Меню

Порядок зарядки замерзшего аккумулятора



Допускается ли зарядка аккумулятора автомобиля на морозе

Множеству автомобилистов приходилось сталкиваться с ситуацией, когда они садились в машину морозным утром, вставляли в замок ключ, проворачивали, и ничего не происходило. Стартер не вращался либо делал это очень неохотно. В итоге запустить двигатель никак не удавалось.

Эксплуатация автомобиля в зимний период

При сочетании таких факторов как заморозки и проблемный пуск мотора первым и наиболее вероятным подозреваемым становится именно разряженный аккумулятор.

Если произошёл разряд, его следует восполнить. Отсюда возникает закономерный вопрос о том, допускается ли это делать при отрицательной температуре и как лучше выйти из сложившейся ситуации.

  1. Почему падает заряд на холоде
  2. Электролит и напряжение
  3. Заряд АКБ при отрицательных температурах
  4. Как решить проблему замерзания и разряда АКБ

Почему падает заряд на холоде

Примеров того, как аккумулятор под капотом автомобиля полностью разрядился именно на морозе, огромное множество. Для российского климата это вполне естественное и довольно распространённое явление.

При этом не все понимают, почему аккумулятор разряжается и что следует делать, когда на морозе никак не удаётся запустить двигатель.

Низкая температура провоцирует некоторые изменения в течение электрохимической реакции, из-за чего напряжение падает, и возможности аккумулятора заметно меняются как раз на морозе. Силы тока не хватает, чтобы зажечь свечи и запустить ДВС.

Если предельный пусковой ток, прописанный в документах на АКБ, составляет около 500 А, то реальные значения при низких температурах будут около 300-400 А.

Когда батарея находится в хорошем состоянии, достаточно заряжена, этого тока хватит, чтобы запустить двигатель, даже когда температура опустилась до -20-25 градусов Цельсия. Но проблемы наверняка начнутся, если температура опустится до -30.

Если температура не доходит до -25 градусов, АКБ может выполнять свои функции, но при этом заряд она будет терять намного быстрее. К примеру, когда АКБ имеет ёмкость 80 Ач, а пусковой ток 700 А, при -18 градусах она может поработать несколько минут, пытаясь запустить мотор. А потом напряжение упадёт до нуля. Активно вырабатывается ресурс пластин, выполненных из свинца. Электролит протекает, его КПД падает.

При низкой температуре электролит в АКБ замерзает, увеличивается плотность. Всё это негативно сказывается на скорости разряда. Чем заряд в АКБ меньше при заморозках, тем выше вероятность, что пускового тока будет недостаточно для запуска двигателя.

Если батарея заряжена на 50%, а температура -25 градусов, электролит может замёрзнуть.

Чтобы ещё лучше понять, почему на машине, когда на улице мороз, активно разряжается аккумулятор, стоит отдельно поговорить о напряжении и электролите.

Электролит и напряжение

Если вам не до конца понятно, почему на вашей машине сильно и быстро разряжается аккумулятор, и при этом на улице мороз, следует узнать дополнительные нюансы.

Каждый автомобилист наверняка знает, что работа свинцовой АКБ напрямую связана и зависит от электролита. Это смесь из кислоты и дистиллированной воды в определённых пропорциях.

За счёт электролита происходит накапливание заряда в АКБ.

Для российского климата нормальной плотностью считается 1,27-1,28 г/см3.

При этом у каждой плотности есть свой порой температуры, при которой жидкость может замёрзнуть. А ведь аккумулятор полностью разрядился при сильном морозе, актуальном зимой, именно из-за замерзания рабочей жидкости либо при приближении к этому состоянию.

  • если плотность около 1,27, замёрзнуть состав может только при -65 градусах Цельсия;
  • когда плотность опускается до 1,2, тогда даже -20 градусов хватит для замерзания;
  • -7 градусов опасно для электролита плотностью 1,1.

Зависимость температуры замерзания электролита АКБ

При сравнительно нормальной плотности около 1,24, электролит может замёрзнуть даже при -40 градусах. А именно такая температура у множества АКБ в период сильных холодов. В итоге АКБ замерзает, нарушается целостность корпуса и внутренних пластин.

Поэтому зимой крайне важно следить за поддержанием оптимальной плотности.

Что же касается напряжения, то тут нормой считается значение на уровне 12,7 В. Это показатель того, что заряд составляет 100%, батарея полностью заряжена. Если показатель упал до 12,5 В, то заряд составляет уже 50%. Если 11,7 В, то считайте это как полный разряд.

Напряжение в диапазоне 12,2-12,4 В соответствует плотности около 1,23 г/см3. При таких показателях АКБ может замёрзнуть, если температура составит -35-40 градусов.

Как видите, есть свои объективные причины, из-за которых АКБ может садиться. Задачей автовладельца будет восполнить этот заряд.

Заряд АКБ при отрицательных температурах

Теперь самый главный вопрос. Касается он того, можно ли заряжать автомобильный аккумулятор на морозе и что об этом следует знать.

Для кислотных аккумуляторов диапазон температур, при которых допускается зарядка, составляет от -15 до 40 градусов Цельсия.

Соответствующую информацию для конкретного типа или модели АКБ, которую использует автомобилист, можно узнать в инструкции или непосредственно на корпусе устройства.

Закономерно автовладельцам важно знать, как выполняется зарядка аккумулятора от автомобиля при сильном морозе и каким образом проводить подобную процедуру.

Оптимальной температурой для зарядки считается 20-25 градусов тепла. При этом напряжение заряда будет составлять от 13,8 до 14,2 В. По мере роста температуры, напряжение уменьшается.

Следуя этой логике, зарядить сильно севший на морозе автомобильный аккумулятор можно путём увеличения напряжения.

Параметры компенсационного тока на зарядных устройствах при подключении АКБ составляют около 0,03 В.

Теперь более подробно о том, что это означает.

Как вы поняли, нормальная температура для зарядки составляет 20 градусов. При этом напряжение для среднестатистического аккумулятора будет 13,8 В.

Теперь представьте, что температура снижается. На каждый градус в сторону уменьшения нужно добавить 0,03 В зарядного тока.

Если температура составляет 0 градусов Цельсия, что на 20 меньше нормы, тогда 20 умножаем на 0,03 и получаем 0,6 В. То есть зарядный ток должен быть 13,8+0,6=14,4 В.

Если температура опустилась до -20 градусов, тогда добавляйте 1,2 В к номинальным значениям.

При этом закономерно спросить, можно ли буквально сразу с мороза начинать заряжать севший аккумулятор и не выльется ли это в какие-то серьёзные последствия. Нет, если правильно выбрать характеристики зарядки, ничего не произойдёт.

Поэтому стоит сказать, что сразу с мороза начинать заряжать свой аккумулятор можно. Вопрос лишь в том, есть ли в этом необходимость. Будет лучше немного подождать.

Разрешается и заряд меньшим током, без учёта добавочного значения. Но тогда на достижение 100% заряда придётся потратить больше времени. Плюс есть вероятность, что до 100% добраться так и не удастся. То есть компенсационный ток лучше учитывать.

Замерзший аккумулятор авто

Существует и иной вопрос. Связан он не с тем, можно ли дома сразу после мороза заряжать севший аккумулятор. Делать это допускается. Тут вопрос в использовании экстремально высоких параметров напряжения при восполнении заряда. То есть некоторые уверены, что на замёрзшую АКБ можно дать все 15,5 В, когда на улице -10-20 градусов, и от этого аккумулятор быстрее прогреется и зарядится.

Ни в коем случае так не делайте. Это приведёт только к выходу из строя АКБ и осыпанию пластин.

Только правильный расчёт напряжения заряда позволит эффективно и без угроз целостности или работоспособности АКБ на морозе восполнить заряд.

Как решить проблему замерзания и разряда АКБ

Когда аккумулятор холодный, он постепенно начинает портиться. Находясь в зимний период в состоянии постоянного недозаряда, который может составлять 25-30%, в скором времени АКБ рискует вовсе выйти из строя, и реанимировать её не получится.

Подогреватель для аккумулятора

Чтобы севший аккумулятор не становился обыденностью для вас, рекомендуется воспользоваться одним из представленных способов.

  1. Помощь товарища. Если это разовое явление, можно воспользоваться батареей от другого автомобиля либо просто прикурить от машины. Для этого нужны специальные крокодилы и провода. Но регулярно прибегать к таким действиям не стоит. Это рецепт на крайний случай.
  2. Естественный обогрев. Если АКБ села и помощи рядом нет, просто снимите батарею, отнесите её в тёплое место. Когда температура восстановится, то и плотность станет нормальной. Потом просто верните АКБ на место и попробуйте запустить мотор ещё раз.
  3. Использование дежурной батареи. Хороший вариант для тех случаев, когда температура ночью падает до -20 градусов. Снимается основной аккумулятор, отправляется в тёплое место или на подзарядку, а на его место ставится временный.
  4. Утепление подкапотного пространства. На практике такая мера малоэффективная. При длительной стоянке авто даже самые качественные автоодеяла не уберегут АКБ от замерзания. Актуально для тех, кто совершает короткие поездки с частыми остановками. Служит как дополнение к другим методам.
  5. Установка подогревателя. Речь идёт о предпусковых подогревателях. Такая система применяется в случаях, когда температура зимой опускается ниже чем до -20-25 градусов. Покупка подогревателя и его монтаж удовольствие не из дешёвых, зато себя оправдывает при сильных морозах.

Что же касается ускоренного нагрева АКБ, то к таким мерам нельзя прибегать.

Ни в коем случае не ставьте батарею на радиатор, не поливайте её горячей водой. Резкое изменение температуры ведёт к деформации пластин, повреждению корпуса, ускоренному износу АКБ.

Читайте также:  Ответственный производитель указывает два показателя емкости батареи

Самым верным решением будет оставить аккумулятор в отапливаемом помещении и дождаться естественного оттаивания. Далее уже подключайте батарею к зарядному устройству либо восполняйте заряд за счёт работы генератора, проехав 20-30 км. на машине.

Источник

При какой температуре можно заряжать аккумулятор

Информация

  1. Самодельное ЗУ для аккумулятора автомобиля
  2. Когда можно и нельзя заряжать на морозе
  3. Порядок зарядки замерзшего аккумулятора
  4. Техника безопасности
  5. Порядок зарядки замерзшего аккумулятора
  6. Несколько дополнительных рекомендаций

Самодельное ЗУ для аккумулятора автомобиля

Частота зарядки аккумуляторной батареи (АКБ) определяется индивидуально. АКБ состоит из 6 секций-банок, которые содержат реактив-электролит и электроды. Наиболее распространенным типом автомобильного аккумулятора является WET. В качестве реактива в нем используется кислота, а в качестве материала для электродов – свинец.

В ходе эксплуатации емкость аккумулятора снижается за счет действия нескольких факторов:

  • загрязнения и уменьшения качества реактива;
  • испарения кислоты;
  • сульфатации свинцовых пластин-электродов.

Снижение емкости АКБ повышает требуемую частоту зарядки, но сокращает ее длительность. При длительном использовании батареи рекомендуется регулярно проверять вольтаж устройства.

Нормальное значение заряда АКБ в теплое время года составляет gt;50% от номинального, а в холодное – gt;75%. Это обусловлено разницей в плотности электролита, нагрузкой на батарею и степенью риска ее выключения при различных температурах.

проверка

  1. С помощью индикатора на корпусе. Некоторые батареи оснащены гидрометрическим индикатором. Он позволяет оценить не только заряд, но и наполненность реактивом. При зеленом цвете индикатора заряд и уровень кислоты находятся в норме, при белом – устройство требует подзарядки, а при красном – заряд на минимуме и/или необходима доливка реактива.
  2. С помощью мультиметра. Диагностический прибор устанавливается в режим вольметра и подключается к клеммам батареи. Двигатель при этом должен быть заглушен: в противном случае водитель получит заряд генератора, а не АКБ. При отсутствии нагрузки напряжение при 100% заряда составляет 12,66 В, при 75% – 12,42 В, при 50% – 12,18 В, при 0% – 11,7-11,8 В. Учитывая небольшую разницу показателей, мультиметр должен обладать минимальной погрешностью измерений.
  3. С помощью нагрузочной катушки. Данное диагностическое устройство представляет собой элемент сопротивления (18-20 мОм), к которому параллельно присоединен вольтметр. Катушка подсоединяется к выходам аккумулятора на несколько секунд, а затем снимаются показатели с измерительного прибора. Нагрузочные тесты проводятся преимущественно в автосервисах или в точке продажи автомобильных АКБ.

Измерение уровня заряда проводится не раньше, чем через 8-9 часов после выключения двигателя или снятия АКБ.

Опытные автомобилисты выделяют дополнительный метод проверки батареи: на слух. Если заряд находится на достаточном уровне, то стартер машины крутится в штатном режиме. При уменьшении заряда силовая система запускается с усилием, а стартер крутится медленнее и с ощутимым затуханием.

В сервисных центрах замер заряда нередко производится при запуске двигателя внутреннего сгорания (ДВС) или световых устройств (габаритов и дальнего света).

При пуске ДВС норма напряжения составляет 9,5 В и более. Если показания вольтметра оказались ниже данного значения, это свидетельствует о разрядке АКБ или неисправностях стартера. Для дифференциальной диагностики на автомобиль устанавливается гарантированно рабочий и полностью заряженный аккумулятор.

Для восстановления функциональности АКБ при отсутствии специальной зарядки можно использовать следующие устройства:

  • пуско-зарядное;
  • последовательную схему из ЗУ для ноутбука (до 18 В) и лампу (например, фару), которая будет служить элементом сопротивления и ограничит ток до 2 А;
  • самодельное зарядное.

Зарядное для АКБ можно спаять в домашних условиях. Для этого потребуется понижающий трансформатор (с 220 до 15 В), диодный мост со сглаживающим конденсатором, предохранители, резистор для регулировки I и мультиметр. Для регулировки I необходимы переменный резистор и несколько транзисторов.

зарядное устройство

Самодельное зарядное устройство для аккумулятора.

После покупки новой батареи нужно проверить уровень заряда и довести его до 95-100%. Дозарядка проводится при минимальном токе и напряжении не выше номинального. В большинстве случаев процесс требует не более 3-4 часов.

Обслуживаемый АКБ может потребовать заливки электролита.

Когда можно и нельзя заряжать на морозе

Для исправной аккумуляторной батареи не существует ограничений по нижнему значению температуры. При заряде следует учитывать следующие факторы:

  • Измерения плотности электролита производят с учетом коэффициента коррекции согласно табличным данным;
  • Через влажный корпус, в следствии осаждения конденсата возможны утечки зарядного тока.
Температура электролита при измерении плотности, °С Поправка к показаниям ареометра, г/см³
От -55 до -41 -0,05
от -40 до -26 -0,04
от -25 до -11 -0,03
от -10 до 4 -0,02
от 5 до 19 -0,01

Если АКБ имеет явные признаки неисправности, такие как низкая плотность электролита, то зарядка батареи автомобиля, долгое время простоявшего на улице может привести к полной неработоспособности.

Это происходит в следствии следующих причин:

  1. Низкая плотность электролита приводит к тому, что в аккумуляторе образуется лед.
  2. Вода при отрицательной температуре превращается в лед с одновременным увеличением занимаемого объема, что разрушающе воздействует на пластины и корпус.
  3. В процессе зарядки происходит повышение температуры и перемешивание электролита, а поскольку имеются замершие участки, то данные процессы происходят неравномерно в объеме батареи.
  4. Происходит ускоренное разрушение электродов.

Порядок зарядки замерзшего аккумулятора

Если после хранения аккумулятора на балконе или в гараже в нем замерз электролит, то ни в коем случае нельзя приступать к его зарядке. Необходимо выждать время, пока лед внутри полностью не растает. Учитывая большую массу устройства, время может составлять несколько часов.

Только, убедившись, что льда внутри нет, можно приступать к зарядке небольшим током. Таким образом, температура внутри будет повышаться медленно и не произойдет разрушения пластин. Только через некоторое время можно плавно, в несколько ступеней, поднимать зарядный ток до номинального уровня.

Чтобы предотвратить замерзание аккумулятора, требуется регулярно производить его подзарядку. Во время движения автомобиля в зимнее время, заряд от бортовой сети может быть неполным, поскольку часть энергии генератора забирают мощные потребители — обогрев стекол и сидений, фары, отопитель.

Если к этому добавить изначально невысокую плотность электролита, то вероятность замерзания во время длительной стоянки на морозе существенно повышается.

При эксплуатации автомобиля в условиях сильных морозов, можно несколько повысить плотность электролита. Ориентировочные данные по значению плотностей электролита полностью заряженной батареи в зависимости от региона приведены ниже:

  • Крайний север 29 г/см 3 ;
  • Север 28 г/см 3 ;
  • Центральная зона 27 г/см 3 ;
  • Юг 26 г/см 3 .

Повышение плотность производят путем доливки корректирующего электролита либо серной кислоты. Чтобы общий уровень электролита не повысился, перед доливкой часть электролита из банок необходимо убрать.

Подготовка устройства к зарядке проводится по следующему алгоритму:

  1. Снять АКБ с автомобиля или отсоединить его от бортовой сети, отключив оба провода или хотя бы провод «минус». В холодное время года нужно занести батарею в помещение с температурой не менее 10°С и оставить на несколько часов, чтобы электролит успел согреться.
  2. Очистить клеммы от оксидов, сульфидов и смазки. Протереть поверхность батареи тряпкой, смоченной раствором соды или нашатырного спирта (10%).
  3. Если аккумулятор относится к обслуживаемому типу, открутить пробки, расположенные на банках, и сложить их рядом. Слить часть электролита, чтобы проверить цвет и наличие примесей. Если АКБ является необслуживаемым, то снять заглушку с вентиляционного отверстия на устройстве. Это обеспечит свободный выход паров реактива и сделает процедуру более безопасной.
  4. Пробки обслуживаемой батареи позволяют добавлять в секции воду. Если пластины в банке погружены в реактив менее чем на 0,5 см, то необходимо долить в нее немного дистиллированной воды и выровнять уровень в других секциях. Для необслуживаемого устройства данная процедура не проводится, т.к. реактив остается на необходимом уровне в течение всего срока эксплуатации.

Техника безопасности

Фото 1

В процессе подготовки и зарядки аккумулятора авто нужно соблюдать следующие правила:

  • заряжать устройство в хорошо проветриваемом помещении (гараже, сервисе или хотя бы на балконе);
  • если в семье есть маленькие дети, заниматься зарядкой в квартире нельзя;
  • запрещено курить, поджигать что-либо или резать металл в непосредственной близости от заряжаемой батареи;
  • нельзя ставить устройство на зарядку в помещении с повышенной влажностью воздуха;
  • клеммы и зажимы ЗУ присоединять только тогда, когда зарядное отключено от сети;
  • в процессе работы использовать защитные очки и перчатки, чтобы предотвратить опасное влияние испарений кислоты;
  • при работе с аккумулятором держать поблизости раствор 10%-ный гидрокарбоната или карбоната натрия (соды).

Содовый раствор подойдет как для протирания корпуса АКБ от испарений реактива, так и для нейтрализации кислоты при неосторожном обращении с электролитом.

Порядок зарядки замерзшего аккумулятора

Заряд и плотность электролита являются взаимозависимыми величинами. При сильном разряде АКБ водитель не сможет быстро восстановить функцию батареи, т.к. плотность реактива в секциях будет минимальной. Зависимость плотности кислотного раствора и степени заряженности аккумулятора представлена в таблице.

Плотность реактива, г/см³ Уровень заряда, %
1,1
1,16 25
1,2 50
1,24 75
1,28 100

Данные значения справедливы для 20.. 25°С, но характер зависимости остается прежним и при более низких температурах.

Несколько дополнительных рекомендаций

Замерзший аккумулятор можно запустить методом «прикуривания» от АКБ другого авто. Дальнейшую подзарядку обеспечит работа генератора в течение 20-30 минут езды на оборотах в минуту около 3000. При быстрой разрядке и замерзании батареи в процессе работы нужно искать утечку в бортовой системе.

Если электролит приобрел темный цвет либо на корпусе обнаружены разрывы, сильные подтеки реактива и трещины, нельзя ни заряжать устройство, ни использовать другие способы реанимировать АКБ. Поврежденная батарея требует немедленной замены и утилизации. Срок ее эксплуатации составляет 2-3 года.

АКБ, которое не находится в использовании, может постоянно стоять на подзарядке. Параметры процесса при этом должны соответствовать току саморазряда. Содержание батареи на уровне 100% заряда позволит сохранить высокие эксплуатационные свойства и в любой момент поставить ее на машину.

Батарею, которая установлена в автомобиле, некоторые автомастера рекомендуют держать на уровне 90-95% заряда. Небольшой дефицит заряда позволит защитить электронику авто при скачке напряжения в бортовой сети. В этом случае батарея будет действовать как конденсатор.

Источник

Температурный режим зарядки аккумулятора

Информация

  1. Самодельное ЗУ для аккумулятора автомобиля
  2. Когда можно и нельзя заряжать на морозе
  3. Порядок зарядки замерзшего аккумулятора
  4. Техника безопасности
  5. Порядок зарядки замерзшего аккумулятора
  6. Несколько дополнительных рекомендаций

Самодельное ЗУ для аккумулятора автомобиля

Частота зарядки аккумуляторной батареи (АКБ) определяется индивидуально. АКБ состоит из 6 секций-банок, которые содержат реактив-электролит и электроды. Наиболее распространенным типом автомобильного аккумулятора является WET. В качестве реактива в нем используется кислота, а в качестве материала для электродов – свинец.

В ходе эксплуатации емкость аккумулятора снижается за счет действия нескольких факторов:

  • загрязнения и уменьшения качества реактива;
  • испарения кислоты;
  • сульфатации свинцовых пластин-электродов.

Снижение емкости АКБ повышает требуемую частоту зарядки, но сокращает ее длительность. При длительном использовании батареи рекомендуется регулярно проверять вольтаж устройства.

Нормальное значение заряда АКБ в теплое время года составляет gt;50% от номинального, а в холодное – gt;75%. Это обусловлено разницей в плотности электролита, нагрузкой на батарею и степенью риска ее выключения при различных температурах.

проверка

  1. С помощью индикатора на корпусе. Некоторые батареи оснащены гидрометрическим индикатором. Он позволяет оценить не только заряд, но и наполненность реактивом. При зеленом цвете индикатора заряд и уровень кислоты находятся в норме, при белом – устройство требует подзарядки, а при красном – заряд на минимуме и/или необходима доливка реактива.
  2. С помощью мультиметра. Диагностический прибор устанавливается в режим вольметра и подключается к клеммам батареи. Двигатель при этом должен быть заглушен: в противном случае водитель получит заряд генератора, а не АКБ. При отсутствии нагрузки напряжение при 100% заряда составляет 12,66 В, при 75% – 12,42 В, при 50% – 12,18 В, при 0% – 11,7-11,8 В. Учитывая небольшую разницу показателей, мультиметр должен обладать минимальной погрешностью измерений.
  3. С помощью нагрузочной катушки. Данное диагностическое устройство представляет собой элемент сопротивления (18-20 мОм), к которому параллельно присоединен вольтметр. Катушка подсоединяется к выходам аккумулятора на несколько секунд, а затем снимаются показатели с измерительного прибора. Нагрузочные тесты проводятся преимущественно в автосервисах или в точке продажи автомобильных АКБ.

Измерение уровня заряда проводится не раньше, чем через 8-9 часов после выключения двигателя или снятия АКБ.

Опытные автомобилисты выделяют дополнительный метод проверки батареи: на слух. Если заряд находится на достаточном уровне, то стартер машины крутится в штатном режиме. При уменьшении заряда силовая система запускается с усилием, а стартер крутится медленнее и с ощутимым затуханием.

В сервисных центрах замер заряда нередко производится при запуске двигателя внутреннего сгорания (ДВС) или световых устройств (габаритов и дальнего света).

При пуске ДВС норма напряжения составляет 9,5 В и более. Если показания вольтметра оказались ниже данного значения, это свидетельствует о разрядке АКБ или неисправностях стартера. Для дифференциальной диагностики на автомобиль устанавливается гарантированно рабочий и полностью заряженный аккумулятор.

Для восстановления функциональности АКБ при отсутствии специальной зарядки можно использовать следующие устройства:

  • пуско-зарядное;
  • последовательную схему из ЗУ для ноутбука (до 18 В) и лампу (например, фару), которая будет служить элементом сопротивления и ограничит ток до 2 А;
  • самодельное зарядное.

Зарядное для АКБ можно спаять в домашних условиях. Для этого потребуется понижающий трансформатор (с 220 до 15 В), диодный мост со сглаживающим конденсатором, предохранители, резистор для регулировки I и мультиметр. Для регулировки I необходимы переменный резистор и несколько транзисторов.

зарядное устройство

Самодельное зарядное устройство для аккумулятора.

После покупки новой батареи нужно проверить уровень заряда и довести его до 95-100%. Дозарядка проводится при минимальном токе и напряжении не выше номинального. В большинстве случаев процесс требует не более 3-4 часов.

Обслуживаемый АКБ может потребовать заливки электролита.

Когда можно и нельзя заряжать на морозе

Для исправной аккумуляторной батареи не существует ограничений по нижнему значению температуры. При заряде следует учитывать следующие факторы:

  • Измерения плотности электролита производят с учетом коэффициента коррекции согласно табличным данным;
  • Через влажный корпус, в следствии осаждения конденсата возможны утечки зарядного тока.
Температура электролита при измерении плотности, °С Поправка к показаниям ареометра, г/см³
От -55 до -41 -0,05
от -40 до -26 -0,04
от -25 до -11 -0,03
от -10 до 4 -0,02
от 5 до 19 -0,01

Если АКБ имеет явные признаки неисправности, такие как низкая плотность электролита, то зарядка батареи автомобиля, долгое время простоявшего на улице может привести к полной неработоспособности.

Это происходит в следствии следующих причин:

  1. Низкая плотность электролита приводит к тому, что в аккумуляторе образуется лед.
  2. Вода при отрицательной температуре превращается в лед с одновременным увеличением занимаемого объема, что разрушающе воздействует на пластины и корпус.
  3. В процессе зарядки происходит повышение температуры и перемешивание электролита, а поскольку имеются замершие участки, то данные процессы происходят неравномерно в объеме батареи.
  4. Происходит ускоренное разрушение электродов.

Порядок зарядки замерзшего аккумулятора

Если после хранения аккумулятора на балконе или в гараже в нем замерз электролит, то ни в коем случае нельзя приступать к его зарядке. Необходимо выждать время, пока лед внутри полностью не растает. Учитывая большую массу устройства, время может составлять несколько часов.

Только, убедившись, что льда внутри нет, можно приступать к зарядке небольшим током. Таким образом, температура внутри будет повышаться медленно и не произойдет разрушения пластин. Только через некоторое время можно плавно, в несколько ступеней, поднимать зарядный ток до номинального уровня.

Чтобы предотвратить замерзание аккумулятора, требуется регулярно производить его подзарядку. Во время движения автомобиля в зимнее время, заряд от бортовой сети может быть неполным, поскольку часть энергии генератора забирают мощные потребители — обогрев стекол и сидений, фары, отопитель.

Если к этому добавить изначально невысокую плотность электролита, то вероятность замерзания во время длительной стоянки на морозе существенно повышается.

При эксплуатации автомобиля в условиях сильных морозов, можно несколько повысить плотность электролита. Ориентировочные данные по значению плотностей электролита полностью заряженной батареи в зависимости от региона приведены ниже:

  • Крайний север 29 г/см 3 ;
  • Север 28 г/см 3 ;
  • Центральная зона 27 г/см 3 ;
  • Юг 26 г/см 3 .

Повышение плотность производят путем доливки корректирующего электролита либо серной кислоты. Чтобы общий уровень электролита не повысился, перед доливкой часть электролита из банок необходимо убрать.

Подготовка устройства к зарядке проводится по следующему алгоритму:

  1. Снять АКБ с автомобиля или отсоединить его от бортовой сети, отключив оба провода или хотя бы провод «минус». В холодное время года нужно занести батарею в помещение с температурой не менее 10°С и оставить на несколько часов, чтобы электролит успел согреться.
  2. Очистить клеммы от оксидов, сульфидов и смазки. Протереть поверхность батареи тряпкой, смоченной раствором соды или нашатырного спирта (10%).
  3. Если аккумулятор относится к обслуживаемому типу, открутить пробки, расположенные на банках, и сложить их рядом. Слить часть электролита, чтобы проверить цвет и наличие примесей. Если АКБ является необслуживаемым, то снять заглушку с вентиляционного отверстия на устройстве. Это обеспечит свободный выход паров реактива и сделает процедуру более безопасной.
  4. Пробки обслуживаемой батареи позволяют добавлять в секции воду. Если пластины в банке погружены в реактив менее чем на 0,5 см, то необходимо долить в нее немного дистиллированной воды и выровнять уровень в других секциях. Для необслуживаемого устройства данная процедура не проводится, т.к. реактив остается на необходимом уровне в течение всего срока эксплуатации.

Техника безопасности

Фото 1

В процессе подготовки и зарядки аккумулятора авто нужно соблюдать следующие правила:

  • заряжать устройство в хорошо проветриваемом помещении (гараже, сервисе или хотя бы на балконе);
  • если в семье есть маленькие дети, заниматься зарядкой в квартире нельзя;
  • запрещено курить, поджигать что-либо или резать металл в непосредственной близости от заряжаемой батареи;
  • нельзя ставить устройство на зарядку в помещении с повышенной влажностью воздуха;
  • клеммы и зажимы ЗУ присоединять только тогда, когда зарядное отключено от сети;
  • в процессе работы использовать защитные очки и перчатки, чтобы предотвратить опасное влияние испарений кислоты;
  • при работе с аккумулятором держать поблизости раствор 10%-ный гидрокарбоната или карбоната натрия (соды).

Содовый раствор подойдет как для протирания корпуса АКБ от испарений реактива, так и для нейтрализации кислоты при неосторожном обращении с электролитом.

Порядок зарядки замерзшего аккумулятора

Заряд и плотность электролита являются взаимозависимыми величинами. При сильном разряде АКБ водитель не сможет быстро восстановить функцию батареи, т.к. плотность реактива в секциях будет минимальной. Зависимость плотности кислотного раствора и степени заряженности аккумулятора представлена в таблице.

Плотность реактива, г/см³ Уровень заряда, %
1,1
1,16 25
1,2 50
1,24 75
1,28 100

Данные значения справедливы для 20.. 25°С, но характер зависимости остается прежним и при более низких температурах.

Несколько дополнительных рекомендаций

Замерзший аккумулятор можно запустить методом «прикуривания» от АКБ другого авто. Дальнейшую подзарядку обеспечит работа генератора в течение 20-30 минут езды на оборотах в минуту около 3000. При быстрой разрядке и замерзании батареи в процессе работы нужно искать утечку в бортовой системе.

Если электролит приобрел темный цвет либо на корпусе обнаружены разрывы, сильные подтеки реактива и трещины, нельзя ни заряжать устройство, ни использовать другие способы реанимировать АКБ. Поврежденная батарея требует немедленной замены и утилизации. Срок ее эксплуатации составляет 2-3 года.

АКБ, которое не находится в использовании, может постоянно стоять на подзарядке. Параметры процесса при этом должны соответствовать току саморазряда. Содержание батареи на уровне 100% заряда позволит сохранить высокие эксплуатационные свойства и в любой момент поставить ее на машину.

Батарею, которая установлена в автомобиле, некоторые автомастера рекомендуют держать на уровне 90-95% заряда. Небольшой дефицит заряда позволит защитить электронику авто при скачке напряжения в бортовой сети. В этом случае батарея будет действовать как конденсатор.

Источник

Температура аккумулятора при зарядке

Многим интересно — при какой температуре заряжать аккумулятор? Ведь наверняка многие слышали истории о том,

как при очень низких и очень высоких температурах аккумуляторы начинали вести себя странно — очень долго заряжались, быстро разряжались либо даже вовсе переставали работать.

сломанная батарея сотового телефона при не правильной зарядке

Оплавленная аккумуляторная батарея телефона после неправильной зарядки

Ниже мы рассмотрим особенности зарядки аккумулятора, а также рассмотрим несколько рекомендаций, придерживаясь которых ваше устройство прослужит долгую службу.

Типы аккумуляторов и рекомендуемый температурный режим

Большинство современных аккумуляторов могут работать в широком температурном диапазоне. Однако при очень низких и очень высоких температурах может меняется химическая структура аккумулятора, а это может привести к большому количеству проблем.

рекомендуемая температура зарядки аккумулятров

Чтобы избежать проблем, производители советуют перед зарядкой поместить аккумулятор в приемлемые для него температурные условия.

нормы температурные для заряда акб батареи для продолжительной жизни

Оптимальная температура заряда для продолжительной жизни аккумуляторной батареи

Оптимальной температурой для зарядки считается диапазон от +10 до +30 градусов, однако заряжать аккумуляторы можно и при других температурах:

  1. Если аккумулятор свинцово-кислотный, то заряжать его нужно при температуре от -20 до +50 градусов. Если зарядка происходит при отрицательных температурах, то ток следует понизить до 0,3С и ниже.
  2. Если аккумулятор никель-кадмиевый или никель-металлогидридный, то заряжать его нужно при температуре от 0 до +45 градусов. При зарядке в пределах от 0 до 5 градусов следует понизить ток до 0,3С. При нарушении температурного режима серьезно снижается КПД устройства.
  3. Если аккумулятор литий-ионный, то заряжать его нужно при температуре от 0 до +45 градусов. Заряжать аккумулятор при отрицательных температурах запрещено, чтобы не повредить его.

Особенности зарядки при низких температурах

Существуют следующие рекомендации относительно зарядки батарей при низких температурах:

  • самыми неприхотливыми являются батареи из никеля. Их можно заряжать даже при отрицательных температурах, однако, при зарядке при температуре ниже +5 градусов замедляется рекомбинация газов в случае перезарядки. Это не только ведет к быстрому износу батареи, но и значительно повышает вероятность взрыва. Поэтому при температурах ниже +5 градусов следует снижать заряжающий ток до 0,1С;
  • в промышленности часто используют аккумуляторы с так называемыми тепловыми одеялами. Они подогревают батареи и не дают им промерзнуть. К сожалению, эти одеяла значительно повышают стоимость прибора, поэтому бытовые аккумуляторы этими одеялами оснащаются довольно редко;
  • нельзя замораживать свинцовые батареи, а хранить их нужно полностью заряженными. Ведь в разряженных батареях сердцевина становится более водянистой. Если свинцовые батареи долго держать на морозе, в корпусе могут появиться трещины, из-за которых устройство будет быстрее разряжаться, а сама батарея быстро придет в негодность;
  • во время зарядки литий-ионных батарей при отрицательных температурах металлические частички могут попасть на электрод, что приведет к образованию тонкого металлического покрытия. Из-за этого значительно снижается отказоустойчивость, а при сильных вибрациях аккумулятор может и вовсе сломаться;
  • существуют экспериментальные литий-ионные батареи, которые могут работать при температуре -10 градусов. Однако они используют очень низкий ток зарядки, поэтому заряжаются эти батареи достаточно долго; также они обычно имеют пониженный срок годности.

зависимость плотности электролита от температуры окружающей среды

Зависимость плотности электролита от температуры окружающей среды

Особенности зарядки при высоких температурах

Существуют следующие рекомендации относительно зарядки батарей при высоких температурах:

  1. Высокие температуры представляют серьезную опасность для свинцовых батарей, поэтому многие аккумуляторы такого типа снаряжаются специальными устройствами, которые позволяют продлить жизнь батареи на 10-15%. Также рекомендуется менять предел напряжения: при температуре 0-25 градусов предел напряжения составляет 2,4 — 2,5 вольт, при температуре 25-40 — 2,3 — 2,4 вольт, при температуре 40-50 градусов — 2,2 — 2,3 вольт. Если же же происходит капельная зарядка, то следует снизить напряжение еще на 0,2 пункта).
  2. Никель-кадмиевые батареи при повышенной температуре окражующей среды практически невозможно зарядить полностью. Ведь в таких условиях снижается выработка кислорода, из-за чего батарея постепенно теряет возможность накапливать электричество. Например, при температуре 45-50 градусов батарея может зарядиться лишь на 70%, тогда как при температуре 60 градусов КПД составит не более 45%. Впрочем, у новых никель-металлогидридных батарей КПД выше, чем у старых никель-кадмиевых аккумуляторов. Однако они пока что очень плохо изучены, поэтому делать выводы преждевременно.
  3. Литий-ионные аккумуляторы хорошо переносят высокие температуры, а их КПД составляет порядка 98%. Однако длительное воздействие высоких температур плохо влияет на здоровье батареи. Это не только снижает срок службы, но и заметно повышает вероятность взрыва.

Советы

Опытные инженеры советуют при зарядке аккумуляторов придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Многие батареи не имеют датчика температур. Если у вас именно такой аккумулятор, следует своевременно компенсировать влияние температуры окружающей среды. Сделать это можно при помощи изменения тока зарядки. При температуре 20-25 градусов можно заряжать аккумулятор по стандартной схеме, а при отклонении от этих параметров следует повышать (если температура ниже 20 градусов) либо повышать (если температура выше 25 градусов) напряжение на 0.03 В на каждый градус (однако, помните, что при понижении температуры ниже 5 градусов в ряде случаев может потребоваться снижение входного напряжения).
  2. Существует заблуждение, что при отрицательных температурах все АКБ сильно разогреваются — это не совсем верно. Действительно, если напряжение будет очень высоким, то разогревание аккумулятора возможно, однако, такие высокие токи очень редко используются, поэтому при отрицательных температурах батареи практически не разогреваются.
  3. Некоторые свинцовые аккумуляторы имеют кальциевое легирование. Если у вас такая батарея, помните, что следует избегать разряда батареи ниже 10,8 В. Следует периодически подзаряжать кальциевый аккумулятор, чтобы избежать полной разрядки.
  4. Если вы используете аккумулятор в качестве источника питания для автомобиля, то следует помнить несколько важных моментов. Во-первых, если вы заряжаете устройство прямо в автомобиле, нужно обязательно учитывать температуру подкапотного пространства (а она может быть выше температуры окружающей среды, если вы недавно ездили куда-либо на этом автомобиле). Во-вторых, если вы принесли в помещение холодный аккумулятор, то ему понадобится время, чтобы нагреться (обычно порядка 5-7 часов); не верьте температурному датчику — он может показывать температуру окружающей среды, а не аккумулятора. В-третьих, в зимний период желательно прогревать двигатель перед поездкой — в таком случае температура подкапотного пространства вырастет, а АКБ будет лучше воспринимать заряд.

Заключение

Подведем итоги. Заряжать аккумуляторы имеет смысл при температуре 0-45 градусов, однако лучше всего это делать при 10-30 градусах. Не нужно заряжать аккумуляторы при отрицательных температурах, поскольку энергия будет плохо накапливаться.

Это правило не касается свинцовых аккумуляторов — их можно заряжать при температуре не ниже -20 градусов, хотя инженеры все же не рекомендуют это делать, поскольку при длительном воздействии отрицательных температурах возможно растрескивание батареи, что снижает срок эксплуатации и повышает вероятность взрыва. Также следует менять напряжение зарядки в зависимости от температуры окружающей среды, чтобы полностью зарядить батареи.

Источник

Порядок зарядки замерзшего аккумулятора



Можно ли заряжать аккумулятор при минусовой температуре

Потребность в восстановлении разряженной аккумуляторной батареи – достаточно частая ситуация. Нередко с этим сталкиваются автомобилисты на уличной стоянке во время сильной минусовой температуры. Чем ниже температура, тем быстрее падает заряд аккумуляторной емкости.

Почему нужно подзаряжать АКБ зимой

Больше половины водителей зимой ездят с аккумулятором, который не полностью заряжен, это около 30% зарядки. При работе мотора подзарядка идет сама по себе. Но чтобы аккумулятор подзарядился на полную мощность, необходимо, чтобы генератор беспрерывно работал в течение 30-40 минут, а в период холодов это время еще увеличивается.

При использовании только что купленного АКБ можно его и не заряжать, хотя и рекомендуется это сделать. Новый аккумулятор нужно 2-3 раза максимально разрядить, а затем снова подзарядить, эта процедура продлит срок его эксплуатации.

Перед наступлением зимнего периода рекомендуется определить плотность батарейного электролита, сделать это можно в автомастерской.

Особенности зарядки аккумулятора на морозе

Пользователи интересуются, можно ли заряжать аккумулятор на морозе. Многие транспортные средства, особенно в больших городах стоят на уличных стоянках. Все это нехорошо влияет на АКБ в период холодов.

Через несколько недель заряд падает, машина утром просто не заведется, вода в корпусе замерзнет, что представляет опасность. Чтобы избежать этого, необходимо вовремя производить зарядку АКБ при помощи устройства, предназначенного для этого.

Зарядка АКБ в домашних условиях

В инструкции по эксплуатации рекомендуется заряжать батарею при диапазоне температур +20…+25°С. Это условие считается наиболее подходящим для пачек пластин и электролита, но не у всех автовладельцев есть такие возможности, многие это делают на улице при минусовых температурах.

Рекомендации по подзарядке АКБ:

  1. Желательно по возможности приобретать зарядку со специальной функцией «зимняя работа», как только включается эта функция, подсоединяются провода к клеммам.
  2. Если такой возможности нет, то рекомендуется при помощи тока повышенного напряжения прогреть аккумулятор, в течение примерно 25 минут. Сначала на 20% применяется большее напряжение, чем рекомендовано для зарядки вашего питания. После, как произойдет достаточное прогревание батареи, напряжение можно снизить до минимальной цифры.
  3. Рекомендуется по возможности подключать провода сразу же после приезда. В это время под капотом держится тепло, батарея нагрета до нужных температур, подача на нее повышенного тока не нужна. Например, если у автовладельца современное зарядное устройство от АЕТ, АКБ можно заряжать на протяжении всей ночи. При максимальной зарядке прибор автоматически отключится.

Отвечая на вопрос, можно ли заряжать аккумулятор при минусовой температуре, надо отметить, что при морозе ниже -18°С заряжать АКБ на 100% не получится, т.к. зарядка остановится, как только под капотом температура упадет до минимальной.

Источник

Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля? Советы водителю

Основная задача любого автомобильного аккумулятора — это запуск двигателя. Как правило во время простоя и сильных морозов (понижение температуры) происходит так намазываемый «саморазряд», так как накопитель при пониженной температуре очень плохо держит заряд. Если допустить полный разряд аккумулятора, то это негативно скажется на периоде работы батареи.

Потому рекомендуется вовремя подзарядить накопитель. Для этого использую специальное зарядное устройство. Кстати, если нарушить процедуру заряда аккумулятора, то это может привести к потере его свойств и в конечном итоге приведет к полному разряду.

Как подготовить аккумулятор к зарядке?

Как правило аккумуляторная батарея автомобиля разряжается аз-за низких температур. Но есть и другие проблемы, например, проблемы с проводкой авто, не полностью закрытые двери, любое электрооборудование, которое остается включенным при стоянке автомобиля.

Чтобы удачно зарядить аккумулятор автомобиля, необходимо подготовиться. Так, прежде чем присоединить клеммы зарядного устройства к накопителю, его следует очистить от грязи и пыли, убирают окисление на контактах.

Далее аккумулятор следует занести в помещение, которое хорошо проветривается. Это уменьшит вероятность образование взрывоопасного газа — водорода, а также уменьшит концентрацию опасных газов в воздухе, которые образуются при зарядке.

Батарею, в конце концов, следует расположить подальше от другого электрооборудования.

А при какой же температуре можно заряжать аккумулятор? Перед зарядом рекомендуемая температура батареи должна быть в пределах 20 градусов. Если аккумулятор полностью разряжен и был долгое время на морозе, то следует занести его в теплое помещение, чтобы разморозить электролит.

Какое время заряда аккумулятора?

Сегодня существует масса различных зарядных устройств, как ручных, так и автоматических. Автоматические модели удобны тем, что не требуют постоянного контроля. Такие устройства сами выбирают показатели выходного тока для подзарядки. А после полного заряда аккумулятора самостоятельно выключаются. Ручные же зарядные устройства имеют особенность терять величину выходного тока, потому следует их время от времени подстраивать на нормальный показатель .

Чтобы начать заряжать аккумулятор следует определить время, на которое оставить зарядку. Производители АКБ рекомендуют, чтобы величина тока составляла десятую часть ёмкости самого аккумулятора. Есть и такие модели, которые допускают увеличение токов, если это допускает производитель изделия. В любом случае, если заряжать маленькими порциями, то аккумулятору это не навредит, но времени займет чуть больше.

Когда аккумулятор разряжен полностью, следует выполнить несколько этапов:

  • выставить необходимый показатель тока на зарядном устройстве;
  • зарядку проводить в течении 20 часов;
  • через некоторое время величина выходного тока уменьшится в два раза;
  • после чего следует еще два часа заряжать накопитель.

Очень важным моментом является слежка за температурой аккумулятора. Если температура его будет более 40 градусов — это плохо. В таком случае, если температура будет достигать 50 градусов, зарядку накопителя следует прекратить.

Процедура зарядки аккумулятора от «А» до «Я»

Чтобы начать заряжать аккумулятор его следует демонтировать и унести в помещение, где можно подключить зарядное устройство. Если авто в гараже — то это будет сделать удобнее.

Далее нужно снять клеммы. Очень важно, чтобы автомобиль не был заведен. При отсоединении клемм и изъятии аккумулятора лучше использовать перчатки.

Если в аккумуляторе есть защитная пробка, ее лучше открыть, чтобы батарея могла «дышать» и не накапливала ненужные вредные газы.

Источник

При какой температуре заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством

Наполнять банку электричеством – выражение из словаря В. И. Даля: так он пояснил значение слова «заряжать». К современным автомобильным батареям из шести банок оно подходит идеально. Правда, банки на поверку оказываются разными – как по конструкции, так и по состоянию. Как же заполнять их ­электричеством?

Все АКБ условно можно разбить на малообслуживаемые, необслуживаемые и полностью необслуживаемые. Самые древние из них – малообслуживаемые, с решетками из свинцово‑сурьмянистого сплава, самые крутые – полностью необслуживаемые, с решетками из максимально чистого свинца. Надо отметить, что под «необслуживаемостью» понимаются увеличенные интервалы доливки воды или полное отсутствие этой процедуры в течение всего срока службы. Но любая необслуживаемая батарея требует периодического контроля наравне с другими компонентами автомобиля. Вопреки распространенному заблуждению, особой разницы в зарядке батарей этих трех типов нет.

Надо заряжать или не надо?

Существует простой объективный способ оценить состояние батареи. Нужно измерить вольтметром напряжение на клеммах аккумулятора, при этом отключать его от бортсети автомобиля не нужно. Напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) должно составлять 12,6–12,7 В. Важно, чтобы между остановкой двигателя и замером напряжения прошло несколько часов (в идеале – не менее десяти), иначе показания могут оказаться завышенными.
В малообслуживаемых и необслуживаемых батареях с пробками или блоком пробок в крышке можно проверить еще и плотность электролита – понадобится ареометр (он же денсиметр). Это позволит оценить заряженность батареи «побаночно». Плотность электролита в полностью заряженном аккумуляторе должна быть 1,27 г/см³. Это значение идеально с точки зрения эффективности работы активных материалов и внутреннего сопротивления аккумулятора. Плотность меньше 1,25 г/см³ используют в жарких странах, где характеристики коротких разрядов не так важны. Кстати, при такой плотности снижается скорость коррозии, что продлевает срок службы. Плотность выше 1,29–1,30 г/см³ используют на Крайнем Севере, где недозаряженная батарея подвергается опасности замерзнуть.

Читайте также:  Зарядка аккумуляторов автомобилей в Ярославле

Возможен ли заряд на морозе?

Чем ниже температура окружающего воздуха, тем хуже батарея принимает заряд. Нормальный температурный ди­апазон для заряда – 0…+ 25 °C. ­Поэтому зимой вероятность, что аккумуляторы успеют восстановиться за время поездки, зависит от скорости прогрева электролита. А на нее сильно влияет расположение батареи на автомобиле – под капотом, в багажнике или вообще снаружи. С этой точки зрения в наихудшем положении ­оказываются развозные грузовички с наружным расположением АКБ.

Как заряжать при нечастых поездках?

Многие автомобили чаще стоят на приколе, чем ездят. Их владельцы нередко применяют так называемые подзарядки – зарядные устройства, постоянно подпитывающие аккумуляторы малыми токами для поддержания 100‑процентной заряженности. Такой режим нельзя назвать полезным: он увеличивает скорость коррозии решеток пластин и сокращает срок службы батареи. Поэтому, если машина находится без движения более трех недель, лучше подзарядить батарею привычным способом – от зарядного устройства или от генератора после пуска мотора. А перед очередной постановкой «на хранение» батарею следует полностью зарядить, иначе высока вероятность столкнуться с глубоким разрядом, отказом автомобиля нормально пускаться и необходимостью покупать новую батарею.

Зарядное устройство или генератор – что лучше заряжает?

При нормальных условиях эксплуатации зарядное устройство не нужно. Батарея должна заряжаться от генератора. И заряд при постоянном напряжении исправного автомобиля – самый правильный и полезный для АКБ.

Задача стационарного зарядного устройства – восстановить батарею пусть не полностью, но достаточно для того, чтобы генератор уже дозарядил на 100%. При заряде постоянным током во избежание перезаряда и «выкипания», то есть расхода воды из электролита, стационарное зарядное устройство прерывает работу на уровне 14,4 В, переходя в режим подзаряда минимальным током при хранении. Это обычно не позволяет зарядить батарею полностью. А генератор заряжает ее в режиме постоянного напряжения.

В зависимости от настроек системы электроснабжения автомобиля ди­апазон регулирования напряжения составляет 13,8–14,5 В. Ток заряда определяется внутренним сопротивлением батареи, которое характеризует ее состояние в данный момент, и снижается по мере приближения значения напряжения на клеммах батареи к напряжению генератора. То есть стационарное зарядное устройство выдает конкретный ток в соответствии со своим алгоритмом, а от генератора батарея забирает ток, который ей нужен. Вот почему зарядное устройство не может зарядить так же, как генератор.

Какой должен быть режим заряда?

При напряжении разомкнутой цепи менее 12,3 В батарея имеет право покапризничать при пуске мотора, особенно зимой. И если она пребывает в таком состоянии уже долго, то полностью восстановить ее сможет заряд при постоянном напряжении, но малым током – около 1 А. После того как батарея сможет принимать бóльшие значения, ток увеличится. В любом случае такую «реанимацию» желательно проводить в специализированном сервисе. Не запускайте ситуацию и контролируйте заряженность батареи, особенно перед длительным хранением – например, если улетаете в отпуск.

Когда НРЦ падает ниже 10,5 В, это уже сверхглубокий разряд. Если батарею посадили за короткое время, ее можно быстро зарядить большим током 10–20 А (10% от значения номинальной емкости) от стационарного устройства в течение нескольких часов. Если же батарея испытывала хронический недозаряд и помирала медленно, заряд необходимо начинать минимальным током при постоянном напряжении. Для этого придется обратиться в специализированный сервис.

Снимать ли батарею с автомобиля для заряда?

Нет, это перестраховка. Хотя теоретически газовыделение действительно может стать причиной взрыва батареи. Правила поведения очень простые: не курить рядом с батареей во время заряда и не закорачивать клеммы.

Можно «прикуривать» от другой машины?

Мнения на этот счет часто расходятся, но споры идут лишь о сохранности электрооборудования автомобиля и соответствии его инструкции по эксплуатации. Неоспоримо одно: аккумулятор при этом точно не пострадает! По нашему мнению, «прикуривание» безопасно, если соблюдается нехитрая схема: положительные клеммы донора и акцептора соединяем между собой, а отрицательный вывод донора сажаем на кузов «прикуриваемого» авто­мобиля.

Редакция благодарит эксперта Национальной ассоциации производителей источников тока Дмитрия Тищенко за помощь в подготовке материала.

  • В ассортименте интернет-магазина «За рулем» есть недорогие и проверенные временем зарядные устройства Тамбовского завода. Отличный подарок и себе, и товарищу-автолюбителю!

Источник

При какой температуре можно заряжать аккумулятор

Информация

  1. Самодельное ЗУ для аккумулятора автомобиля
  2. Когда можно и нельзя заряжать на морозе
  3. Порядок зарядки замерзшего аккумулятора
  4. Техника безопасности
  5. Порядок зарядки замерзшего аккумулятора
  6. Несколько дополнительных рекомендаций

Самодельное ЗУ для аккумулятора автомобиля

Частота зарядки аккумуляторной батареи (АКБ) определяется индивидуально. АКБ состоит из 6 секций-банок, которые содержат реактив-электролит и электроды. Наиболее распространенным типом автомобильного аккумулятора является WET. В качестве реактива в нем используется кислота, а в качестве материала для электродов – свинец.

В ходе эксплуатации емкость аккумулятора снижается за счет действия нескольких факторов:

  • загрязнения и уменьшения качества реактива;
  • испарения кислоты;
  • сульфатации свинцовых пластин-электродов.

Снижение емкости АКБ повышает требуемую частоту зарядки, но сокращает ее длительность. При длительном использовании батареи рекомендуется регулярно проверять вольтаж устройства.

Нормальное значение заряда АКБ в теплое время года составляет gt;50% от номинального, а в холодное – gt;75%. Это обусловлено разницей в плотности электролита, нагрузкой на батарею и степенью риска ее выключения при различных температурах.

проверка

  1. С помощью индикатора на корпусе. Некоторые батареи оснащены гидрометрическим индикатором. Он позволяет оценить не только заряд, но и наполненность реактивом. При зеленом цвете индикатора заряд и уровень кислоты находятся в норме, при белом – устройство требует подзарядки, а при красном – заряд на минимуме и/или необходима доливка реактива.
  2. С помощью мультиметра. Диагностический прибор устанавливается в режим вольметра и подключается к клеммам батареи. Двигатель при этом должен быть заглушен: в противном случае водитель получит заряд генератора, а не АКБ. При отсутствии нагрузки напряжение при 100% заряда составляет 12,66 В, при 75% – 12,42 В, при 50% – 12,18 В, при 0% – 11,7-11,8 В. Учитывая небольшую разницу показателей, мультиметр должен обладать минимальной погрешностью измерений.
  3. С помощью нагрузочной катушки. Данное диагностическое устройство представляет собой элемент сопротивления (18-20 мОм), к которому параллельно присоединен вольтметр. Катушка подсоединяется к выходам аккумулятора на несколько секунд, а затем снимаются показатели с измерительного прибора. Нагрузочные тесты проводятся преимущественно в автосервисах или в точке продажи автомобильных АКБ.

Измерение уровня заряда проводится не раньше, чем через 8-9 часов после выключения двигателя или снятия АКБ.

Опытные автомобилисты выделяют дополнительный метод проверки батареи: на слух. Если заряд находится на достаточном уровне, то стартер машины крутится в штатном режиме. При уменьшении заряда силовая система запускается с усилием, а стартер крутится медленнее и с ощутимым затуханием.

В сервисных центрах замер заряда нередко производится при запуске двигателя внутреннего сгорания (ДВС) или световых устройств (габаритов и дальнего света).

При пуске ДВС норма напряжения составляет 9,5 В и более. Если показания вольтметра оказались ниже данного значения, это свидетельствует о разрядке АКБ или неисправностях стартера. Для дифференциальной диагностики на автомобиль устанавливается гарантированно рабочий и полностью заряженный аккумулятор.

Для восстановления функциональности АКБ при отсутствии специальной зарядки можно использовать следующие устройства:

  • пуско-зарядное;
  • последовательную схему из ЗУ для ноутбука (до 18 В) и лампу (например, фару), которая будет служить элементом сопротивления и ограничит ток до 2 А;
  • самодельное зарядное.

Зарядное для АКБ можно спаять в домашних условиях. Для этого потребуется понижающий трансформатор (с 220 до 15 В), диодный мост со сглаживающим конденсатором, предохранители, резистор для регулировки I и мультиметр. Для регулировки I необходимы переменный резистор и несколько транзисторов.

зарядное устройство

Самодельное зарядное устройство для аккумулятора.

После покупки новой батареи нужно проверить уровень заряда и довести его до 95-100%. Дозарядка проводится при минимальном токе и напряжении не выше номинального. В большинстве случаев процесс требует не более 3-4 часов.

Обслуживаемый АКБ может потребовать заливки электролита.

Когда можно и нельзя заряжать на морозе

Для исправной аккумуляторной батареи не существует ограничений по нижнему значению температуры. При заряде следует учитывать следующие факторы:

  • Измерения плотности электролита производят с учетом коэффициента коррекции согласно табличным данным;
  • Через влажный корпус, в следствии осаждения конденсата возможны утечки зарядного тока.
Температура электролита при измерении плотности, °С Поправка к показаниям ареометра, г/см³
От -55 до -41 -0,05
от -40 до -26 -0,04
от -25 до -11 -0,03
от -10 до 4 -0,02
от 5 до 19 -0,01

Если АКБ имеет явные признаки неисправности, такие как низкая плотность электролита, то зарядка батареи автомобиля, долгое время простоявшего на улице может привести к полной неработоспособности.

Это происходит в следствии следующих причин:

  1. Низкая плотность электролита приводит к тому, что в аккумуляторе образуется лед.
  2. Вода при отрицательной температуре превращается в лед с одновременным увеличением занимаемого объема, что разрушающе воздействует на пластины и корпус.
  3. В процессе зарядки происходит повышение температуры и перемешивание электролита, а поскольку имеются замершие участки, то данные процессы происходят неравномерно в объеме батареи.
  4. Происходит ускоренное разрушение электродов.

Порядок зарядки замерзшего аккумулятора

Если после хранения аккумулятора на балконе или в гараже в нем замерз электролит, то ни в коем случае нельзя приступать к его зарядке. Необходимо выждать время, пока лед внутри полностью не растает. Учитывая большую массу устройства, время может составлять несколько часов.

Только, убедившись, что льда внутри нет, можно приступать к зарядке небольшим током. Таким образом, температура внутри будет повышаться медленно и не произойдет разрушения пластин. Только через некоторое время можно плавно, в несколько ступеней, поднимать зарядный ток до номинального уровня.

Чтобы предотвратить замерзание аккумулятора, требуется регулярно производить его подзарядку. Во время движения автомобиля в зимнее время, заряд от бортовой сети может быть неполным, поскольку часть энергии генератора забирают мощные потребители — обогрев стекол и сидений, фары, отопитель.

Если к этому добавить изначально невысокую плотность электролита, то вероятность замерзания во время длительной стоянки на морозе существенно повышается.

При эксплуатации автомобиля в условиях сильных морозов, можно несколько повысить плотность электролита. Ориентировочные данные по значению плотностей электролита полностью заряженной батареи в зависимости от региона приведены ниже:

  • Крайний север 29 г/см 3 ;
  • Север 28 г/см 3 ;
  • Центральная зона 27 г/см 3 ;
  • Юг 26 г/см 3 .

Повышение плотность производят путем доливки корректирующего электролита либо серной кислоты. Чтобы общий уровень электролита не повысился, перед доливкой часть электролита из банок необходимо убрать.

Подготовка устройства к зарядке проводится по следующему алгоритму:

  1. Снять АКБ с автомобиля или отсоединить его от бортовой сети, отключив оба провода или хотя бы провод «минус». В холодное время года нужно занести батарею в помещение с температурой не менее 10°С и оставить на несколько часов, чтобы электролит успел согреться.
  2. Очистить клеммы от оксидов, сульфидов и смазки. Протереть поверхность батареи тряпкой, смоченной раствором соды или нашатырного спирта (10%).
  3. Если аккумулятор относится к обслуживаемому типу, открутить пробки, расположенные на банках, и сложить их рядом. Слить часть электролита, чтобы проверить цвет и наличие примесей. Если АКБ является необслуживаемым, то снять заглушку с вентиляционного отверстия на устройстве. Это обеспечит свободный выход паров реактива и сделает процедуру более безопасной.
  4. Пробки обслуживаемой батареи позволяют добавлять в секции воду. Если пластины в банке погружены в реактив менее чем на 0,5 см, то необходимо долить в нее немного дистиллированной воды и выровнять уровень в других секциях. Для необслуживаемого устройства данная процедура не проводится, т.к. реактив остается на необходимом уровне в течение всего срока эксплуатации.

Техника безопасности

Фото 1

В процессе подготовки и зарядки аккумулятора авто нужно соблюдать следующие правила:

  • заряжать устройство в хорошо проветриваемом помещении (гараже, сервисе или хотя бы на балконе);
  • если в семье есть маленькие дети, заниматься зарядкой в квартире нельзя;
  • запрещено курить, поджигать что-либо или резать металл в непосредственной близости от заряжаемой батареи;
  • нельзя ставить устройство на зарядку в помещении с повышенной влажностью воздуха;
  • клеммы и зажимы ЗУ присоединять только тогда, когда зарядное отключено от сети;
  • в процессе работы использовать защитные очки и перчатки, чтобы предотвратить опасное влияние испарений кислоты;
  • при работе с аккумулятором держать поблизости раствор 10%-ный гидрокарбоната или карбоната натрия (соды).

Содовый раствор подойдет как для протирания корпуса АКБ от испарений реактива, так и для нейтрализации кислоты при неосторожном обращении с электролитом.

Порядок зарядки замерзшего аккумулятора

Заряд и плотность электролита являются взаимозависимыми величинами. При сильном разряде АКБ водитель не сможет быстро восстановить функцию батареи, т.к. плотность реактива в секциях будет минимальной. Зависимость плотности кислотного раствора и степени заряженности аккумулятора представлена в таблице.

Плотность реактива, г/см³ Уровень заряда, %
1,1
1,16 25
1,2 50
1,24 75
1,28 100

Данные значения справедливы для 20.. 25°С, но характер зависимости остается прежним и при более низких температурах.

Несколько дополнительных рекомендаций

Замерзший аккумулятор можно запустить методом «прикуривания» от АКБ другого авто. Дальнейшую подзарядку обеспечит работа генератора в течение 20-30 минут езды на оборотах в минуту около 3000. При быстрой разрядке и замерзании батареи в процессе работы нужно искать утечку в бортовой системе.

Если электролит приобрел темный цвет либо на корпусе обнаружены разрывы, сильные подтеки реактива и трещины, нельзя ни заряжать устройство, ни использовать другие способы реанимировать АКБ. Поврежденная батарея требует немедленной замены и утилизации. Срок ее эксплуатации составляет 2-3 года.

АКБ, которое не находится в использовании, может постоянно стоять на подзарядке. Параметры процесса при этом должны соответствовать току саморазряда. Содержание батареи на уровне 100% заряда позволит сохранить высокие эксплуатационные свойства и в любой момент поставить ее на машину.

Батарею, которая установлена в автомобиле, некоторые автомастера рекомендуют держать на уровне 90-95% заряда. Небольшой дефицит заряда позволит защитить электронику авто при скачке напряжения в бортовой сети. В этом случае батарея будет действовать как конденсатор.

Источник

Допускается ли зарядка аккумулятора автомобиля на морозе

Множеству автомобилистов приходилось сталкиваться с ситуацией, когда они садились в машину морозным утром, вставляли в замок ключ, проворачивали, и ничего не происходило. Стартер не вращался либо делал это очень неохотно. В итоге запустить двигатель никак не удавалось.

Эксплуатация автомобиля в зимний период

При сочетании таких факторов как заморозки и проблемный пуск мотора первым и наиболее вероятным подозреваемым становится именно разряженный аккумулятор.

Если произошёл разряд, его следует восполнить. Отсюда возникает закономерный вопрос о том, допускается ли это делать при отрицательной температуре и как лучше выйти из сложившейся ситуации.

  1. Почему падает заряд на холоде
  2. Электролит и напряжение
  3. Заряд АКБ при отрицательных температурах
  4. Как решить проблему замерзания и разряда АКБ

Почему падает заряд на холоде

Примеров того, как аккумулятор под капотом автомобиля полностью разрядился именно на морозе, огромное множество. Для российского климата это вполне естественное и довольно распространённое явление.

При этом не все понимают, почему аккумулятор разряжается и что следует делать, когда на морозе никак не удаётся запустить двигатель.

Низкая температура провоцирует некоторые изменения в течение электрохимической реакции, из-за чего напряжение падает, и возможности аккумулятора заметно меняются как раз на морозе. Силы тока не хватает, чтобы зажечь свечи и запустить ДВС.

Если предельный пусковой ток, прописанный в документах на АКБ, составляет около 500 А, то реальные значения при низких температурах будут около 300-400 А.

Когда батарея находится в хорошем состоянии, достаточно заряжена, этого тока хватит, чтобы запустить двигатель, даже когда температура опустилась до -20-25 градусов Цельсия. Но проблемы наверняка начнутся, если температура опустится до -30.

Если температура не доходит до -25 градусов, АКБ может выполнять свои функции, но при этом заряд она будет терять намного быстрее. К примеру, когда АКБ имеет ёмкость 80 Ач, а пусковой ток 700 А, при -18 градусах она может поработать несколько минут, пытаясь запустить мотор. А потом напряжение упадёт до нуля. Активно вырабатывается ресурс пластин, выполненных из свинца. Электролит протекает, его КПД падает.

При низкой температуре электролит в АКБ замерзает, увеличивается плотность. Всё это негативно сказывается на скорости разряда. Чем заряд в АКБ меньше при заморозках, тем выше вероятность, что пускового тока будет недостаточно для запуска двигателя.

Если батарея заряжена на 50%, а температура -25 градусов, электролит может замёрзнуть.

Чтобы ещё лучше понять, почему на машине, когда на улице мороз, активно разряжается аккумулятор, стоит отдельно поговорить о напряжении и электролите.

Электролит и напряжение

Если вам не до конца понятно, почему на вашей машине сильно и быстро разряжается аккумулятор, и при этом на улице мороз, следует узнать дополнительные нюансы.

Каждый автомобилист наверняка знает, что работа свинцовой АКБ напрямую связана и зависит от электролита. Это смесь из кислоты и дистиллированной воды в определённых пропорциях.

За счёт электролита происходит накапливание заряда в АКБ.

Для российского климата нормальной плотностью считается 1,27-1,28 г/см3.

При этом у каждой плотности есть свой порой температуры, при которой жидкость может замёрзнуть. А ведь аккумулятор полностью разрядился при сильном морозе, актуальном зимой, именно из-за замерзания рабочей жидкости либо при приближении к этому состоянию.

  • если плотность около 1,27, замёрзнуть состав может только при -65 градусах Цельсия;
  • когда плотность опускается до 1,2, тогда даже -20 градусов хватит для замерзания;
  • -7 градусов опасно для электролита плотностью 1,1.

Зависимость температуры замерзания электролита АКБ

При сравнительно нормальной плотности около 1,24, электролит может замёрзнуть даже при -40 градусах. А именно такая температура у множества АКБ в период сильных холодов. В итоге АКБ замерзает, нарушается целостность корпуса и внутренних пластин.

Поэтому зимой крайне важно следить за поддержанием оптимальной плотности.

Что же касается напряжения, то тут нормой считается значение на уровне 12,7 В. Это показатель того, что заряд составляет 100%, батарея полностью заряжена. Если показатель упал до 12,5 В, то заряд составляет уже 50%. Если 11,7 В, то считайте это как полный разряд.

Напряжение в диапазоне 12,2-12,4 В соответствует плотности около 1,23 г/см3. При таких показателях АКБ может замёрзнуть, если температура составит -35-40 градусов.

Как видите, есть свои объективные причины, из-за которых АКБ может садиться. Задачей автовладельца будет восполнить этот заряд.

Заряд АКБ при отрицательных температурах

Теперь самый главный вопрос. Касается он того, можно ли заряжать автомобильный аккумулятор на морозе и что об этом следует знать.

Для кислотных аккумуляторов диапазон температур, при которых допускается зарядка, составляет от -15 до 40 градусов Цельсия.

Соответствующую информацию для конкретного типа или модели АКБ, которую использует автомобилист, можно узнать в инструкции или непосредственно на корпусе устройства.

Закономерно автовладельцам важно знать, как выполняется зарядка аккумулятора от автомобиля при сильном морозе и каким образом проводить подобную процедуру.

Оптимальной температурой для зарядки считается 20-25 градусов тепла. При этом напряжение заряда будет составлять от 13,8 до 14,2 В. По мере роста температуры, напряжение уменьшается.

Следуя этой логике, зарядить сильно севший на морозе автомобильный аккумулятор можно путём увеличения напряжения.

Параметры компенсационного тока на зарядных устройствах при подключении АКБ составляют около 0,03 В.

Теперь более подробно о том, что это означает.

Как вы поняли, нормальная температура для зарядки составляет 20 градусов. При этом напряжение для среднестатистического аккумулятора будет 13,8 В.

Теперь представьте, что температура снижается. На каждый градус в сторону уменьшения нужно добавить 0,03 В зарядного тока.

Если температура составляет 0 градусов Цельсия, что на 20 меньше нормы, тогда 20 умножаем на 0,03 и получаем 0,6 В. То есть зарядный ток должен быть 13,8+0,6=14,4 В.

Если температура опустилась до -20 градусов, тогда добавляйте 1,2 В к номинальным значениям.

При этом закономерно спросить, можно ли буквально сразу с мороза начинать заряжать севший аккумулятор и не выльется ли это в какие-то серьёзные последствия. Нет, если правильно выбрать характеристики зарядки, ничего не произойдёт.

Поэтому стоит сказать, что сразу с мороза начинать заряжать свой аккумулятор можно. Вопрос лишь в том, есть ли в этом необходимость. Будет лучше немного подождать.

Разрешается и заряд меньшим током, без учёта добавочного значения. Но тогда на достижение 100% заряда придётся потратить больше времени. Плюс есть вероятность, что до 100% добраться так и не удастся. То есть компенсационный ток лучше учитывать.

Замерзший аккумулятор авто

Существует и иной вопрос. Связан он не с тем, можно ли дома сразу после мороза заряжать севший аккумулятор. Делать это допускается. Тут вопрос в использовании экстремально высоких параметров напряжения при восполнении заряда. То есть некоторые уверены, что на замёрзшую АКБ можно дать все 15,5 В, когда на улице -10-20 градусов, и от этого аккумулятор быстрее прогреется и зарядится.

Ни в коем случае так не делайте. Это приведёт только к выходу из строя АКБ и осыпанию пластин.

Только правильный расчёт напряжения заряда позволит эффективно и без угроз целостности или работоспособности АКБ на морозе восполнить заряд.

Как решить проблему замерзания и разряда АКБ

Когда аккумулятор холодный, он постепенно начинает портиться. Находясь в зимний период в состоянии постоянного недозаряда, который может составлять 25-30%, в скором времени АКБ рискует вовсе выйти из строя, и реанимировать её не получится.

Подогреватель для аккумулятора

Чтобы севший аккумулятор не становился обыденностью для вас, рекомендуется воспользоваться одним из представленных способов.

  1. Помощь товарища. Если это разовое явление, можно воспользоваться батареей от другого автомобиля либо просто прикурить от машины. Для этого нужны специальные крокодилы и провода. Но регулярно прибегать к таким действиям не стоит. Это рецепт на крайний случай.
  2. Естественный обогрев. Если АКБ села и помощи рядом нет, просто снимите батарею, отнесите её в тёплое место. Когда температура восстановится, то и плотность станет нормальной. Потом просто верните АКБ на место и попробуйте запустить мотор ещё раз.
  3. Использование дежурной батареи. Хороший вариант для тех случаев, когда температура ночью падает до -20 градусов. Снимается основной аккумулятор, отправляется в тёплое место или на подзарядку, а на его место ставится временный.
  4. Утепление подкапотного пространства. На практике такая мера малоэффективная. При длительной стоянке авто даже самые качественные автоодеяла не уберегут АКБ от замерзания. Актуально для тех, кто совершает короткие поездки с частыми остановками. Служит как дополнение к другим методам.
  5. Установка подогревателя. Речь идёт о предпусковых подогревателях. Такая система применяется в случаях, когда температура зимой опускается ниже чем до -20-25 градусов. Покупка подогревателя и его монтаж удовольствие не из дешёвых, зато себя оправдывает при сильных морозах.

Что же касается ускоренного нагрева АКБ, то к таким мерам нельзя прибегать.

Ни в коем случае не ставьте батарею на радиатор, не поливайте её горячей водой. Резкое изменение температуры ведёт к деформации пластин, повреждению корпуса, ускоренному износу АКБ.

Самым верным решением будет оставить аккумулятор в отапливаемом помещении и дождаться естественного оттаивания. Далее уже подключайте батарею к зарядному устройству либо восполняйте заряд за счёт работы генератора, проехав 20-30 км. на машине.

Источник

Adblock
detector