Меню

Ремонт проигрывателя Арктур 006

Доработка арктур 006 блок питания

Усилитель-корректор «Lynx04» в проигрывателе «Арктур-006»

Автор: Pushok62, vo_pushkov@mtu-net.ru
Опубликовано 11.05.2016
Создано при помощи КотоРед.

О доработке электропроигрывающего устройства (ЭПУ) «Арктур 006» ([1],[2]) писалось уже достаточно много ([3],[4],[5],[6]), в том числе и на радиолюбительских форумах. Здесь описан опыт встраивания в указанный проигрыватель усилителя-корректора «Lynx04» [7], разработанного Дмитрием Андронниковым (да простит меня автор за такую вольность).
Чтобы реализовать эту идею, пришлось выполнить значительную часть доработок, описанных в [3],[4], а также провести дополнительную модернизацию, связанную с заменой трансформатора питания. Перечень доработок приведён ниже.
Нижняя часть пластмассового корпуса проигрывателя изнутри обклеена герленом толщиной 8 мм (продаётся в автомобильных магазинах) с разрезанием его на прямоугольники по размерам секций, образованных рёбрами жёсткости. Нижняя центральная поверхность диска обклеена герленом толщиной 4 мм, а нижняя внешняя — более тонким материалом.
Все внутренние пластмассовые элементы корпуса соединены между собой и с шасси через резиновые прокладки толщиной примерно 1 мм, в результате вся конструкция имеет структуру «слоёного пирога».
Жёсткие ножки корпуса дополнены толстыми прокладками из пористой резины, а в качестве подставки оборудован механический фильтр в виде витринного стекла размером 460×360х10 мм, помещённого на серебристые конусы «Cold Ray 4» со стальными шариками.
Лампы накаливания заменены светодиодами жёлтого свечения, последовательно с которыми включён ограничительный резистор 1 кОм.
Головка звукоснимателя заменена на головку «Goldring 2200», имеющую эллиптическую заточку иглы.

Стеклянная подставка на конусах «Cold Ray»

Провода, идущие от головки звукоснимателя к плате Pt-2, извлечены из тонарма и свиты попарно, а тонарм внутри заполнен монтажной пеной. Впоследствии измерения показали недостаточно высокую частоту резонанса тонарма (6-8 Гц), поэтому до заполнения монтажной пеной можно было бы предпринять какие-то меры по его утяжелению для повышения частоты резонанса до 10-12 Гц.
Плата Pt-2 заменена на новую, на которой вместо транзисторов VT201, VT202 и связанных с ними элементов устанавливаются два оптрона 3ОР124А (можно их не устанавливать), а также 6-контактный разъём вместо 3-контактного X4 для подключения проводов, идущих от головки звукоснимателя к предусилителю-корректору. Конденсатор в цепи питания оптронов ёмкостью 1000-2000 мкФ служит для задержки их включения (эта задержка на самом деле почти незаметна).
Проигрыватель с перечисленными доработками долгое время использовался совместно с предусилителем-корректором [4], однако последний построен так, что подключение внешнего фон-корректора было невозможно.
Заводской трансформатор питания, обладающий недостаточной мощностью, заменён на тороидальный ТТП-20, обеспечивающий требуемые выходные токи для питания ЭПУ G-2021 и нового усилителя-корректора, а также имеющий дополнительную экранную обмотку между вторичными обмотками, используемыми для питания этих узлов. Трансформатор устанавливается на то же место через резиновую прокладку, закрывается с боков штатным магнитным экраном в виде свёрнутой ленты и накрывается крышкой, прикрученной сверху через дополнительные втулки высотой 3мм так, чтобы сверху между трансформатором и крышкой оставался небольшой зазор 0,5-1 мм. Для обеспечения электрического контакта экрана с крышкой между витками экранирующей ленты вставлено несколько упругих стальных или латунных полосок (например, контактов от неисправных реле, шириной порядка 5 мм), подогнутых внутрь для надёжного касания с нижней поверхностью крышки, которая, в свою очередь, заземляется как и в оригинальной конструкции.

Новый силовой трансформатор

Плата Pt-1 требует доработок, описанных ниже. На место транзистора T101 установлена микросхема стабилизатора LM317T (с радиатором), при этом элементы T101, T102, D101, R101 исключены, вместо резистора R101 установлен защитный диод, а номиналы резисторов R102, R103, R140 изменены для получения выходного напряжения 13,5В.
Для ограничения пускового тока во входную цепь питания добавлен низкоомный терморезистор, чтобы при использовании более мощного силового трансформатора исключить непреднамеренное перегорание установленного на плате Pt-1 предохранителя 500 мА.
Система привода диска для повышения надёжности доработана в соответствии с рекомендациями [6], причём элементы новой системы привода практически не греются.
Микросхема U101 в дорабатываемом автором проигрывателе при выпаивании и проверке оказалась неисправной (транзистор VT5 был нерабочий, а коэффициент усиления транзистора VT1 – в 2 раза меньше коэффициента усиления транзистора VT2), поэтому, как выяснилось, система стабилизации скорости вращения диска не функционировала. Микросхема U101 была заменена на сборку 159НТ1В (VT1, VT2) и дискретные транзисторы КТ3102В (VT3, VT4, VT5). При опускании головки звукоснимателя на грампластинку с исправной системой стабилизации скорость вращения диска практически не замедляется. Напомним, что в соответствии с руководством по эксплуатации [1] окончательную регулировку частоты вращения нужно производить не ранее трёх минут после включения двигателя ЭПУ.

Вид доработанной платы Pt-1

Усилитель-корректор «Lynx04» собран на двух отдельных печатных платах: платы стабилизаторов и платы собственно усилителя-корректора, устанавливаемых на место прежних модулей соответственно A1 и A2.

Читайте также:  Как подсоединить магнитолу через блок питания от компьютера

Вид новой платы А1 (параллельные стабилизаторы напряжения)

Вид новой платы А2 (усилитель-корректор)

Используемые элементы усилителя-корректора, включая блок питания – рекомендованные автором [7], за исключением того, что в качестве балластных резисторов в параллельных стабилизаторах применены проволочные керамические резисторы мощностью 5 Вт, остальные резисторы – в основном SMD, шунтирующие электролитические конденсаторы по цепям питания – Nichicon KZ «Muse». Для питания предусилителя используется нестабилизированный источник питания ±(22..24)В с суммарной ёмкостью конденсаторов фильтров в каждом плече по 4х1000 мкФ.
Разъёмы для подключения усилителя-корректора к усилителю мощности – как и в заводском проигрывателе – типа СГ-5, с возможностью использования штатной заглушки.
Заметим, что некоторые элементы на новых платах ощутимо выделяют тепло. Поэтому, для облегчения теплового режима при длительном включении устройства предприняты следующие дополнительные меры:
• на 4 входных операционных усилителя (ОУ) усилителя-корректора приклеены алюминиевые радиаторы для видеокарты Xbox 360 размерами 14/18x13x6 мм или радиаторы A4988 размерами 9х9х5 мм;
• на 4 балластных резистора стабилизаторов напряжения также приклеены небольшие радиаторы аналогичных моделей;
• на 2 выходных буферных ОУ приклеен алюминиевый брусок размером 40x15x12 мм (в качестве заготовки использовался радиатор от неисправного источника бесперебойного питания), который сверху через эластичную силиконовую термопрокладку толщиной 1 мм прижимается штатной экранирующей крышкой, выполняющей теперь ещё и роль теплоотвода;
• к внешним боковым рёбрам П-образных радиаторов HS 239-20 размерами 20x17x10 мм, прикрученных к корпусам мощных транзисторов стабилизаторов, приклеены 2 ребристых радиатора типа HS 185-30 размерами 30×51х25 мм, которые могут быть дополнительно закреплены на пластмассовом днище корпуса.
Для склеивания радиаторов HS использовалась двухсторонняя теплопроводная клейкая лента шириной 10 мм и толщиной 0,2 мм.

Вид на установленные блоки А1 и А2

Вид печатной платы блока А2 с радиаторами

В модуль питания A1 дополнительно введён узел задержки подключения входа усилителя мощности на 2 секунды после включения, который управляет переключением контактов реле Axicom IM06 12VDC, установленного в модуле A2. От применения этого узла, конечно, можно отказаться.
Налаживание усилителя корректора производится способом, описанным в [7].

1. Электропроигрыватель «Арктур 006-стерео». Руководство по эксплуатации. Бердский радиозавод, 1985 г.
2. Ю.П.Алексеев. МРБ, выпуск 1133. Бытовая радиоприёмная и звуковоспроизводящая аппаратура. Раздел 4. Электропроигрыватели. «Арктур-006-стерео», с.79. 1989 г.
3. Р.Кунафин. О доработке проигрывателя «Арктур-006С». «Радио», №9, 1998 г., с. 20.
4. Ю.Каранда. Малошумящий предусилитель-корректор со взвешенным входом. «Радиохобби», №3, 1998, с.31.
5. С.Семихатский. Усилитель корректор для ЭПУ «Арктур-006-стерео». «Радио», №3, 2013 г., с.14.
6. А.Белый, А.Савчук. Ремонт системы привода диска электропроигрывателя «Арктур-006-стерео». «Радио», №7, 1988 г, с.24.
7. Д.Андронников. Усилитель-корректор для звукоснимателя с подвижным магнитом Lynx04A. https://www.lynxaudio.net

Рисунки печатных плат блоков А1 и А2 (а также плата для замены системы привода) в формате Sprint Layout 5 находятся во вложениях.

Источник

АРКТУР-006. Усовершенствование.

Фон Арктур-006, при начале работы двигателя и при прибавлении звука. Так же присутствует небольшой фон при включенном питани, а когда дотрагиваешся до тонарма то фон в несколько раз уменьшается. Кто даст какой совет. Очень жду помощи ребят.

Ответы

Без обид, но с этим хламом давно пора расстаться, т.к. время затраченное на него не оправдыает результат.

Совершенно верно. Если хочется попрактиковаться в твиках можно за скромную сумму найти варианты среди б/у аппаратов — тех, что мало кому известны, и имеют хороший потенциал для доработки.

Просто поговорить про варианты кабелей для перетяжки тонармов — это к Доктору.

я понимаю все это, но это мой первый проигрыватель. Я на нем учусь всему, настройкам, как правильно пользоваться. Хочу все ньюансы самые главные узнать, и потом приобрести уже хороший. Смотрю на Viktor и Pioneer.

Для меня скорее не результат, а опыт пользования проигрывателя. Без обид, знал на что иду. Но все же не решил вертак за 30 р брать, если с ним не умею обращаться. А здесь Вы форумчане мне подсказали, научили. Теперь в голове ясно становится про винил, а то для меня это был лес дремучий))

Нужно правильно организовать «землю». Я правильно понял, что корректора нет? Тогда нужно пять проводов от тонарма вывести на ваши RCA и землю, миную «промежуточные» платы и разъемы. Один из вариантов — на фото внизу.

а 5 провод землю куда?

на земляную клемму — он у вас на фото над RCA. Нужно иметь в виду, кабель он вертушки к фонокорректору следует делать особый. Внутри — два жилы и экран. Одна жила — сигнал, вторая — сигнальная земля. Экран соединяется с землей только на одном конце кабеля — где будет подсоединение к фонокорректору. Со стороны проигрывателя сигнальная земля с экраном НЕ соединена — это важно. Еще идет отдельно провод земля от фонокорретора к земляной клемме проигрывателя.

Читайте также:  Универсальный блок питания для ноутбука 90 Вт

Пример подходящего кабеля, нужно только провод земли еще параллельно кабелю протянуть.

фонокабель есть у меня, куплен. я имел ввиду какие провода нужны для тонарма?

из отечественного рекомендую мгтф

корректор штатный выкинул, а проигрыватель включаю через усилитель denon.

и какие провода брать для тонарма? штатные очень короткие.

А не обязательно длинные. Это просто на фото, что в сети нашел — длинные . Можно просто припаять к выводам тонарма ваш кабель и позаботиться о надежности и неподвижности соединения. Я вот кабель что на фото сразу припаиваю к выводам тонарма и не делаю RCA разъемы на корпусе — сразу кабель выходит к фонику.

как на арктуре 006 правильно отрегулирповать тонарм?

К сожалению сам никогда не регулировал, но на мой взгляд, нет сложностей, чтобы выставить по шаблону головку и отрегулировать прижимную ситу. Вот с регулировкой VTA могу быть сложности.

У меня долгое время был такой, и не один, и я то-же издевался над ним, как мог, и что я хочу сказать: что с ним не делай, но на любых более-менее приличных hi-fi колонках слушать его невозможно. (я и иголки менял, и полностью убирал пластиковый корпус, и убирал шасси — крепил всё на дерево, и тонарм настраивал/смазывал — всё зря, его переигрывет CD за $500)

с тонармом здесь очень все непросто. Измучился уже. Но «тяжело в учении, легко в бою».

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Источник



Доработка арктур 006 блок питания

В первую очередь необходимо отметить, что если Вы хотите приобрести виниловый проигрыватель советского производства и не желаете заниматься доработками, кроме замены звукоснимателя — я ни в коем случае НЕ РЕКОМЕНДУЮ брать Арктур. Из проигрывателей советского производства, которые практически не нуждаются в доработках отмечу Электронику ЭП-017, Б1-01 и Корвет 003/038.
Все Арктуры собраны «ногами»(не побоюсь этого слова). Особенно это касается тонарма — наиважнейшей детали любого проигрывателя.
Наличие встроенного фонокорректора, рокот-фильтра, неважных проводов в тонарме и наимертвейшего звукоснимателя MF-101 — делает его совершенно не пригодным для прослушивания.
Итак доработка.
Я не буду рассказывать как он разбирается, т.к. никаких особенных премудростей там нет.
Все, что я рекомендую имеет проверенное положительное влияние на звук.
Вещи которые необходимо сделать:
1) Полностью отключить фонокорректор — его можно не вынимать, закреплен он неплохо.
2) Отключить рокот-фильтр. Его найти не сложно — провода из тонарма ведут непосредственно в него. Так же при желании его можно оставить на месте.
Аппарат состоит из двух половинок и в нижней необходимо «врезать» 2 разъема «тюльпан» и винтовую клемму для «земли». После этого рекомендую проверить хорошо ли закреплен блок питания и «ножки» аппарата.
Смысла выносить блок питания наружу не вижу, т.к. паразитирующих наводок на звукосниматель и других вещей я не заметил. Замена шнура так же результата не дала, а вот включение проигрывателя в сетевой фильтр типа «пилот» дает серьезные наводки на звукосниматель ухудшая тем самым качество звучания
3) Корпус Арктура сделан из пластика, поэтому к его демпфированию надо отнестись серьезно
Что можно сделать. У меня было две идеи — либо пластилин, либо парафин. В итоге практически весь низ залит парафином, но некоторые места, например фонокорректор и площадка вокруг блока питания промазана пластилином(Благодарен Степному Волку за предоставленный пластилин)
С верхней частью сложнее. В первую очередь надо проверить качество крепления самого ЭПУ к корпусу. При желании(я этого делать не стал) можно воспользоваться идеей Степного Волка, а именно прикрутить все через резиновые сантехнические прокладки. Далее все как с нижней частью, разве что парафин здесь лучше положить после сборки проигрывателя прямо на металлическое ЭПУ предварительно сняв диск.
4) Замена проводки в тонарме.
Константин Запорожцев рекомендует литцентрат. Я поставил провод Cardas Audio — тот же литцентрат по звучанию, но в оплетке и рвется не так легко, как литцентрат
Провод продается в магазине Нота + и стоит в районе 450 рублей за 4 проводка по 0.5 м. Этого вполне достаточно.
Для Арктура рекомендую именно этот вариант, т.к. порвать провод очень легко в силу конструкции тонарма. Сразу оговорюсь, что не снимая и полностью не разбирая тонарм поменять проводку невозможно. Но в любом случае тонарм собран настолько халтурно, что не делать этого просто нельзя.
5) Снимается и разбирается тонарм относительно не сложно, главное не забудьте про 5-й провод который идет на корпус проигрывателя и не переусердствуйте с затягиванием подшипников. Помните, что тонарм должени абсолютно плавно и свободно двигаться во всех направлениях. Для смазки подшипников используйте литол
После того как проденете провода рекомендую заполнить «коромысло» тонарма монтажной пеной!
Контакты в шелле ликвидировать смысла не вижу, но провода от шелла к звукоснимателю рекомендую тоже обязательно поменять.
Проводов из тонарма должно выходить ровно 5. 4-е из них припаиваются к тюльпанам согласно полярности, а пятый на корпус проигрывателя и на клемму земля для последующего соединения с фонокорректором.
Собирайте аккуратно стараясь не сбить настройку автовозврата тонарма.
6) В середину диска рекомендую залить целый балон силиконового герметика и с помощью фена и шпателя разровнять его
7) Особое внимание(у меня на это уходит около 40 минут) необходимо посвятить правильной установке звукоснимателя. Для этого годится этот шаблон(для просмотра ссылки Вам необходимо авторизоваться
8) Крайне рекомендую сделать для проигрывателя отдельную полку и привернуть ее к капитальной стене.
(для просмотра ссылки Вам необходимо авторизоваться
О длительных разговорах насчет того какой советский проигрыватель лучше. Такие тесты осложняются тем, что проводить их необходимо на одном и том же звукоснимателе, который необходимо снять, поставить и точно выставить на каждом проигрывателе.
Сравнивались Электроника ЭП-017 самый первый выпуск(не Казанский, а Фрязинский) и Арктур только с задемпфированным корпусом. Сравнение велось на звукоснимателе, который у меня стоит и по сей день — Shure 75ecs. Фонокорректор ламповый ZKI.
Электроника несколько уступила на средних частотах. Арктур играл с более высоким разрешением. После переборки тонарма и замены проводки в силу отчетливо слышимых улучшений, очередное сравнение этих проигрывателей не имеет никакого смысла.
Уважаемый Степной Волк привозил свою доработанную Электронику Б1-01 с звукоснимателем Audiotechnika-110. Менять звукосниматели не стали, просто сравнили как есть. Сравнение некорректное, потому как Б1-01 сильно уступила Арктуру, но причина этому звукосниматель.
Этим я хочу сказать, что при желании, даже посредственный аппарат можно доработать до серьезного уровня.
____________________________________________________________________________________

Читайте также:  Как собрать провода блока питания

Как увидеть износ иглы —

Инструкция: Как увидеть износ иглы.
Берем левой рукой головку, иглой от себя, под длинной лампой или люстрой (чем больше света тем лучше) ловим блик на конусе алмаза с боковой (рабочей) стороны, в сильную лупу (10-20х) или микроскоп (достаточно ручного 30-50х), ловим иглу в лупе/микроскопе, и начинаем медленно поворачивать головку иглой к себе, и если увидим яркую точку на кончике иглы (или плоскость в микроскоп) — то ей пора в мусорку/на ретип.
Иглы весьма быстро приходят в негодность, байки о тысяче часов работы нереальны, и все тем хуже если слушать немытые диски.
Деградация проявляется в ухудшении звука к концу диска (появляются искажения, которых быть не должно), в особо запущенных случаях «орать» начинает с самого начала.

Источник

Ремонт проигрывателя «Арктур-006»

Принес товарищ мне на ремонт проигрыватель «Арктур 006» с жалобой на нестабильные обороты диска. Дополнительно попросил встроить мой винил-корректор вместо штатного.

Начинаем разбирать аппарат и очищать его от скопления грязи. Проигрыватель выпущен в январе 1985 года и собран на базе ЭПУ UNITRA G2021.

С «Арктурами» я уже сталкивался и предполагал, что ремонт ЭПУ ограничится только заменой электролитов. Внутри проигрывателя видим блок питания для винил-корректора (он же для ЭПУ) и плату управления двигателем.

Переписываем номиналы электролитов на обеих платах и бежим в магазин. Попутно выясняется, что неисправна лампочка на индикацию 33 скорости. Займемся пока встраиванием нового винил-корректора. Фото старого.

Он собран на операционном усилителе с коррекцией в цепи обратной связи. Новый корректор отличается тем, что имеет распределенную пассивную коррекцию, что положительно сказывается на звуке.

Клиент пожелал сделать два отдельных выхода на правый и левый канал в виде гнезд под «джеки 6,3». Прикидываем варианты и выбираем самый оптимальный.

Монтируем плату нового винил-корректора.

Проверяем работу «на проводах» и убеждаемся, что все отлично. Устанавливаем в проигрыватель на штатное место. Меняем электролиты во встроенном источнике питания проигрывателя и после проверки напряжений подключаем к нему плату винил-корректора.

Меняем электролиты на плате управления (фотографий не сделал). Устанавливаем новую лампочку индикации скорости. Собираем все в кучу. Подстраиваем корректор под ММ головку «Numark Groovetool» (дали ее с проигрывателем). Тестируем проигрыватель несколько часов — все отлично. Можно сдавать заказчику. Такой теперь у него вид сзади. Заказчик доволен)

Источник

Adblock
detector