Меню

Конструкция аккумуляторной батареи

Конструкция аккумуляторной батареи

Современная аккумуляторная батарея состоит из следующих основных частей:

  • моноблок (корпус), служащий резервуаром для электролита;
  • крышка;
  • пластины;
  • сепараторы;
  • соединительные выводы.

Моноблок

Первоначально корпус (моноблок) аккумуляторной батареи был деревянным, выложенным внутри листовым свинцом, затем — эбонитовым. Первые корпуса аккумуляторных батарей из синтетических материалов появились в 1941 г. (их начала производить австрийская фирма BAREN), а полипропилен для изготовления корпусов начала использовать американская фирма Johnson Controls. В настоящее время все современные аккумуляторные батареи имеют полипропиленовые корпуса, исключение составляют устаревшие модели, в основном производимые в России с моноблоками из эбонита. Эбонитовый корпус не имеет ни одного бесспорного достоинства, но ему присущи два крупных недостатка: большая масса и нетехнологичность производства. Внутри моноблок любой аккумуляторной батареи разделен на ячейки (три или шесть, в зависимости от напряжения батареи — 6 В либо 12 В) для отдельных блоков пластин.

Крышка

Крышка корпуса закрывает межэлементные соединения батареи и плотно прикрепляется (приваривается) к моноблоку. В обслуживаемых и малообслуживаемых батареях в крышке могут располагаться индикатор уровня плотности электролита (косвенно свидетельствующий о степени заряженности того аккумулятора, в банке которого индикатор установлен) и отверстия для контроля уровня и доливки электролита, закрываемые пробками. Для того чтобы избежать повышения давления внутри закрытого корпуса (т. к. в процессе заряда аккумулятора происходит электролиз находящейся в электролите воды, при этом на положительной пластине выделяется кислород, а на отрицательной — водород) в крышке (или в пробках) выполнены специальные газоотводные каналы. В современных батареях газоотводные каналы имеют форму лабиринта, позволяющего задержать внутри корпуса капли электролита, уносимые газом, и возвратить их в электролит. Тем самым с одной стороны устраняется выход во внешнюю среду вредных кислотных испарений, а с другой — предотвращается потеря электролита. В батареях устаревших конструкций (например, с эбонитовыми корпусами) общая крышка отсутствует, ее роль выполняет мастика, которой заливаются межэлементные перемычки.

Пластины

Пластины аккумулятора обеспечивают протекание основных электрохимических процессов работы батареи. Пластины аккумулятора представляют собой свинцовые решетки с нанесенной на них активной массой. Изначально активная масса решетки представляет собой порошок из мелко размолотого свинца с добавлением легирующих материалов, придающих пластинам необходимые технологичные свойства. Раньше в качестве основного легирующего материала применялась сурьма, сейчас используются сложные сплавы, рецепты которых ведущие мировые производители держат в секрете. В процессе формировки, представляющем собой многократный цикл заряда-разряда, активная масса пластин приобретает кристаллическую структуру, необходимую для правильного функционирования аккумулятора (активная масса положительной пластины преобразуется в PbO2, отрицательной — в Pb). Химическая реакция между активной массой и электролитом происходит на поверхности частиц активной массы, поэтому ее делают пористой, чтобы материал хорошо пропитывался электролитом и в реакции участвовал его максимальный объем. Кроме того, большинство фирм-производителей батарей разрабатывают свою рецептуру легирующих примесей, позволяющих улучшить характеристики пластин. Состав таких примесей и рецептуры результирующих сплавов в значительной степени определяют, насколько надежно и долговечно будет работать аккумулятор.

Сепараторы

Для предотвращения короткого замыкания между разноименно заряженными пластинами между ними располагается изолятор — диэлектрическая прослойка, называемая «сепаратор». На первых аккумуляторах сепаратор представлял собой тонкий лист шпона, позже шпон заменили стекловолокно и микропористый эбонит (мипор). Современные сепараторы изготавливают из микропористой пластмассы (мипласта). В современных батареях сепаратор выполнен в виде конверта, надетого на положительные пластины. Это позволяет повысить надежность аккумуляторных батарей, так как в этом случае оплывающая в процессе длительной работы батареи с положительных пластин активная масса («шлам») остается внутри конверта, а не оседает на дно корпуса и не достигает отрицательных пластин (в результате чего происходит короткое замыкание). Кроме того, конверт-сепаратор дает возможность устанавливать пластины прямо на дно моноблока, что позволяет увеличить объем эффективно используемого электролита при тех же габаритах батареи. В батареях без конверта-сепаратора во избежание короткого замыкания между пластинами блоки пластин устанавливаются на специальные ребра на дне моноблока, в результате чего создается так называемое «шламовое пространство». Это увеличивает габариты батареи и снижает ее надежность. Появление конверта-сепаратора, наряду с изменением рецептуры сплава решеток пластин, позволило создать мало- и необслуживаемые батареи.

Соединительные выводы

Элементы батареи соединяются между собой последовательно с помощью межэлементных соединений (МЭС). Существуют два основных типа МЭС:

  • традиционные МЭС, при которых элементы соединяются между собой поверх крышки аккумуляторных батарей. В настоящее время этот вид МЭС применяется в некоторых отечественных батареях и батареях для тяжелых грузовиков (исполнение Heavy Duty);
  • МЭС, при которых соединение бареток проходит через стенки секций посредством контактной сварки.

Борны (выходящие наружу корпуса электрические контакты) батарей изготавливаются из свинца и имеют стандартизованные размеры. Расположение, тип и размер выводов следуют из применяемости батарей и указываются в каталогах. Также из каталога аккумуляторных батарей можно узнать размер моноблока и тип фланца крепления моноблока к корпусу автомобиля.

Ряд автомобилей требуют специфического типа моноблока (японские автомобили, некоторые модели BMW) или специфических выводов (японские автомобили с тонкими клеммами и автомобили Ford прежних моделей). Обозначение батареи в каталоге, соответствующее данной модели автомобиля, однозначно указывает на наличие или отсутствие вышеуказанных специфических особенностей.

Если вы решили купить автомобильный аккумулятор с доставкой, обратите внимание на вышеперечисленные особенности.

Источник

Автомобильный аккумулятор — устройство, схема, принцип работы и параметры АКБ

Содержание

  1. Устройство аккумулятора автомобиля.
  2. Назначение АКБ в автомобиле
  3. Принцип работы
  4. Параметры АКБ
  5. Схема устройства аккумулятора.
  6. Единство
  7. Что нужно знать про АКБ
  8. Внутреннее устройство
  9. Особенности зарядки и разрядки
  10. Виды аккумуляторов
  11. Классификация по составу активного вещества
  12. Классификация по типу электролита
  13. Технические (рабочие) характеристики автомобильных аккумуляторов
  14. Номинальная емкость аккумулятора
  15. Пусковой ток
  16. Полярность
  17. Исполнение корпуса
  18. Тип и размер клемм
  19. Тип крепления
  20. Типы соединения аккумуляторов
  21. Параллельное соединение
  22. Последовательный способ
  23. Монтажное расположение клемм
  24. Диаметр подключения
  25. Аккумуляторы будущего
  26. Оптимальные условия нагрузок для АКБ
  27. Негативные условия нагрузки для аккумуляторной батареи
  28. Преимущества и недостатки
  29. Советы по эксплуатации и обслуживанию АКБ

Устройство аккумулятора автомобиля.

Устройство аккумулятора автомобиля следующее:

  1. корпус, внутри которого залит электролит;
  2. положительный контактный вывод;
  3. отрицательный контактный вывод;
  4. положительная пластина (анод);
  5. отрицательная пластина (катод);
  6. пробка, внутри которой заливная горловина (есть не у всех современных аккумуляторов).
Читайте также:  Как определить характеристики оригинальной АКБ

Устройство аккумулятора включает в себя электролит, в который помещаются электроды. В роли электролита выступает раствор серной кислоты, плотность которого уменьшается при снижении заряженности. Корпус делится на 2 части: основная глубокая емкость, крышка. Аккумуляторные батареи бывают разных типов, поэтому у некоторых крышка оснащена дренажной системой (отводит образующий газ), а у других в крышке расположены горловины с пробками.

Устройство аккумулятора таково, что содержит в себе отдельные ячейки, в каждую из которых устанавливается собранный воедино пакет. Этот пакет состоит из большого количества отдельных пластин с чередующейся полярностью. Пластины созданы из свинца и обладают структурой решетчатого характера из прямоугольных сот. Такая структура отлично подходит для нанесения на пластины активной массы. Наносится она с помощью намазывания, поэтому такие аккумуляторы называются — аккумуляторами намазного типа. В некоторых дорогих аккумуляторах в свинцово-калиевый сплав электродов добавляют олово или серебро, что увеличивает их стойкость к коррозии.

Конструкция и устройство аккумуляторной батареи самих электродов представляют из себя решетчатую структуру. Для создания отрицательных и положительных электродов применяют различные технологии. Технологию Expanded metal используют для создания решетки отрицательных электродов, путем просечки свинцового листа с дальнейшей растяжкой. Электроды простой конструкции создаются по нескольким технологиям: Chess Plate — жилки электродов находятся в шахматном порядке, Power Pass — вертикальные жилки подходят к ушку электрода. Электроды более сложной конструкции создаются по технологии Power Frame. Электроды, изготовленные по такой технологии обладает опорной рамой, а также жилами внутренней направленности, что приводит к высокой жесткости и небольшому линейному расширению. Слой активной массы, наносимой на электроды различен в зависимости от полярности электрода. Активная масса в виде губчатого свинца применяется для отрицательных электродов. Диоксид свинца применяется для активной массы положительных электродов.

Устройство аккумуляторных батарей бывает, как с жидким электролитом, так и наоборот. Наиболее часто используются батареи с жидким электролитом.

Назначение АКБ в автомобиле

Аккумулятор представляет собой один из ключевых элементов авто. Работая в бортовой сети автомобиля в связке генератором, он является источником электрического тока. Основные функции аккумуляторной батареи заключаются в следующем:

  • Обеспечение пуска мотора. Аккумулятор подаёт питание на стартер в момент запуска;
  • Обеспечение питания потребителей в сети автомобиля, когда мотор заглушён;
  • Обеспечивает питание во время поездки, если генератор перегружен.

Кроме того, при работе вместе с генератором АКБ осуществляет сглаживание пульсаций электрического тока в бортовой сети.

Напряжение аккумуляторных батарей для легковых автомобилей составляет 12 вольт. Ёмкость может лежать в пределах 40─130 Ач. Пусковой ток 300─1300 ампер. Значения справедливы для АКБ легковых машин и лёгкого коммерческого транспорта.

На грузовые авто и специальную технику могут устанавливаться батареи с напряжением 24 вольта. На мотоциклетной технике используются модели номиналом 6 вольт.

К аккумулятору для автомобиля обычно предъявляют следующие требования:

  • небольшой саморазряд;
  • высокий пусковой ток;
  • компактные габариты;
  • отсутствие или минимум обслуживания.

Дополнительно можете прочитать материал про виды аккумуляторов для автомобилей.

Принцип работы

Между пластинами и электролитом непрерывно происходит электрохимическая реакция. При разряде химическая энергия преобразовывается в электрическую, а при заряде, наоборот, – электрическая в химическую. Когда аккумулятор подключен к потребителям энергии, то происходит его разрядка.

Химическая формула реакции

Происходит следующий процесс. На катоде идет восстановление диоксида свинца. Свинец на аноде окисляется. Серная кислота вступает в реакцию с металлами на обеих пластинах. При этой реакции образуется сульфат свинца. Процесс называется сульфатацией. Из серной кислоты выделяется водород, который затем вступает в реакцию с кислородом из положительно заряженной пластины. Образуется вода, а серная кислота расходуется. Плотность электролита понижается. Процесс реакции показан на картинке.

При зарядке весь процесс происходит в обратном порядке. Серная кислота восстанавливается. Вновь образуется диоксид свинца и серная кислота. При полной зарядке плотность электролита должна быть в пределах 1,29 гр/см3. Это значение показывает уровень содержания серной кислоты на один кубический сантиметр электролита.

Таким образом, работа батареи основана на циклах заряд-разряд. Если допустить глубокий разряд, процесс может быть необратимым. Останется только вода и сульфат свинца. Поэтому нужно всегда следить за уровнем заряда.

Параметры АКБ

Для среднестатистического легкового автомобиля с ДВС промышленность выпускает аккумуляторы с рабочим напряжением 12 В. Такого значения вполне хватает для питания сети в машине. Бортовая сеть большинства грузовиков рассчитана на 24 В. Иногда в ней используется пара обычных двенадцативольтовых источников питания, подсоединённых последовательно.

Источник



борны

Исторический словарь галлицизмов русского языка. — М.: Словарное издательство ЭТС http://www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm . Николай Иванович Епишкин epishkinni@mail.ru . 2010 .

Смотреть что такое «борны» в других словарях:

Борны — (иначе называемые клеммами) в электротехнике, означают на динамоэлектрических машинах и других электрических приборах медные зажимы для закрепления проводов (проводников, проволок). П. Э … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Людевита посавского восстание 819 — 823 — Людевита посавского восстание 819≈823, восстание посавских хорватов в союзе со словенцами и тимочанами под предводительством князя Посавской Хорватии Людевита (Ljudevit) против власти франков. Походы франкских феодалов и их союзника ≈ князя… … Большая советская энциклопедия

Людевита посавского восстание 819-823 — восстание посавских хорватов в союзе со словенцами и тимочанами под предводительством князя Посавской Хорватии Людевита (Ljudevit) против власти франков. Походы франкских феодалов и их союзника князя Далматинской Хорватии Борны против… … Большая советская энциклопедия

Динамо-машина — или, сокращенно, динамо. Так называется машина, посредством которой, при пользовании механической работой, получается электрический ток, и обратно, при пользовании электрическим током, который возбуждается каким нибудь источником электричества… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ЛЮДЕВИТА ПОСАВСКОГО ВОССТАНИЕ 819-823 — восстание посавских хорватов в союзе со словенцами и тимочанами под предводительством князя Посавской Хорватии Людевита (Ljudevit) против власти франков. Походы франкских феодалов и их союзника князя Далматинской Хорватии Борны против повстанцев… … Советская историческая энциклопедия

Читайте также:  Это лучший аккумулятор для 2112

Турийская эра — (англ. Thurian Age) вымышленная Робертом Говардом эпоха в которой жил его герой Кулл. Она предшествовала Хайборийской эре в которой действовал другой персонаж Говарда Конан варвар. Эпоха была названа в честь Турии главного континента, так… … Википедия

Людевит Посавский — Людевит князь Паннонской Хорватии около 810 823 … Википедия

Людевит — князь паннонских хорватов ок. 810 823, возглавил освободит. борьбу хорватов против франков. В 819 разбил войска франков. В том же году при поддержке словенцев одержал полную победу над войсками союзника франков жупана (правителя)… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Люцен — ЛЮЦЕНЪ, гор. въ прус. Саксоніи, въ 20 вер. къ ю. з. отъ Лейпцига. Сраж. 6 (16) нбр. 1632 г. Послѣ сраженія при Нюрнбергѣ (см. Тридцатилѣтняя война1) Валленштейнъ вторгнулся въ Саксонію (схема въ ст. Лейпцигъ), чтобы принудить курф. Іоанна Георга… … Военная энциклопедия

Талызин, Федор Иванович — состоящий по армии генерал лейтенант, из Московских дворян, родился в 1773 г. и по обычаю времени двух лет от роду был зачислен рядовым сначала в л. гв. Преображенский полк, а в следующем году переведен в л. гв. Измайловский, в котором в 1790 г.… … Большая биографическая энциклопедия

Источник

ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ АККУМУЛЯТОРА

Свинцово-кислотные аккумуляторы состоят из следующих основных частей:

Положительных пластин различной конструкции, в которых ак­тивным материалом, участвующим в токообразующей реакции, яв­ляется двуокись свинца;

Отрицательных пластин, в которых активным материалом яв­ляется губчатый свинец;

Электролита — раствора серной кислоты плотностью от 1,25 до 1,32 г/см3; серная кислота в электролите также является активным материалом, так как она расходуется при разряде и образуется при заряде;

Сепараторов, предохраняющих аккумулятор от коротких замы­каний между пластинами разного знака заряда;

Аккумуляторных сосудов из кислотоупорных материалов. Пере­носные аккумуляторные батареи имеют сосуды с крышками. Гер­метичность укупорки достигается заливкой крышек специальными мастиками. Для выхода газов и доливки электролита крышки име­ют съемные пробки с отверстиями;

Токоведущих частей и детален крепления: бареток, межэлемент­ных соединений, зажимов, втулок и гаек.

Баретка служит наружным токоотводом для блока одноимен­ных пластин аккумулятора. Она отливается в виде однородной де­тали из свинцового сплава или же с вплавленными в нее медными втулками или штырем; в последнем случае могут быть две разно­видности: штырь целиком находится внутри тела баретки или вы­ступает из баретки, причем выступающая часть имеет винтовую нарезку. Баретка состоит из двух частей: борна и мостика. К мо­стику припаивают ушки одноименных пластин, которые таким об­разом соединяются между собой параллельно. Борн или штырь служит общим выводным токоотводом для. блока одноименных пластин.

Межэлементные соединения служат для последовательного включения аккумуляторов в батареи. Могут быть в виде однород­ной детали из свинцово-сурьмянистого сплава или же состоять из двух частей медной полосы, на концах которой отлиты с помощью формы свинцовые наконечники. Часто вместо медной полосы применяют медный многожильный изолированный кабель, ого­ленные концы которого вплавлены в свинцовый кабельный нако­нечник.

Зажимы обычно имеют вид кольца с отростком, которое припа­ивается к баретке, в отверстие отростка устанавливается болт с гайкой для крепления провода.

Свинцовые втулки из свинцово-сурьмянистого сплава служат. для запрессовки их в эбонитовые или бакелитовые крышки акку­муляторов.

Гайки из свинцового сплава применяются для закрепления ак­кумуляторной крышки на борнах баретки или же для зажима про­водника и пр.

Источник

Аккумуляторные батареи

date image2015-10-16
views image2117

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Аккумуляторные батареи являются источниками электрической энергии и предназначены для питания потребителей, когда напряжение генераторной установки ниже напряжения батареи или, когда двигатель находится в незаведенном состоянии.

Стартерные аккумуляторные батареи (рисунок 55) состоят из 3,6 или 12 аккумуляторов, соединенных между собой последовательно с помощью перемычек (межэлементных соединений), собранных в одном многоячеечном моноблоке, разделенном перегородками на отдельные камеры по числу аккумуляторов с целью обеспечения номинального напряжения батареи 6,12 или 24В. На дне каждой камеры выполнены по четыре опорных призмы 16, на которые устанавливают нижними частями электроды 2,4 и сепараторы 3. Пространство между опорными приз­мами служит для накапливания шла­ма — осадка, образующегося во время эксплуатации из-за оплывания частиц активной массы положительных элект­родов. Когда объем шламового про­странства заполнится, произойдет замыкание нижних кромок разноимен­ных электродов и аккумулятор потеря­ет свою работоспособность.

Рис.55. Устройство аккумуляторной батареи:

1 — моноблок; 2-электрод по­ложительный; 3-сепаратор; 4-электрод отрицательный; 5-мостик; 6-щиток предо­хранительный; 7-борн; 5-свинцовая втулка; 9-отража­тель; 10-крышка аккумулято­ра; 11-перемычки; 12-проб­ка вентиляционная; 13-по­люсный вывод; 14-заливоч­ная мастика; 15-шламовое пространство; 16-опорная призма

Каждый аккумулятор состоит из блока электродов и сепараторов, Блок электродов, в свою очередь, состоит из полублоков положительных и отрицательных электродов. Электроды в полублоке между собой соединены параллельно, с помощью свинцовых мостиков 2 (рис.56), поэтому емкость аккумулятора равна суммарной емкости всех пар электродов. Для соединения разноименных полублоков соседних аккумуляторов к мостикам приваривается борн 3 (рисунок 56).

Рис.56. Блок электродов аккумуляторной батареи:

а — положительный полублок; б — отрицательный полублок, в — блок в сборе, 1 — электрод, 2 — свинцовый мостик, 3 — борн

Электрод каждой полярности состоит из активной массы, нанесенной на то­коотвод решетчатой конструкции (решетку).

Токоотвод аккумулятора отливают из свинцово-сурьмянистого сплава, содержащего 92-94% свинца и 6-8% сурьмы. Он представляет собой сетку, состоящую из вертикальных или наклонных ребер и горизонтальных жилок, расположенных внутри прямоугольной рамки. В верхней части рамки выполнено ушко, которое служит для параллельного соединения электродов в блок при помощи полюсно­го мостика. В нижней части токоотвода выполнены две ножки, которыми электрод опирается на призмы на дне моноблока. Токоотвод вы­полняет двойную функцию: является проводником первого рода, по которому генерируемая активной массой электрическая энергия передается по­средством мостов, борнов и перемычек во внешнюю электрическую цепь, и служит конструкционным элементом, обеспечивающим механическое удержа­ние активной массы и возможность параллельного соединения электродов меж­ду собой в блоки при помощи ушек.

Активная масса электродов изготавливается путем формирования специальных паст, вмазываемых в решетки электродов. Пасты для положительных и отрицательных электродов получают путем смешивания свинцового порошка, приготовленного путем размола свинцовых шариков с одновременным окислением в специальных мельницах, с раствором серной кислоты. Активная масса электродов имеет высокую пористость (47-60 %) и у заря­женных аккумуляторов на положительном электроде состоит в основном из дву­окиси свинца Pb02 (темно-коричневого цвета), а на отрицательном электроде — из губчатого свинца Pb (серого цвета).

Читайте также:  Крепление АКБ корпус подставка Toyota Corolla 150 Тойота Королла 150 б у

При сборке блока положительные и отрицательные электроды отделяются друг от друга микропористыми прокладками, называемыми сепараторами. Сепараторы предохраняют разноименные электроды от замыканий и обеспечивают необходимый запас электролита между электродами. Сепараторы изготавливаются из мипора (микропористого эбонита на основе натурального каучука), из мипласта (микропористого полихлорвинила) или полиэтилена и имеют с одной стороны гладкую, а с другой — ребристую поверхность. При протекании электрод­ных реакций у положительного элект­рода происходит более значительное изменение концентрации и плотности электролита, чем у отрицательного. Поэтому сторона сепаратора, обра­щенная к положительному электроду, выполнена ребристой для облегчения доступа электролита к поверхности ак­тивной массы. Высота ребра, как пра­вило, превышает половину толщины электрода. В современных модифика­циях сепараторов на стороне, обра­щенной к отрицательному электроду, также выполнены ребра высотой 0,2-0,4 мм для улучшения условий диффузии и у этого электрода. Размеры сепараторов несколько больше размеров электродов, что предотвращает замыкание между кромками разноименных электродов.

Для предохранения сепараторов и электродов от механических повреждений (при измерении уровня, плотности и температуры электролита) сверху на блок электродов устанавливаются перфорированный предохранительный щиток. Материал щитка — хлорвинил, винипласт или другой кислотостойкий материал.

Аккумулятор закрывается крышкой, изготовленной из эбонита или пластмассы. В каждой крышке выполнены по два отверстия, с залитыми в них свинцовыми втулками, через которые проходят при сборке выводные бор­ны электродного блока. Между ними расположено резьбовое отверстие для за­ливки электролита и обслуживания аккумулятора. Заливочная горловина имеет тубус, нижний край которого расположен на расстоянии 10-15 мм от предохранительного щитка. При заливке электролита до нижнего конца тубуса надобность в проверке уровня электролита отпадает.

Рис.57.Крышка аккумулятора (из пластмассы или эбонита)

Заливные отверстия закрываются пробками. Для герметичной укупорки новых сухозаряженных батарей в верхней части пробки над вентиляционным отверстием выполнен глухой прилив. Его после заливки электролита необходимо срезать для обеспечения нормальной эксплу­атации. В результате получается вентиляционное отвер­стие, предназначенное для выхода газов.

Рис.58.Вентиляционные пробки аккумулятора:

а – пробка с вставным отражателем и резиновым кольцом; б – лепестковая пробка без резинового кольца

Электродный блок, установленный в ячейку моноблока и закры­тый крышкой, является отдельным аккумулятором с номинальным напряжени­ем 2 В. Соединение аккумуляторов в батарею производится при помощи межэ­лементных соединений в виде свинцовых перемычек (рисунок 59), которые располагаются над крышками. Для последовательного соединения аккумуляторов в батарею один конец перемычки сваривают с выводным борном одного аккумулятора, приваренным к мостику, соединяющему положительные электроды, а другой ее конец сваривают с выводным борном соседнего аккумулятора и так далее.

К выводным борнам крайних аккумуляторов батареи приваривают полюсные выводы, которые служат для соединения батареи с внешней электриче­ской цепью. Форма полюсных выводов может быть конусная или в виде проушин с отверстием под болт. Полюсные выводы батареи обозначаются знаком «+» и «-«. Для предотвращения неправильного подключения батареи диаметр полюсного вывода конусного типа «+» больше минусового. На зарубежных батареях ориентировка положительного и отрицательного конусных выводов относительно корпуса может быть различной. По российскому стандарту отрицательный (-) должен располагаться справа, положительный (+) слева (если смотреть со стороны выводов).

Для герметизации мест стыка крышки со стенками моноблоков применяется заливочная мастика (75% нефтяного битума и 25% машинного масла), заливаемая при температуре 190-220 0 С.

Аккумуляторные батареи отечественного производства массой более 30 кг (емкостью более 90 Ач) снабжены ручками.

Батареи с общей крышкой.

На долю корпусных деталей у батарей с отдельными крышками и мастикой при­ходится от 15 до 20 % массы батареи. Эбонит — материал с относительно низкой механической прочностью. Поэтому стенки эбонитовых моноблоков имеют толщи­ну 6-8 мм для батарей до 90 Ач и 9-12 мм при емкости более 100 Ач. При замене эбонита на сополимер полипропилена с этиленом удалось снизить толщину стенок в два раза и уменьшить массу корпусных деталей без ухудшения их прочности. Свойства термопластичной пластмассы позволили внести ряд тех­нологических и конструктивных усовершенствований — появилась конструкция с общей крышкой в моноблоке из сополимера пропилена с этиленом.

Электродные блоки соединены между собой при помощи укороченных межэлементных соединений через отверстия в перего­родках моноблока. Борны соседних аккумуляторов имеют форму трапеции, рас­полагаются около отверстия, предварительно пробитого в перегородке мо­ноблока. При помощи пуансонов клещей сварочной машины при­ложением осевого усилия часть металла борнов выдавливается в отверстие до достижения механического и электрического контакта между соединяемыми деталями внутри отверстия. Затем включается сварочный ток и происходит контактная электросварка борнов которая обеспечивает однород­ную структуру соединения и герметичность между соседними аккумуляторами.

Использование новых конструкций межэлементных соединений позволяет, по сравнению с батареями старой конструкции, снизить электрические потери на соединительных деталях и повысить напряжение стартерного разряда на 0,2-0,3 В. При этом масса свинца в батареях уменьшается на 0,5-3,0 кг в зави­симости от емкости батареи за счет сокращения длины и сечения соединитель­ных токоведущих деталей.

Свойства термопластичной пластмассы позволили применить иной метод герме­тизации батарей с общей крышкой. Герметизация производится методом контактно­тепловой сварки. Между свариваемыми поверхностями вводится металлический электрод, нагретый с помощью электронагревателей до температуры 240-260 °С. При соприкосновении верхней части моноблока и нижней части крышки с нагретым электродом они пла­стифицируются. После отвода электрода из зоны сварки пластифицированные поверхности моноблока и крышки смыкаются, и, под действием вертикально направленного усилия Р, происходит их контактно-тепловая сварка. Сварное соединение обеспечивает надежное сохранение герметичности по периметру бата­реи и между отдельными аккумуляторами в широком диапазоне температур (от -50 °С до +70 °С).

Источник