Меню

Как восстановить батарейку АА и ААА в походе и при ЧС



Как нужно проводить восстановление Ni─MH аккумулятора и почему это важно?

Ni─MH аккумуляторы рекламируются производителями, как батареи с большой энергоёмкостью, устойчивые к холоду, и лишённые недостатков кадмиевых. Действительно, этот тип батарей не имеет в своём составе такого вредного вещества, как кадмий. Производство и переработка Ni─MH аккумуляторов не имеют тех сложностей, что для Ni─Cd. Но некоторые недостатки кадмиевых батарей у них остались. К примеру, сохранился «эффект памяти». Да и вообще, Ni─MH очень чувствительны к режимам зарядки и разрядки. Для заряда никель─металлогидридных аккумуляторов требуются продвинутые устройства. Кроме того, чтобы продлить срок службы таких элементов, нужно их периодически восстанавливать. Поговорим о том, как это можно сделать.

О чём нужно помнить при эксплуатации Ni─MH аккумуляторов?

Несмотря на преимущества никель─металлогидридных аккумуляторов перед никель─кадмиевыми, у них имеется ряд недостатков. И их нужно учитывать при эксплуатации.

Для начала нужно отметить, что Ni-MH аккумуляторы дороже Ni─Cd. Правда, технологии не стоят на месте и цена этих типов батарей постепенно сравнивается. Речь в этом случае ведётся об аккумуляторах распространённого форм-фактора АА («пальчиковые») и ААА («мизинчиковые»). Никель-кадмиевые аккумуляторы имеют более выраженный «эффект памяти», но, тем не менее, никель─металлогидридные батареи то же сталкиваются с этой проблемой. Никель─металлогидридные аккумуляторные батареи имеют меньшее количество циклов заряд-разряд. Первые ухудшения их эксплуатационных характеристик наблюдаются уже после 200─300 циклов заряд-разряд. Этот тип аккумуляторов имеет больший саморазряд по сравнению с Ni─Cd батарейками (примерно в 1,5 раза).

[soc1] Не забывайте о том, что зарядное устройство для Ni─MH аккумуляторов будет без проблем работать с никель─кадмиевыми, но не наоборот.

Зарядка никель─металлогидридных аккумуляторов

Зарядка никель─металлогидридных аккумуляторов бывает капельная и быстрая. Капельная зарядка не рекомендуется производителями из-за того, что при ней возникает сложность с определением прекращения подачи тока на аккумулятор. В результате может идти сильный перезаряд и деградация аккумуляторов. Как правило, заряд Ni─MH аккумуляторов выполняется при помощи быстрого или ускоренного варианта зарядки. При этом КПД зарядки выше, чем при капельной. Ток заряда в этом случае ставится 0,5─1С.

Быстрая зарядка никель─металлогидридных аккумуляторных элементов включает в себя несколько этапов:

  • определение наличия батарейки;
  • квалификация аккумулятора;
  • предварительная зарядка;
  • переход к быстрой зарядке;
  • быстрая зарядка;
  • дозарядка;
  • поддерживающая зарядка.

В случае быстрой или ускоренной зарядки нужно иметь качественное ЗУ, которое может вести контроль окончания зарядки по нескольких независимым друг от друга критериям. В случае Ni─Cd аккумуляторов вполне достаточно контроля по дельте напряжения в конце заряда. В случае с никель─металлогидридными желательно, чтобы устройство вело контроль по температуре и её дельте, а также по общему времени заряда. Рекомендуем также прочитать статью о том, как заряжать Ni-MH аккумуляторы. [soc2]

Восстановление Ni─MH аккумуляторов

Из-за «эффект памяти» никель─металлогидридные элементы могут терять значительную часть своей ёмкости. Он проявляется меньше, чем в никель─кадмиевых, но все равно присутствует. Эффект памяти проявляется при многократных циклах неполного разряда и последующего заряда. В результате такой эксплуатации аккумулятор «запоминает» всё меньшую нижнюю границу разряда, из-за чего уменьшается ёмкость. Часть активной массы аккумуляторной батареи выпадает из процесса.

Процесс деградации Ni─MH аккумуляторов Для устранения этого эффекта рекомендуется регулярно проводить восстановление или тренировку аккумуляторов. Для этого зарядным устройством или лампочкой проводится разрядка батареи до 0,8─1 вольта, а затем полный процесс зарядки. Если аккумулятор не проходил восстановление длительное время, то рекомендуется сделать несколько таких циклов. Рекомендуемая периодичность такой тренировки – раз в месяц. Производители Ni─MH аккумуляторов заявляют, что «эффект памяти» отнимает около 5 процентов ёмкости. Восстановление такого количества ёмкости в результате тренировки вполне реально. В принципе, это можно измерить, разрядив полностью заряженный аккумулятор. Для этого нужно будет засечь время разрядки и умножить его на ток разряда. Это и будет ёмкость, которую нужно сравнить с номиналом. Некоторые устройства, например, iMAX B6, проводят измерения в автоматическом режиме.

Читайте также:  Должно ли нагреваться зарядное устройство при зарядке автомобильного аккумулятора

[soc3] Когда вы не знаете степень заряженности аккумуляторной батареи, разряжать лампочкой или другим сопротивлением его нужно под постоянным контролем напряжения. Иначе такое восстановление аккумуляторной батареи кончится её глубоким разрядом. Если вы делаете восстановление целой батареи, последовательно соединённых элементов, то сначала лучше провести их полную зарядку для выравнивания степени заряженности. Вообще, по восстановлению никель─металлогидридных аккумуляторных батарей нужно отметить следующий момент. Если батарейка уже отработала несколько лет, то подобное восстановление полным разрядом и зарядом может оказаться бесполезным. Такое восстановление полезно в качестве периодической профилактики в процессе эксплуатации батареи. Дело в том, что в процессе эксплуатации Ni─MH аккумуляторов параллельно с возникновением «эффекта памяти» происходит изменение состава и объёма электролита. Для никель─кадмиевых батарей есть примеры восстановления с помощью доливки в элементы дистиллированной воды. Об этом говорилось в статье о восстановлении и ремонте Ni─Cd аккумуляторов. Также хотелось бы отметить, что лучше всего проводить восстановление элементов по отдельности, а не всей аккумуляторной батареи целиком.

Процессы взаимодействия элементов в аккумуляторной батарее

В заключение стоит рассмотреть состояние элементов в аккумуляторной батарее. Вы, наверняка, знаете, что никель─металлогидридные аккумуляторные батареи редко используются по одному элементу. Чаще они используются в наборе какой-нибудь аккумуляторной батареи. Например, аккумулятор для шуруповёрта с рабочим напряжением 14,4 вольта может набираться из 10─12 отдельных элементов, соединяемых последовательно.

Аккумуляторная батарея шуруповёрта Bosch Разные элементы при производстве получают определённый разброс характеристик. У одних ёмкость больше, а у других меньше. В результате постоянной зарядки в связке элементы с меньшей ёмкостью постоянно перезаряжаются. Из-за этого идёт их быстрая деградация. Если же в сборке есть закороченные элементы, то из-за этого будет идти постоянный перезаряд остальных. Батарейки с меньшей ёмкостью будут деградировать и при разрядке. Они разряжаются раньше, чем остальные элементы. Дальнейшая разрядка приводит к их глубокому разряду, а иногда переполюсовке. Поэтому, ремонт аккумулятора шуруповёрта часто делается простым набором исправных элементов из основной и запасной батареи. При эксплуатации по возможности нужно стремиться к тому, чтобы степень заряженности отдельных батареек была одинаковой. Так, что при периодическом восстановлении можно проводить тренировку элементов по отдельности. Поскольку для этого требуется разбирать сборку, могут возникнуть сложности. Поэтому продвинутые зарядные устройства оснащаются режимом балансировки или выравнивания. Её можно рекомендуется проводить для новых и глубоко разряженных щелочных аккумуляторов.

[banner1] При балансировке, если аккумуляторная батарея сильно разряжена (менее 0,8 вольта), проводится зарядка до напряжения 1 вольт током 0,1*С. Далее ведётся зарядка током 0,3*С, ограниченная по времени 4─5 часов. Несколько циклов заряд-разряд рекомендуется делать в случае длительного хранения аккумулятора перед тем, как его использовать.

Опрос

Примите участие в опросе! [poll ] Если у Вас есть чем дополнить статью, а также дополнения и исправления, пишите в комментариях. Оцените материал и примите участие в опросе ниже. Это поможет нам сделать сайт лучше. Удачного восстановления Ni─MH аккумуляторов!

Источник

Как восстановить батарейку АА и ААА в походе и при ЧС

О том, как восстановить севший аккумулятор смартфона при необходимости сделать экстренный вызов, мы уже писали. Теперь давайте вспомним об обычных походных источниках питания – батарейках, ведь многие электротехнические и даже электронные устройства по-прежнему работают на них, или имеют возможность двойного применения наряду с аккумуляторами (навигаторы, тактические фонари, телефон на батарейке ). Есть несколько способов восстановить «севшую» батарейку.

Пальчиковая батарейка Duracell Quantum оснащена индикатором питания

Вариант 1. Механическое воздействие.

Этот способ знают практически все. Батарейку необходимо как следует «встряхнуть». Для этого стучим ею по твердым предметам и поверхностям до появления вмятин. Такие механические воздействия могут увеличить срок работы АКБ на срок от получаса до нескольких часов. Причем батарейкой можно стучать по бетону, или стучать по ней камнем (молотком), или даже мять ее пассатижами.

Вариант 2. Нагревание.

Восстановить заряд батарейки можно простым нагревом. Это касается как перезаряжаемых аккумуляторов, так и пальчиковых батареек. Нагрев производится тоже просто – путем помещения АКБ в горячую среду – например, на горячий камень у костра, в горячую воду или на элемент отопительной системы в квартире, доме или гостинице.

Читайте также:  Как прикурить один аккумулятор от другого

Вариант 3. Вскрытие.

Причина уменьшения заряда аккумулятора – снижение емкости электролита. Чтобы увеличить ее, необходимо проделать пару отверстий вдоль угольного стержня иглой (на глубину 60-70%) и при помощи шприца (или путем помещения в раствор) залить туда 9% уксус, воду или соляную кислоту (10% раствор). Отверстие можно залепить тем, что есть под рукой – скотчем (должен быть в любом рюкзаке и дорожной сумке!), жевательной резинкой, пластилином, глиной, хлебным мякишем, и т.п.

Все указанные выше способы могут работать по-разному. Они возвращают «жизнь» батарейке на непродолжительный, но порой критически важный для выживания срок. Время работы восстановленной батарейки зависит от многих факторов и не поддается стопроцентному прогнозу.

Ранее мы так же писали, как увеличить срок работы аккумулятора на смартфонах Андроид, а также о разных типах АКБ.

Внимание! Перед покупкой товаров или услуг внимательно читайте отзывы! — Производители могут изменять их без уведомления! — Поэтому характеристики верны на момент публикации материала (см. дату статьи).

Источник

Как восстановить аккумулятор ааа

О том, как восстановить севший аккумулятор смартфона при необходимости сделать экстренный вызов, мы уже писали. Теперь давайте вспомним об обычных походных источниках питания – батарейках, ведь многие электротехнические и даже электронные устройства по-прежнему работают на них, или имеют возможность двойного применения наряду с аккумуляторами (навигаторы, тактические фонари, телефон на батарейке ). Есть несколько способов восстановить «севшую» батарейку.

Пальчиковая батарейка Duracell Quantum оснащена индикатором питания

Вариант 1. Механическое воздействие.

Этот способ знают практически все. Батарейку необходимо как следует «встряхнуть». Для этого стучим ею по твердым предметам и поверхностям до появления вмятин. Такие механические воздействия могут увеличить срок работы АКБ на срок от получаса до нескольких часов. Причем батарейкой можно стучать по бетону, или стучать по ней камнем (молотком), или даже мять ее пассатижами.

Вариант 2. Нагревание.

Восстановить заряд батарейки можно простым нагревом. Это касается как перезаряжаемых аккумуляторов, так и пальчиковых батареек. Нагрев производится тоже просто – путем помещения АКБ в горячую среду – например, на горячий камень у костра, в горячую воду или на элемент отопительной системы в квартире, доме или гостинице.

Вариант 3. Вскрытие.

Причина уменьшения заряда аккумулятора – снижение емкости электролита. Чтобы увеличить ее, необходимо проделать пару отверстий вдоль угольного стержня иглой (на глубину 60-70%) и при помощи шприца (или путем помещения в раствор) залить туда 9% уксус, воду или соляную кислоту (10% раствор). Отверстие можно залепить тем, что есть под рукой – скотчем (должен быть в любом рюкзаке и дорожной сумке!), жевательной резинкой, пластилином, глиной, хлебным мякишем, и т.п.

Все указанные выше способы могут работать по-разному. Они возвращают «жизнь» батарейке на непродолжительный, но порой критически важный для выживания срок. Время работы восстановленной батарейки зависит от многих факторов и не поддается стопроцентному прогнозу.

Ранее мы так же писали, как увеличить срок работы аккумулятора на смартфонах Андроид, а также о разных типах АКБ.

Внимание! Перед покупкой товаров или услуг внимательно читайте отзывы! — Производители могут изменять их без уведомления! — Поэтому характеристики верны на момент публикации материала (см. дату статьи).

Источник

Простые способы восстановить NiMH аккумулятор

Как восстановить ni mh аккумулятор

Элементы с высокой энергоемкостью, которые не боятся холода, — вот как позиционируются NiMH аккумуляторы. Эти батареи, по заверениям производителей, лишены недостатков кадмиевых аналогов. Производство и переработка таких аккумуляторов происходит значительно проще. Однако некоторые минусы у них все-таки есть. Вот почему важно знать, как восстановить NiMH аккумулятор.

  1. Проблемы подобных батарей
  2. Правила восстановления АКБ
  3. Эффективность процедуры
  4. Опыт автолюбителей
Читайте также:  Индикатор заряженности аккумулятора своими руками

Проблемы подобных батарей

Есть несколько причин, по которым этот тип АКБ невозможно назвать идеальным. Их немного, но они существенные:

  1. Так называемый эффект памяти никуда не делся.
  2. Для зарядки нужны продвинутые устройства.
  3. Высокая чувствительность к режимам разрядки и зарядки.
  4. Наконец, необходимо периодически производить восстановление NiMH аккумуляторов, ведь это поможет продлить срок службы устройства.

Кроме того, эти аккумуляторы дороже, чем кадмиевые. Впрочем, этот минус со временем исчезнет, чего нельзя сказать о меньшем числе циклов заряд-разряд.

Сразу после 200 циклов уже могут наблюдаться ухудшения в их работе. К тому же саморазряд превышает оный у кадмиевых в 1,5 раза.

Правила восстановления АКБ

Восстановление ni mh аккумуляторов

Поскольку память у этих элементов теряется, они могут в значительной степени потерять емкость. Да, это не столь серьезная проблема, как на кадмиевых аккумуляторах, однако она дает о себе знать.

Данный эффект проявляется в случае, если аккумулятор много раз не полностью заряжался. Таким образом и происходит запоминание новой границы заряда, и емкость сокращается. Естественно, это уменьшает потенциал батареи, ее эффективность.

Однако восстановление никель-металл-гидридных аккумуляторов помогает обеспечить полную реализацию потенциала подобных батарей.

Для этого нужно:

Восстановление никель металлогидридных аккумуляторов

  1. Лампочкой или зарядным устройством разрядить батарею до диапазона от 0,8 Вольта до 1 Вольта.
  2. Произвести полный процесс зарядки.
  3. В случае если восстановление не производилось долгий период времени, стоит сделать несколько циклов.

Рекомендуется производить этот процесс один раз в течение месяца.

Обычно емкость сокращается не более чем на 5%. В таком случае восстановление NiMH аккумуляторов — вполне оправданный процесс. Главное — использовать зарядное устройство, обладающее контролем по минимальному напряжению, чтобы разряд не был глубоким. Правильно производить этот процесс с каждым элементом батареи по отдельности.

Эффективность процедуры

Восстановление металлогидридных аккумуляторов

Если аккумулятор отработал уже несколько лет, то данная процедура может оказаться бесполезной. Восстановление металлогидридных аккумуляторов помогает, скорее, не как универсальное решение проблемы, а как постоянная ее профилактика, длящаяся на протяжении всего процесса эксплуатации.

Восстановить NiMH аккумулятор самостоятельно не составит труда. Главное — не забывать о том, что зарядное устройство должно иметь контроль по минимальному напряжению. Не следует производить одновременное восстановление аккумулятора целиком.

Опыт автолюбителей

При восстановлении лучше повторяйте несколько циклов заряда и разряда, даже если выполняли эту процедуру совсем недавно. Только так можно добиться гарантированного результата. Но ни в коем случае не допускайте полного разряда. Это не только сделает операцию бессмысленной, но может также испортить батарею.

Не забывайте про контроль по минимальному напряжению, иначе можно испортить устройство. Однажды я так потерял почти новую аккумуляторную батарею, ей было всего три года. Пришлось брать новую, теперь никогда не допускаю подобных оплошностей. Отказываться от этой процедуры все равно не стоит, ведь если пренебрегать ей, то это сильно скажется на продолжительности службы АКБ.

Когда друзья просили помочь с их автомобилями из-за проблем с АКБ, всегда начинал ремонт с восстановления батареи. Кому-то это помогает, другим — нет. Чтобы устройство прослужило больше семи лет, нужно всегда за ним ухаживать, а не только при возникновении трудностей. Как минимум надо проверять, что параметры исходящего тогда не поменялись.

Несколько лет пользовался батареей и ничего с ней не делал. Когда автомобиль стал плохо заводиться, понял, что проблема вызвана нарушением функциональности АКБ. Неоднократно проводил восстановление, но ситуация не изменилась. Более опытный друг пояснил, что это связано с неправильной эксплуатацией — батарею нужно было регулярно тренировать, тогда бы такого не случилось. Еще полгода катался с ней, а потом купил новую.

Если вовремя проводить тренировку, то никаких особых проблем не будет. Надо просто бережно ухаживать за устройством и следить за изменение параметров, своевременно измерять плотность. А также лучше не допускать полного разряда батареи. Хотя состав NiMH нормально переносит подобные ситуации, будет лучше, если удастся их избежать.

Источник