоритм представлен так:

  • Для начала на зарядном устройстве нужно выставить ток (те самые 10% – 5,5 или 6 А).
  • В случае глубокого разряда АКБ следует задать не номинальное значение тока, а минимальное – порядка 1,5-2 А. В этом случае сильного электролиза не произойдет, а плотность электролита будет увеличена разложением сульфата свинца.
  • Дождаться повышения напряжения до значения 14,4 вольт (+/- 0,1 В), после чего понизить ток в два раза (2,75 или 3 А). Это понизит интенсивность кипения электролита.
  • Когда напряжение еще раз повысится до 14,5-15 В, необходимо также в двое уменьшить ток. Теперь зарядку следует продолжать, пока обе характеристики (I, U) останутся неизменными. В итоге ток должен достигнуть значения в пределах 0,2 А. По времени процесс может занять 8-12 часов.

После завершения зарядки нужно дать сойти газам и протереть ветошью либо тряпкой корпус аккумулятора с использованием содового раствора. После чего остается закрутить крышки либо вернуть вентиляционную заглушку на свое место.

Недостатком этого метода является необходимость периодически вносить корректировки тока. Также стоит учесть, что в старых АКБ ближе к концу процесса газовыделение будет более интенсивным. Это главный признак того, что батарея зарядилась полностью.

Зарядка постоянным напряжением

После подключения аккумулятора к зарядному устройству ток сразу достигает своего максимального показателя. И чем сильнее разряжена батарея, тем большим он будет. В то же время на многих современных приборах ток не превышает 20-25 А, чтобы сохранить работоспособность и ЗУ, и АКБ.

Последовательность здесь такова:

  • Задать на зарядном устройстве значение номинального напряжения – 14,4 вольт (+/- 0,1 В). В отношении необслуживаемых аккумуляторов необходим тщательный контроль.
  • Вести наблюдение за показаниями тока: для обслуживаемых батарей это до 0,1 емкости, в отношении необслуживаемых – 0,05-0,1 емкости. Более 20% считается критичным показателем, который губителен для АКБ.
  • В случае глубокого разряда аккумулятора начинать зарядку необходимо с параметра 12-13 В, не больше. Ток при этом не должен превышать 5% емкости батареи. При повышении его значения, напряжение следует уменьшить до достижения допустимого предела I.

К сведению! Очистка клемм аккумулятора даже в целях профилактики перед началом зарядки обеспечит лучший контакт.

Зарядка аккумулятора постоянным напряжением тянется медленно, нежели способ с постоянным током. Выбор значение напряжения зависит от степени разряда АКБ (из расчета на 24 часа зарядки):

  • 14,4 В – от 75% до 85%.
  • 15 В – от 85% до 90%.
  • 16 и более В – от 95% до 100.

Таким образом, чтобы только за одни сутки полностью зарядить аккумуляторную батарею следует установить напряжение в пределах от 16,3 до 16,4 Вольт. Но стоит принять к сведению, что есть необслуживаемые аккумуляторы, в отношении которых нельзя превышать установленный порог в 14,4 В. Соответственно при таком напряжении потребует больше суток, чтобы полностью зарядить батарею.

Заряжается высоким напряжением

Зарядка в автоматическом режиме

Такой способ требует наличие зарядного или пуско-зарядного устройства, которое в автоматическом режиме способно определить необходимое значение тока и напряжения. Также прибор в процессе зарядки АКБ в динамике изменяет их показатели, что позволяет избежать нежелательных нюансов:

  • перезаряда;
  • вскипания электролита;
  • недозаряда.

Выбор оптимальных параметров осуществляется посредством настройки рабочего напряжения или одного из режимов (AGM, GEL, WET), в зависимости от типа аккумулятора. Главное, чтобы значение тока было не ниже 10% от емкости батареи.

Автоматическая зарядка аккумуляторной батареи представляет собой сложный и многоступенчатый процесс:

  • Заданное значение тока начинает постепенно снижаться и одновременно с этим повышается напряжение АКБ.
  • При установлении порога в 14,8 В напряжение стабилизируется.
  • Теперь ток составляет уже 5% емкости батареи на протяжении еще 2 часов, что приближает к значению полного заряда и сбросу эффекта памяти.
  • На завершающей ступени напряжение – 13,8 В. Теперь АКБ зарядится на 100%, исключая возникновения перезаряда и больших нагрузок.

Если батарея разрядилась наполовину, то весь процесс зарядки займет от 8 до 12 часов.

Когда аккумулятор зарядится и как проверить

Для того чтобы понять, когда батарея зарядилась, стоит обращать внимание на само зарядное устройство. Если оно автоматического типа, то все проходит обычно без участия человека.

12,78 вольт

О завершении процесса можно узнать по дисплею, который оснащен световыми лампами, что показывает этапы зарядки. Зеленый цвет свидетельствует о готовности аккумулятора к эксплуатации. В других моделях имеется встроенный амперметр и когда значения тока приблизится к нулю, АКБ заряжена.

Обратите внимание! Своевременная зарядка АКБ и обслуживание – залог сохранения ресурса батареи и снижения риска возникновения сульфатации пластин.

Проверку батареи можно выполнить несколькими способами:

  • Специальный индикатор. Он имеется на корпусе любой современной батареи и показывает ее состояние. Если все в норме его оттенок зеленый. Белый цвет говорит о необходимости зарядки. Красный – нужно долить реактив и сам заряд минимальный.
  • Мультиметр. Этот прибор нужно перевести в режим измерения напряжения и соединить контакты с клеммами АКБ (полярность не имеет значения). Двигатель не запускать, иначе измеряться будет не АКБ, а генератор. Когда нет нагрузки, то значение 12,6 В укажет на полный заряд батареи (100%). 12,42 В – 75%, 12,18 В – 50%, 11,7-11,8 – 0% (аккумулятор разряжен полностью). Стоит заметить, что у каждого прибора есть погрешность.
  • Нагрузочная катушка. Это специальное устройство с элементом сопротивления и к нему подключен вольтметр (параллельно). Он соединяется с выводами АКБ в течение нескольких секунд, после чего с прибора снимаются показатели. Такие тесты можно провести практически в любом автосервисе, а также специализированных магазинах.

Опытные автолюбители способны определять уровень заряда АКБ на слух. При заряженной батарее стартер крутит уверено, но если сил батареи не хватает, прокручивание с большим усилием, что хорошо заметно. Если запустить двигатель, напряжение падает до 9,5 В, что считается нормой. Но если ниже, АКБ нужно зарядить.

устанавливает батарею в моторный отсек

Обслуживание батареи после зарядки

После того как аккумулятор заряжен, он готов для подключения к бортовой сети автомобиля. Однако одной зарядкой все не оканчивается, за батареей необходим надлежащий уход. Правильное обслуживание подразумевает собой следующее:

  • Периодически оценивать состояние креплений батареи и при необходимости подтягивать гайки, болты.
  • Очищать клеммы от окислов и ржавчины во избежание развития коррозионного процесса.
  • Визуальная диагностика уровня электролита подручными средствами (трубки, отрезки корпуса ручки и т. д.). Для восполнения потерь в банки нужно залить дистиллированную воду или электролит.
  • Периодически проверять плотность электролита, так как от этого зависит заряд АКБ.

Зимой эти мероприятия необходимо выполнять ежедневно или перед каждым выездом. Только такой подход позволит сохранить ресурс АКБ на долгое время.

Что касается нового аккумулятора, то необходимо еще в магазине проверить насколько он заряжен – нужно 100%, допустимо 95%. В крайнем случае, подзарядить его минимальным током и напряжением не выше номинального (14,4 В) в течение 2-3 часов.

Лучше заранее обращать внимание на дату изготовления АКБ. И если он простоял в магазине больше года, от покупки следует отказаться и найти другой вариант или найти иную торговую точку.

Остались вопросы или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полезным, полным и точным.

Источник