Меню

Как провести цикл заряда разряда аккумулятора



Устройство автомобилей

Циклы зарядки и разрядки аккумулятора

Цикл зарядка-разрядка и определение фактической емкости аккумулятора

Фактическая емкость аккумуляторной батареи определяется с использованием, так называемого контрольного цикла зарядка-разрядка. Выполняется цикл в следующей последовательности.
Вначале производится зарядка аккумуляторной батареи током, равным 5 % номинальной емкости батареи. Затем с помощью специального прибора или реостата с амперметром аккумуляторную батарею разряжают током силой 5 % емкости до напряжения 10,2. 10,3 В.

Фактическая емкость (СФ) аккумуляторной батареи равна произведению времени разрядки на величину тока разрядки и может быть определена по формуле:

где:
tр – время разрядки аккумуляторной батареи;
Сном – номинальная (паспортная) емкость аккумуляторной батареи.

циклы зарядки и разрядки аккумуляторной батареи

Пример:
Аккумуляторная батарея 6СТ-90 имеет емкость 90 А×ч, следовательно, ток ее разряда должен составлять 9 А. В результате контрольного цикла разрядки установлено, что аккумулятор разрядился за 6 часов.
Из этого следует, что реальная (фактическая) емкость аккумулятора
СФ = 9×6 = 54 А×ч,
т. е. значительно меньше номинальной (паспортной) емкости.

При повторе цикла разрядка-зарядка по описанной выше схеме фактическая емкость батареи в большинстве случаев постепенно увеличивается и может составить 90 % номинальной после 3. 4 циклов. Поэтому не следует спешить с утилизацией старой аккумуляторной батареи без оценки ее реального состояния при помощи описанных циклов заряда-разряда.
Если измеренная емкость аккумуляторной батареи меньше 40 % от номинальной емкости, то она, вероятнее всего, подлежит замене, а если больше, то после 2…4 циклов зарядки-разрядки ее можно установить на автомобиль для дальнейшей эксплуатации.

При определении технического состояния аккумуляторной батареи обычно ограничиваются определением степени ее заряженности по изменению плотности электролита для определения необходимости в подзарядке.
На практике чаще всего исправность аккумуляторной батареи и ее пригодность к дальнейшей эксплуатации определяют исходя из возможности надлежащего пуска двигателя и ее нормальной зарядки.

Восстановительный цикл зарядка-разрядка

Восстановительный цикл зарядка-разрядка проводится для восстановления емкости аккумуляторной батареи, снизившейся в результате сульфатации ее пластин или загрязненности электролита. Цикл технологически аналогичен описанному выше тренировочному циклу зарядки-разрядки, но при восстановлении применяется поэтапная замена электролита с промывкой бака и блоков пластин дистиллированной водой.
Восстановительная зарядка занимает значительно больше времени, поскольку заряд осуществляется слабым током (примерно 2 % номинальной емкости аккумулятора).

циклы зарядки и разрядки аккумулятора

Для проведения восстановительного цикла зарядка-разрядка аккумуляторную батарею разряжают током, равным 10 %-й емкости до 10,2 В. После этого сливают старый электролит, промывают батарею дистиллированной водой и заливают электролит пониженной емкости (1,1 г/см 3 ). Затем заряжают аккумуляторную батарею малым током, равным 2% емкости до появления признаков окончания зарядки (стабилизация плотности электролита и ЭДС, выделение газов – «кипение» электролита).

По окончании зарядки сливают из аккумуляторной батареи электролит пониженной плотности, заливают электролит нормальной плотности и полностью заряжают ее током, равным 5% емкости батареи.

Для полного слива электролита или промывочной дистиллированной воды аккумуляторную батарею аккуратно переворачивают вниз отверстиями и выдерживают так в течение 5…10 минут.
Желательно большую часть содержимого бака батареи откачать при помощи резиновой груши, а остатки слить описанным выше способом. Не следует при сливе взбалтывать содержимое – мусор, застрявший между пластинами батареи существенно снизит ее реальную емкость.

Перед восстановительным циклом целесообразно выполнить контрольную зарядку-разрядку, оценив при этом фактическую емкость аккумуляторной батареи. Это позволит определить техническое состояние аккумуляторной батареи и избежать потери времени на длительную восстановительную зарядку в случае непригодности батареи – если фактическая емкость менее 40 % восстановительный цикл будет бесполезен. В большинстве таких случаев аккумуляторная батарея выбраковывается, поскольку ее ремонт или невозможен, или нецелесообразен.

Не следует забывать, что при зарядке аккумуляторной батареи происходит выделение вредных для здоровья и взрывоопасных газов , поэтому зарядку следует проводить в отдельном хорошо проветриваемом помещении, не допускать поблизости появления открытого огня и искр.

Источник

Проведение КТЦ кислотного аккумулятора в домашних условиях

Ктц аккумулятора

Аккумулятор — важная часть системы зажигания автомобиля. Однако со временем ёмкость его падает, и рано или поздно настаёт момент, когда батарея наотрез отказывается крутить стартер. Однако не стоит спешить выбрасывать старую АКБ. Вернуть её к жизни можно с помощью контрольно-тренировочного цикла — КТЦ аккумулятора.

Почему разряжается батарея

Каждый аккумулятор имеет определённую ёмкость, которая измеряется в ампер-часах. То есть, если на АКБ написано, что её ёмкость 65 А*ч, это значит, батарея способна выдавать ток силой 1 ампер в течение 65 часов. Однако на деле все далеко не так. Аккумулятор разряжается при пуске двигателя и работе электроприборов, а заряжается от автомобильного генератора.

Этот цикл никогда не бывает полным, поэтому со временем батарея «привыкает» расходовать не все электричество, аккумулированное в ней, а только его часть.

На уменьшение ёмкости могут влиять и другие факторы. Среди них:

Ктц аккумулятора в домашних условиях

  • Механические повреждения. Плохо закреплённая батарея может треснуть, из-за этого часть электролита вытекает наружу. Из-за сильного разряда происходит замыкание пластин внутри АКБ, и она перестает работать.
  • Неисправность электрооборудования. Слишком большой ток, вырабатываемый генератором, будет приводить к постоянному «закипанию» АКБ. Слишком низкий не будет успевать заряжать её полностью.
  • Сульфатация. Внутри аккумулятора находятся свинцовые пластины, которые под действием кислоты, содержащейся в электролите, начинают покрываться белым налётом — сульфатом свинца. Если этот процесс запустить, АКБ полностью перестанет работать.
  • Городская эксплуатация без дополнительной подзарядки. Частый пуск двигателя, большое количество включённых потребителей электричества при езде в городском цикле не дают аккумулятору заряжаться полностью. Если время от времени его не подзаряжать дополнительно, он быстро выйдет из строя.
  • Пониженная температура. Каждый градус ниже чем +20 по Цельсию — это минус 1% от ёмкости аккумулятора. Если на улице -30, это значит, что АКБ может работать только «наполовину» своей номинальной мощности. Если батарея старая частично разряжена — и того меньше.

Из-за этих причин нужно периодически проводить осмотр АКБ. Важно проверить как состояние самой батареи, так и токопроводящих клемм. Их нужно регулярно очищать от окислов и смазывать специальной смазкой.

Зачем тренировать аккумулятор

Контрольно тренировочный цикл аккумулятора

Аккумулятор нужно регулярно диагностировать: проверять его внешнее состояние, напряжение, которое он выдаёт, уровень электролита в нём. Обычно такую проверку совмещают с проведением сезонного техосмотра. Если аккумулятор плохо заряжается и быстро садится — это первый признак того, что пора провести контрольно-тренировочный цикл. В домашних условиях КТЦ аккумулятора можно провести в любом помещении, где есть вытяжка. Контрольно-тренировочный цикл кислотных аккумуляторов можно делать и в гараже, но обязательно на снятой и отключённой от всех потребителей батарее.

Проведение КТЦ аккумуляторных батарей можно поручить и специалистам. Однако эта процедура совсем несложна, и вполне по силам сделать её самостоятельно. Для этого потребуются:

  • зарядное устройство;
  • два провода;
  • вольтметр;
  • реостат или лампочка подходящей мощности;
  • часы, чтобы засечь время.

Нужно помнить, что при зарядке батарей выделяется водород, поэтому помещение, в котором проводятся работы с АКБ, должно быть хорошо проветриваемым.

Стоит воздержаться от курения и пользования открытым огнём. Аккумуляторный электролит — сильная кислота, и при работе с ним нужно предпринимать все необходимые меры для защиты кожи, глаз и органов дыхания.

Порядок проведения КТЦ

Ктц аккумуляторных батарей

Контрольно-тренировочный цикл аккумуляторных батарей начинается с зарядки. Батарею следует зарядить полностью с помощью зарядного устройства. После этого нужно проверить плотность электролита с помощью ареометра. Нормальное его значение находится в пределах 1,27 — 1,28. Если плотность больше нормы — долить дистиллированной воды. Уровень электролита должен быть на 10−15 мм выше уровня пластин. Если плотность ниже нормы, электролит лучше заменить на новый.

Следующим этапом КТЦ АКБ является её полная разрядка. Производится она так называемым десятичасовым током. Его величина определяется как 10% от номинальной ёмкости батареи. Если на батарее указана ёмкость, например, 55 А*ч, то разряжать её нужно током 55/10 =5,5 ампер. Для того чтобы точно отрегулировать значение тока, в цепь необходимо включить реостат. Однако за неимением его можно воспользоваться автомобильной лампочкой, подходящей по мощности. 5,5А*12В=66 Вт.

Лампочка подключается к АКБ в качестве нагрузки, параллельно подсоединяется вольтметр. Уровень разряда следует постоянно контролировать, чтобы не разрядить батарею «в ноль». Слишком сильный разряд некоторые батареи могут не перенести. Аккумулятор разряжается до тех пор, пока напряжение на клеммах не составит 10,3 В. Ниже разряжать нельзя.

Такой показатель моделирует полностью разряженную батарею. Теперь становится понятной её реальная ёмкость. Если с момента начала разрядки прошло, к примеру, 7,5 часов, значит, её реальная ёмкость 7,5ч*5,5А=41,25 А*ч. Таким образом, от номинальной ёмкости аккумулятора в 55 А*ч осталось только 75%.

Последним этапом КТЦ АКБ автомобиля будет его повторная полная зарядка. Ни в коем случае нельзя оставлять батарею в разряженном состоянии, это приведёт к выходу её из строя. Рекомендуется проводить не один такой цикл, а два или три.

Такая процедура позволит восстановить ёмкость аккумуляторной батареи до 90% от номинальной.

Источник

Как провести цикл заряда разряда аккумулятора

Аккумуляторная батарея является важным компонентом любого современного автомобиля. С её помощью запускается двигатель, плюс можно включать разных потребителей, не заводя мотор. Тем самым питание поступает не от генератора, а от АКБ.

Аккумуляторная батарея в автомобиле

Но с течением времени ёмкость батареи может падать. И в какой-то момент при повороте ключа в замке зажигания ничего не происходит. Да, специалисты в автосервисе скажут, что аккумулятору пришёл конец, срок его службы закончился, и лучше приобрести новый. Причём наверняка вам подскажут, где и какой покупать.

Но не стоит делать поспешные выводы. Такая процедура как КТЦ часто позволяет реанимировать батарею. Это не 100% гарантия возвращения полной работоспособности, но отличный способ сэкономить на покупке новой АКБ. Как минимум стоит попробовать.

  1. Почему падает заряд
  2. Понятие о КТЦ
  3. Зачем нужны тренировки
  4. Последовательность процедуры КТЦ
  5. Предварительный этап
  6. Разряд
  7. Повторный заряд

Почему падает заряд

У всех АКБ есть определённая ёмкость, прописанная в Ач. На легковых авто чаще всего встречаются батареи на 60-80 Ач. То есть при 60 Ач устройство может в течение 60 часов выдавать ток, сила которого составит 1 Ампер. Но это в теории.

На практике всё иначе. Как только происходит запуск мотора, заряд сильно падает. Но он компенсируется за счёт работы генератора. Не все водители ездят много и часто, а потому генератор попросту не успевает восполнить весь заряд. Доказано, что в большинстве случаев авто эксплуатируются с постоянным недозарядом.

Ёмкость может уменьшаться под воздействием разных факторов:

  • плохое крепление, механические повреждения;
  • проблемы в электрооборудовании;
  • нарушение целостности электропроводки;
  • процессы сульфатации;
  • езда по городу короткими поездками;
  • низкая температура окружающей среды и пр.

Поскольку большинство водителей ездят именно в таких условиях, периодически проверять состояние и заряд АКБ нужно обязательно.

Понятие о КТЦ

Теперь следует детальнее разобраться с контрольно-тренировочным циклом для АКБ, поскольку далеко не все понимают, что это такое и для чего проводится.

Используемые на автомобилях аккумуляторные батареи являются свинцово-кислотными. Они отличаются между собой конструктивными особенностями, применяемыми добавками, консистенцией используемого электролита. Поэтому различают AGM батареи, гелевые, кальциевые и пр.

Читайте также:  Как зарядить внешний аккумулятор power bank от сети

Срок службы АКБ обычно указан производителем на корпусе устройства. При этом часто можно увидеть цифры в пределах 5-10 лет. Такой период кажется вполне приемлемым, поскольку перспектива менять батареи раз в 7-8 лет радует. Но заявленные сроки редко совпадают с реальными. Это обусловлено тяжёлыми условиями работы, езда с постоянным недозарядом. Этим страдают машины, эксплуатируемые в городе и проезжающие короткие дистанции. Добавьте сюда низкие температуры и халатное отношение.

Чтобы минимизировать денежные затраты на покупку новой батареи, следует сделать всё возможное для продления срока службы имеющегося аккумулятора. Для этого и предусмотрена такая процедура как КТЦ.

Контрольно-тренировочным циклом называют процедуру, которая проводится для восстановления разряженных и старых АКБ. Её смысл заключается в полном разряде и последующем заряде устройства.

КТЦ позволяет частично восстановить характеристики, улучшить работоспособность аккумулятора. На прежние 100% эффективности, как было при покупке, рассчитывать не стоит. Но дополнительные 2-3 года АКБ точно послужит.

Тренировочный цикл АКБ

Рекомендуемая периодичность КТЦ составляет 2 раза в год.

Зачем нужны тренировки

Не все до конца понимают, для чего проводится подобная тренировка старого или севшего автомобильного аккумулятора.

Можно выделить несколько основных причин:

  • желание отложить покупку новой дорогостоящей батареи;
  • увеличение срока службы используемой АКБ;
  • реанимация аккумулятора, о котором забыли и нашли его через долгое время;
  • восстановление характеристик уже давно эксплуатируемой батареи.

В некоторых случаях, когда батарея пролежала пару лет в гараже либо её просто забыли снять с машины, оставив на длительное хранение без скинутых клемм, удаётся восстановить АКБ, которая кажется уже приговорённой к утилизации.

Правильно проведённая тренировка старого автомобильного разряженного аккумулятора, когда выполняется заряд-разряд, позволяет сэкономить деньги автовладельцу. Плюс АКБ несколько восстановит свои характеристики, а потому двигатель будет запускаться легче даже при сильных морозах.

Последовательность процедуры КТЦ

Многие занимаются проведением КТЦ старых аккумуляторов в домашних условиях и успешно выполняют поставленные задачи.

Чтобы выполнить такую процедуру, потребуется подготовить:

  • зарядное устройство;
  • ареометр;
  • нагрузку нужной величины;
  • мультиметр.

Самостоятельная зарядка собственного автомобильного аккумулятора методом КТЦ довольно часто даёт положительный результат. Но для этого важно чётко соблюдать инструкции и придерживаться заданной последовательности.

Чтобы выполнить тренировочный цикл, то есть заряд-разряд изношенных аккумуляторов, следует обучиться работе с мультиметром.

Сама процедура включает в себя 3 этапа:

  • предварительная зарядка;
  • контрольный разряд;
  • заряд.

Тут важно выполнить грамотно каждый этап. Если при обычном обслуживании требуется лишь разряжать батарею, то при КТЦ аккумулятора необходимо знать, до какого напряжения это делать и когда приступать к обратному действию.

Проводятся предварительные расчёты для конкретной АКБ, чтобы определить точную нагрузку.

Зарядка АКБ машины

Предварительный этап

Если вникнуть в суть и изучить все детали, то схема проведения КТЦ автомобильного аккумулятора не покажется такой уж сложной. Поэтому многие успешно делают это своими руками.

При наличии заводского зарядного устройства хорошего качества никаких проблем не возникнет. Достаточно соединить АКБ с зарядным устройством и дождаться завершения процесса.

То, до какого напряжения потребуется проводить КТЦ, зависит от конкретного аккумулятора и условий выполнения цикла. Поэтому изучите его технические характеристики.

Заряд проводится по плотности находящегося внутри электролита и по напряжению. Выполняя предварительный заряд АКБ, ориентируйтесь на следующие значения:

  • Напряжение 12,72 В соответствует плотности 1,28 и говорит о 100% заряде.
  • Напряжение 12,5 В говорит, что плотность 1,24, а заряд 75%.
  • При 12,35 В плотность будет 1,2. При этом АКБ заряжена на 50%.
  • Если 12,1 В, то плотность низкая, всего 1,16, а заряд лишь 25%.

Эти параметры, как и применение специальных формул, будут актуальными при использовании упрощённой версии зарядного устройства. Важно рассчитать точное время.

К примеру, замер плотности аэрометром показал 1,16 г/см3. То есть заряд тут 25%, а его потеря соответственно 75%. Сама батарея имеет ёмкость 60 Ач.

Для расчёта потери ёмкость следует 60 Ач умножить на 75% и поделить на 100%. Получаем 45 Ач.

Напряжение зарядного тока должно всегда составлять не более 10% от ёмкости АКБ.

Если у вас 60 Ач, то зарядный ток составит 6 А.

В итоге легко рассчитать время, необходимое для заряда. Для этого есть формула: 2 умножить на потерю ёмкости и разделить на зарядный ток.

В рассматриваемом случае это 2*45/6. Итого 15 часов для заряда.

Но расчёт примерный, поскольку всё равно требуется постоянно следить за параметрами плотности и напряжения. Как только они достигнут 1,27 г/см3 и 12,7 В соответственно, заряд будет завершён.

Как провести предварительный заряд АКБ, уже разобрались.

Разряд

Далее о том, как правильно и самостоятельно провести КТЦ для своего аккумулятора. Нужно переходить на второй этап. Теперь правильно разряжаем АКБ.

Как ни странно, но для восстановления работоспособности батареи после её заряда нужно снова полностью посадить. Только процесс разряда должен строго контролироваться.

При разряде АКБ, будь он типа АГМ, популярный гелевый, кальциевый или классический свинцово-кислотный, требуется создать электроцепь, в которой будет подключен потребитель тока, вольтметр и амперметр.

Разрядка батареи выполняется током 10-часового режима. Его величина составляет в пределах от 9 до 10 от ёмкости АКБ.

Здесь стоит заглянуть в руководство по эксплуатации либо ориентироваться по специальным таблицам. Приведём несколько примеров:

  • для АКБ с 6 банками на 50 Ач разрядный ток будет 4,5 А;
  • при 6 банках, но 60 Ач, это 5,4 А;
  • если банок 12, а ёмкость 70, тогда используется 7 А;
  • при 90 Ач нужен ток разряда 8,1 А.

Разряд АКБ с помощью лампы

Разряд выполняется соответствующей и правильно подобранной нагрузкой. Для стандартных автомобильных АКБ, ёмкость которых составляет 60 Ач, достаточно взять лампочку на 65 Вт. Рассчитать нагрузку можно по формуле, умножив разрядный ток на напряжение, составляющее 12 В.

Имея все необходимые инструменты для КТЦ АКБ, можно приступать к разряду. Параллельно важно обеспечить такие условия:

  • температура электролита при старте разряда в диапазоне от 18 до 27 градусов;
  • проверка температуры и напряжения проводится перед началом процесса, а затем повторяется с интервалом 2 часа;
  • при падении напряжения до 1,85 В проверка делается каждые 15 мин.;
  • при снижении напряжения до 1,75 В параметры контролируются постоянно;
  • на значении 1,7 В разряд прекращается, нагрузка отключается.

Ни в коем случае не оставляйте АКБ разряженной. Нужно сразу же приступать к повторному заряду.

Иначе реанимировать батарею уже вряд ли получится.

Повторный заряд

Теперь просто заряжаем ранее разряженную батарею. Здесь процедура ничем не отличается от первого контрольного заряда.

Но в зависимости от того, находится в вашем распоряжении обслуживаемый или необслуживаемый аккумулятор, при контроле рабочих параметров могут возникнуть трудности. Потому лучше всего проводить заряд именно специальными, заводскими зарядными устройства с системой автоотключения.

Для обеспечения лучшего качества КТЦ процедуру заряд-разряд-заряд рекомендуется повторить 2-3 раза.

По завершению тренировки очищаются клеммы, удаляются следы электролита при их наличии.

КТЦ требует к себе повышенного внимания. На эту процедуру обычно уходит 2 дня. При этом оставлять батарею на длительное время без присмотра категорически запрещено.

Источник

Как восстановить аккумулятор контрольно — тренировочным циклом

Многие автовладельцы делятся историями о том, что аккумулятор эксплуатировался недолго, но автомобиль удаётся запустить с большим трудом. Выясняя, в чём причина, обнаруживается, что электрооборудование исправно, реле — регулятор срабатывает вовремя, и работа генератора также не вызывает нареканий. Но при этом аккумулятор совершенно не принимает заряд.

Обратившись в любой автосервис, получим совет — не искать причины такого поведения АКБ а просто заменить батарею на новую. Но не всегда стоит следовать этому совету и тратить деньги. Стоит попробовать разобраться в проблеме и добиться того, чтобы батарея начала принимать заряд.

Что такое КТЦ?

Автомобильный свинцово-кислотный аккумулятор для автомобиля не вечен, срок его использования составляет примерно от 5 до 7 лет, как указывает производитель. Но в реальности на подобный срок не приходится рассчитывать, ведь режимы работы далеки от идеальных.

Низкие температуры и короткие поездки в городском режиме езды не лучшим образом сказываются на работоспособности АКБ, а если владелец халатно относится к эксплуатации аккумулятора, то онизживает себя гораздо раньше. Но порой случается так, что батарея даже при правильном обслуживании выходит из строя.

Чтобы уберечь себя от лишних денежных трат на новый аккумулятор, достаточно дважды в год проводить простой процесс — тренировку автомобильного АКБ.

Контрольно-тренировочный цикл АКБ (КТЦ) — это технологическая процедура, проводимая для восстановления аккумуляторов, полностью разряженных или находящихся в долгой эксплуатации. Благодаря этому циклу возможно не только выявить срок работы батареи и возможность для дальнейшего использования, но и повысить характеристики уставшего АКБ, и частично восстановить его. Провести КТЦ можно собственными силами.

Для тренировки аккумулятора понадобится приготовить инструмент:

  1. Устройство для заряда;
  2. Ареометр для определения плотности электролита;
  3. Понадобится нагрузка конкретной величины;
  4. Мультиметр для измерения силы тока и напряжения.

Как правильно разрядить и зарядить аккумулятор

Чтобы произвести контрольно-тренировочный цикл правильно, важно следовать инструкции по выполнению операции.

Цикл тренировки состоит из нескольких этапов:

  1. Предварительный заряд АКБ;
  2. Контрольный разряд;
  3. Окончательный заряд.

Каждый этап требуется выполнять со всей возможной точностью и качеством. Прежде чем начать работу обязательно выполните все необходимые расчёты, исходя из характеристик конкретно вашей батареи. Для проведения контрольного разряда, потребуется нагрузка определённой, конкретной величины.

Предварительный заряд АКБ

Если использовать рыночное зарядное устройство для аккумулятора, то процедура получится достаточно простой. Понадобится лишь подключить аккумулятор к зарядке и ждать окончания процесса. Но даже в этом случае, после зарядки необходимо провести замер аккумулятора ареометром, чтобы убедиться в полном заряде батареи, и выровнять, если это нужно, уровень и плотность во всех банках.

Если зарядка упрощённая, то придётся применить расчёты по формуле, хотя и в этом случае особой сложности в зарядке АКБ не возникнет. Ареометром измеряется исходная плотность электролита, учитывая заданную ёмкость батареи, рассчитывается потеря ёмкости. Узнать, на сколько процентов заряжен АКБ, можно по таблице.

Таблица заряда АКБ по плотности электролита и напряжению

«>Напряжение, В «>Плотность электролита «>Заряд, %
«>12,72 «>1,28 «>100
«>12,5 «>1,24 «>75
«>12,35 «>1,2 «>50
«>12,1 «>1,16 «>25

Например, плотность — 1,16 г/см 3 , это означает, что батарея заряжена на одну четверть. Учитывая ёмкость АКБ (к примеру, 60Ah), можно вычислить потерю ёмкости по следующей формуле:

Ёмкость АКБ умноженная на заряд (в %) и вместе, делённое на 100%

60Ah * 75% / 100% = 45 Ah

Напряжение тока заряда должно составлять 1/10 от ёмкости батареи. Чтобы вычислить время, необходимое для полного заряда аккумулятора, нужно воспользоваться формулой:

2*потеря ёмкости/зарядный ток=время заряда

Зарядный ток при 60Ah=6A.

Расчёт по формуле с учётом всех параметров получается следующий:

t = 2 * 45Ah / 6A = 15h(часов)

Следует помнить, что время по расчётам может несколько отличаться от времени по факту, поэтому дополнительно проверьте напряжение и плотность, показатели в 1,27- 1,28 г/см 3 и напряжение в 12,7вольт, и означают окончание заряда.

Правильно разряжаем АКБ

Чтобы восстановить функционирование аккумулятора, нужно, как это ни парадоксально, полностью разрядить АКБ. Однако разряд должен быть контролируемым, и производиться строго определённой силой тока.

Необходимо создать электрическую цепь из потребителя электрического тока(строго определённой ёмкости) а так же вольтметра и амперметра. Разряжать АКБ необходимо током так называемого 10-часового режима, величина которого составляет 9% — 10% от емкости АКБ.

Важно отметить, что разряд АКБ производится в зависимости от типа батареи. По типу батареи выбирается и величина тока при КТЦ.

Чтобы правильно выбрать данную величину, можете ориентироваться на таблицу:

«>Тип батареи «>Разрядный ток, Ампер «>Тип батареи «>Разрядный ток, Ампер
«>6СТ — 140Р » data-sheets-numberformat=»<"1":5,"2":"d.m","3":1>«>12.6 «>6СТ — 190 «>17.0
«>6СТ — 45 » data-sheets-numberformat=»<"1":5,"2":"d.m","3":1>«>4.2 «>6СТЭН — 140М » data-sheets-numberformat=»<"1":5,"2":"d.m","3":1>«>12.6
«>6СТ — 50 » data-sheets-numberformat=»<"1":5,"2":"d.m","3":1>«>4.5 «>3МТ — 12 » data-sheets-numberformat=»<"1":5,"2":"d.m","3":1>«>1.2
«>6СТ — 55 «>5.0 «>3МТ — 8 «>0.7
«>6СТ — 60 » data-sheets-numberformat=»<"1":5,"2":"d.m","3":1>«>5.4 «>6МТС — 9 «>0.8
«>6СТ — 75 » data-sheets-numberformat=»<"1":5,"2":"d.m","3":1>«>6.8 «>6МТС — 22 «>2.0
«>6СТ — 82 » data-sheets-numberformat=»<"1":5,"2":"d.m","3":1>«>7.5 «>12СТ — 85Р «>8.0
«>6СТ — 90 » data-sheets-numberformat=»<"1":5,"2":"d.m","3":1>«>8.1 «>12СТ — 70М «>7.0
«>6СТ — 105 » data-sheets-numberformat=»<"1":5,"2":"d.m","3":1>«>9.5 «>12СТ — 70 «>7.0
«>6СТ — 132 «>12.0 «>3СТ — 150 » data-sheets-numberformat=»<"1":5,"2":"d.m","3":1>«>13.5
«>6СТ — 182 » data-sheets-numberformat=»<"1":5,"2":"d.m","3":1>«>16.5 «>3СТ — 215 » data-sheets-numberformat=»<"1":5,"2":"d.m","3":1>«>19.5

Первая цифра в маркировке означает количество банок аккумулятора, СТ — значит стартерная а цифры обозначают номинальную ёмкость АКБ. Нас интересуют стандартные автомобильные аккумуляторы, начинающиеся на: 6СТ- …

В случае с аккумулятором в 60 — это 5.4 ампера. Можно просто приобрести обычную автомобильную лампочку максимально приближенную по мощности.

  • Подобрать можно, рассчитав необходимую характеристику лампы по формуле: P = I * U

где: P – мощность измеряемая в Вт, U напряжение(12 Вольт), а I — необходимая для нас сила тока.

  • Подставляя все значения, находим: 5.4 A * 12v = 64.8 Вт.

Иными словами для проведения КТЦ, аккумулятору в 60 Ah, потребуется лампочка в 65 ватт.

При выполнении разряда обязательно следите за состоянием аккумулятора!

  1. Температура электролита в начале операции должна быть от 18 до 27 °C. При разряде батареи нужно тщательно следить за постоянством тока.
  2. Напряжение и температура измеряются перед установкой батареи на разрядку, затем замеряются через каждые 2 часа.
  3. Когда напряжение упадёт до 1,85 В, замеры делают каждые 15 минут.
  4. Как только напряжение понизится до 1,75 В, процесс разряда нужно контролировать непрерывно.
  5. При напряжении в 1,7 В разряд следует закончить.

Если время разряда аккумулятора значительно уменьшилось, это значит, что параметры батареи заметно ухудшились. Батарея будет работать, но в соответствии с оставшейся ёмкостью.

Чтобы рассчитать остаточную ёмкость АКБ, можно воспользоваться формулой:

Q=величина тока * разряд (в часах)

К примеру, паспортная ёмкость составляет 60 Ah, а на его разряд током 5,4 ампер, ушло 6 часов. То количество остаточной ёмкости можно вычислить просто перемножив по формуле:

Q = 5,4 * 6 = 32.4 Ah.

Полученная реальная ёмкость намного меньше указанной в паспорте аккумулятора, что говорит о том, что такой аккумулятор постепенно выходит из строя.

Важно! При контрольном разряде следует обязательно засекать время начала и окончания, записывать начальную и конечную температуру.

После завершения этого этапа необходимо приступать к окончательному заряду как можно скорее, иначе ёмкость аккумулятора значительно снизится. Нельзя оставлять АКБ в разряженном состоянии!

Заряжаем разряженную батарею

Окончательный заряд батареи не отличается от предварительного полного заряда. Полезно выполнить весь цикл контрольной тренировки раза два или три. После окончания всего процесса нужно тщательно очистить клеммы аккумулятора, стереть остатки электролита.

Контрольно-тренировочный цикл позволит полностью зарядить аккумулятор, восстановить его работоспособность, а также узнать, в каком состоянии он вообще находится. Проводившие КТЦ автолюбители делятся опытом, что на полный цикл этого процесса уходит около двух дней. А также предупреждают, что оставлять АКБ во время процедуры заряда или разряда категорически нельзя.

Не известно, что может произойти с батареей без присмотра, и велика вероятность, что вместо положительного результата аккумулятор будет испорчен. Кроме того, не рекомендуется сильно разряжать АКБ или заряжать его током под высоким напряжением во избежании кипения. Неосмотрительное отношение приведёт к печальным последствиям.

Важно! Если нет уверенности в собственных силах, лучше доверить работу с аккумулятором специалистам в автосервисе.

Заключение

Проведение контрольно-тренировочного цикла АКБ довольно ювелирный процесс, для него требуется тщательность и предельная внимательность, однако эффективность КТЦ неоднократно доказана большим количеством автолюбителей. Если подойти к данной операции ответственно и соблюдать все правила, а также провести её несколько раз, то старым аккумуляторам можно дать новую жизнь, и утилизировать их не придётся.

Источник

Делаем КТЦ автомобильного аккумулятора самостоятельно

Контрольно-тренировочный цикл аккумулятора Обслуживание автомобильного аккумулятора Аккумуляторная батарея в автомобиле

Но не спешите слепо следовать таким советам. Если батарея не желает принимать заряд, можно попробовать научить её этому, выполнив особую тренировку, именуемую КТЦ.

Почему падает заряд

У всех АКБ есть определённая ёмкость, прописанная в Ач. На легковых авто чаще всего встречаются батареи на 60-80 Ач. То есть при 60 Ач устройство может в течение 60 часов выдавать ток, сила которого составит 1 Ампер. Но это в теории.

На практике всё иначе. Как только происходит запуск мотора, заряд сильно падает. Но он компенсируется за счёт работы генератора. Не все водители ездят много и часто, а потому генератор попросту не успевает восполнить весь заряд. Доказано, что в большинстве случаев авто эксплуатируются с постоянным недозарядом.

Ёмкость может уменьшаться под воздействием разных факторов:

  • плохое крепление, механические повреждения;
  • проблемы в электрооборудовании;
  • нарушение целостности электропроводки;
  • процессы сульфатации;
  • езда по городу короткими поездками;
  • низкая температура окружающей среды и пр.

Поскольку большинство водителей ездят именно в таких условиях, периодически проверять состояние и заряд АКБ нужно обязательно.

Понятие о КТЦ

Теперь следует детальнее разобраться с контрольно-тренировочным циклом для АКБ, поскольку далеко не все понимают, что это такое и для чего проводится.

Используемые на автомобилях аккумуляторные батареи являются свинцово-кислотными. Они отличаются между собой конструктивными особенностями, применяемыми добавками, консистенцией используемого электролита. Поэтому различают AGM батареи, гелевые, кальциевые и пр.

Срок службы АКБ обычно указан производителем на корпусе устройства. При этом часто можно увидеть цифры в пределах 5-10 лет. Такой период кажется вполне приемлемым, поскольку перспектива менять батареи раз в 7-8 лет радует. Но заявленные сроки редко совпадают с реальными. Это обусловлено тяжёлыми условиями работы, езда с постоянным недозарядом. Этим страдают машины, эксплуатируемые в городе и проезжающие короткие дистанции. Добавьте сюда низкие температуры и халатное отношение.

Чтобы минимизировать денежные затраты на покупку новой батареи, следует сделать всё возможное для продления срока службы имеющегося аккумулятора. Для этого и предусмотрена такая процедура как КТЦ.

Контрольно-тренировочным циклом называют процедуру, которая проводится для восстановления разряженных и старых АКБ. Её смысл заключается в полном разряде и последующем заряде устройства.

КТЦ позволяет частично восстановить характеристики, улучшить работоспособность аккумулятора. На прежние 100% эффективности, как было при покупке, рассчитывать не стоит. Но дополнительные 2-3 года АКБ точно послужит.

Тренировочный цикл АКБ

Рекомендуемая периодичность КТЦ составляет 2 раза в год.

Что это такое

Аккумуляторы для машин выбирают, исходя из ёмкости и пускового тока. Пусковой ток означает подачу заряда, необходимого для вращения стартера и проворачивания коленвала. Чем мощнее и объёмнее мотор, тем больше Ампер потребуется для запуска. Ёмкость же указана в Ампер*часах. К примеру, если у АКБ ёмкость составляет 70 Ач, тогда в теории в течение 70 часов она сможет выдавать по 1 Амперу за 1 час. Ёмкость отражает время, в течение которого батарея способна питать нагрузку, то есть подключённых к ней потребителей.

На практике всё иначе. При запуске двигателя батарея отдаёт огромный заряд. Его компенсация происходит за счёт генератора и протекающих внутри аккумулятора электрохимических процессов. То есть АКБ обратно накапливает заряд. Но поскольку генератор часто не успевает компенсировать потери, большинство машин эксплуатируются с недозаряженным источником питания.

Ёмкость постепенно падает, и на это влияет несколько факторов:

  • механические повреждения;
  • недостаточно плотное соединение контактов;
  • неисправности электрооборудования;
  • сульфатация;
  • низкая температура;
  • короткие поездки и пр.

Подобные обстоятельства заставляют водителей быть более внимательными к источнику питания.

Не все понимают, почему речь идёт тогда о контрольно-тренировочном цикле для АКБ и что это вообще означает.

Большинство автомобильных батарей основаны на свинцовых пластинах и электролите. При этом могут применяться разные конструкторские решения, легирующие добавки, меняется внутреннее наполнение, что позволяет разделить АКБ на несколько разновидностей. Их средний заявленный срок службы около 5 лет. На практике многим приходится из-за озвученных выше причин менять батареи уже через 2–3 года.

Чтобы минимизировать свои затраты на частую смену батарей, можно прибегнуть к такой процедуре как контрольно-тренировочный цикл. Или просто КТЦ. Рекомендуемая периодичность составляет 1–2 раза за год.

КТЦ является процедурой, направленной на восстановление разряженных и изношенных аккумуляторов. Суть процесса заключается в полном разряде с последующей полной зарядкой АКБ.

Зарядка аккумуляторной батареи

С помощью КТЦ можно хотя бы частично восстановить характеристики, продлить срок службы. Никто не обещает, что после КТЦ батарея станет как новая, только что купленная в магазине. Но хотя бы на 1–2 года она проработает дольше. Некоторые за счёт тренировки продлевают срок эксплуатации и на 3 года.

Зачем нужны тренировки

Не все до конца понимают, для чего проводится подобная тренировка старого или севшего автомобильного аккумулятора.

Можно выделить несколько основных причин:

  • желание отложить покупку новой дорогостоящей батареи;
  • увеличение срока службы используемой АКБ;
  • реанимация аккумулятора, о котором забыли и нашли его через долгое время;
  • восстановление характеристик уже давно эксплуатируемой батареи.

В некоторых случаях, когда батарея пролежала пару лет в гараже либо её просто забыли снять с машины, оставив на длительное хранение без скинутых клемм, удаётся восстановить АКБ, которая кажется уже приговорённой к утилизации.

Правильно проведённая тренировка старого автомобильного разряженного аккумулятора, когда выполняется заряд-разряд, позволяет сэкономить деньги автовладельцу. Плюс АКБ несколько восстановит свои характеристики, а потому двигатель будет запускаться легче даже при сильных морозах.

Зачем тренировать аккумулятор

Аккумулятор нужно регулярно диагностировать: проверять его внешнее состояние, напряжение, которое он выдаёт, уровень электролита в нём. Обычно такую проверку совмещают с проведением сезонного техосмотра. Если аккумулятор плохо заряжается и быстро садится — это первый признак того, что пора провести контрольно-тренировочный цикл. В домашних условиях КТЦ аккумулятора можно провести в любом помещении, где есть вытяжка. Контрольно-тренировочный цикл кислотных аккумуляторов можно делать и в гараже, но обязательно на снятой и отключённой от всех потребителей батарее. Рекомендуем: Аккумуляторы Delkor: описание и особенности АКБ
Проведение КТЦ аккумуляторных батарей можно поручить и специалистам. Однако эта процедура совсем несложна, и вполне по силам сделать её самостоятельно. Для этого потребуются:

  • зарядное устройство;
  • два провода;
  • вольтметр;
  • реостат или лампочка подходящей мощности;
  • часы, чтобы засечь время.

Нужно помнить, что при зарядке батарей выделяется водород, поэтому помещение, в котором проводятся работы с АКБ, должно быть хорошо проветриваемым.

Стоит воздержаться от курения и пользования открытым огнём. Аккумуляторный электролит — сильная кислота, и при работе с ним нужно предпринимать все необходимые меры для защиты кожи, глаз и органов дыхания.

Последовательность процедуры КТЦ

Многие занимаются проведением КТЦ старых аккумуляторов в домашних условиях и успешно выполняют поставленные задачи.

Чтобы выполнить такую процедуру, потребуется подготовить:

  • зарядное устройство;
  • ареометр;
  • нагрузку нужной величины;
  • мультиметр.

Самостоятельная зарядка собственного автомобильного аккумулятора методом КТЦ довольно часто даёт положительный результат. Но для этого важно чётко соблюдать инструкции и придерживаться заданной последовательности.

Чтобы выполнить тренировочный цикл, то есть заряд-разряд изношенных аккумуляторов, следует обучиться работе с мультиметром.

Сама процедура включает в себя 3 этапа:

  • предварительная зарядка;
  • контрольный разряд;
  • заряд.

Тут важно выполнить грамотно каждый этап. Если при обычном обслуживании требуется лишь разряжать батарею, то при КТЦ аккумулятора необходимо знать, до какого напряжения это делать и когда приступать к обратному действию.

Проводятся предварительные расчёты для конкретной АКБ, чтобы определить точную нагрузку.

Зарядка АКБ машины

Предварительный этап

Если вникнуть в суть и изучить все детали, то схема проведения КТЦ автомобильного аккумулятора не покажется такой уж сложной. Поэтому многие успешно делают это своими руками.

При наличии заводского зарядного устройства хорошего качества никаких проблем не возникнет. Достаточно соединить АКБ с зарядным устройством и дождаться завершения процесса.

То, до какого напряжения потребуется проводить КТЦ, зависит от конкретного аккумулятора и условий выполнения цикла. Поэтому изучите его технические характеристики.

Заряд проводится по плотности находящегося внутри электролита и по напряжению. Выполняя предварительный заряд АКБ, ориентируйтесь на следующие значения:

  • Напряжение 12,72 В соответствует плотности 1,28 и говорит о 100% заряде.
  • Напряжение 12,5 В говорит, что плотность 1,24, а заряд 75%.
  • При 12,35 В плотность будет 1,2. При этом АКБ заряжена на 50%.
  • Если 12,1 В, то плотность низкая, всего 1,16, а заряд лишь 25%.

Эти параметры, как и применение специальных формул, будут актуальными при использовании упрощённой версии зарядного устройства. Важно рассчитать точное время.

К примеру, замер плотности аэрометром показал 1,16 г/см3. То есть заряд тут 25%, а его потеря соответственно 75%. Сама батарея имеет ёмкость 60 Ач.

Для расчёта потери ёмкость следует 60 Ач умножить на 75% и поделить на 100%. Получаем 45 Ач.

Напряжение зарядного тока должно всегда составлять не более 10% от ёмкости АКБ.

Если у вас 60 Ач, то зарядный ток составит 6 А.

В итоге легко рассчитать время, необходимое для заряда. Для этого есть формула: 2 умножить на потерю ёмкости и разделить на зарядный ток.

В рассматриваемом случае это 2*45/6. Итого 15 часов для заряда.

Но расчёт примерный, поскольку всё равно требуется постоянно следить за параметрами плотности и напряжения. Как только они достигнут 1,27 г/см3 и 12,7 В соответственно, заряд будет завершён.

Как провести предварительный заряд АКБ, уже разобрались.

Разряд

Далее о том, как правильно и самостоятельно провести КТЦ для своего аккумулятора. Нужно переходить на второй этап. Теперь правильно разряжаем АКБ.

Как ни странно, но для восстановления работоспособности батареи после её заряда нужно снова полностью посадить. Только процесс разряда должен строго контролироваться.

При разряде АКБ, будь он типа АГМ, популярный гелевый, кальциевый или классический свинцово-кислотный, требуется создать электроцепь, в которой будет подключен потребитель тока, вольтметр и амперметр.

Разрядка батареи выполняется током 10-часового режима. Его величина составляет в пределах от 9 до 10 от ёмкости АКБ.

Здесь стоит заглянуть в руководство по эксплуатации либо ориентироваться по специальным таблицам. Приведём несколько примеров:

  • для АКБ с 6 банками на 50 Ач разрядный ток будет 4,5 А;
  • при 6 банках, но 60 Ач, это 5,4 А;
  • если банок 12, а ёмкость 70, тогда используется 7 А;
  • при 90 Ач нужен ток разряда 8,1 А.

Разряд АКБ с помощью лампы

Разряд выполняется соответствующей и правильно подобранной нагрузкой. Для стандартных автомобильных АКБ, ёмкость которых составляет 60 Ач, достаточно взять лампочку на 65 Вт. Рассчитать нагрузку можно по формуле, умножив разрядный ток на напряжение, составляющее 12 В.

Имея все необходимые инструменты для КТЦ АКБ, можно приступать к разряду. Параллельно важно обеспечить такие условия:

  • температура электролита при старте разряда в диапазоне от 18 до 27 градусов;
  • проверка температуры и напряжения проводится перед началом процесса, а затем повторяется с интервалом 2 часа;
  • при падении напряжения до 1,85 В проверка делается каждые 15 мин.;
  • при снижении напряжения до 1,75 В параметры контролируются постоянно;
  • на значении 1,7 В разряд прекращается, нагрузка отключается.

Ни в коем случае не оставляйте АКБ разряженной. Нужно сразу же приступать к повторному заряду.

Иначе реанимировать батарею уже вряд ли получится.

Как выполняется разряд–заряд

Теперь непосредственно о проведении КТЦ для старых аккумуляторов в домашних условиях, чем многие автомобилисты успешно занимаются.

Правильная разрядка и зарядка, то есть КТЦ, изношенного автомобильного аккумулятора предполагает выполнение операций в определённой последовательности. Плюс вам потребуется набор инструментов. В него входит:

  • зарядное устройство;
  • нагрузка;
  • мультиметр;
  • ареометр и пр.

Сам тренировочный цикл, то есть заряд и разряд, для автомобильных аккумуляторов можно разделить на 3 этапа.

Первый этап

Ошибочно считать, что при КТЦ аккумулятора нужно первым делом разряжать батарею. Нет. Она уже разряжена. Потому первое, что нужно сделать, это поставить АКБ на зарядку. До какого напряжения это делать, известно практически всем.

В состоянии без нагрузки заряженная батарея должна показывать около 12,6–12,7 В.

Если аккумулятор обслуживаемого типа, параллельно с помощью ареометра можно дополнительно проверить плотность электролита. Нормой считается 1,27–1,28 г/см³.

Измерение параметров АКБ мультиметром

Коротко о том, как правильно провести первый этап КТЦ для севшего аккумулятора:

  • батарея извлекается из автомобиля;
  • если хранилась на холоде, лучше занести в помещение и прогреть до комнатной температуры;
  • соблюдая полярность, соединить ЗУ и АКБ;
  • выставить ток заряда на 0 на зарядном устройстве;
  • подключить ЗУ в сеть;
  • запустить процесс зарядки;
  • заряжать рекомендуется постоянным током 10% от ёмкости АКБ с переменным напряжением;
  • в случае с постоянным напряжением выбирают номинал 14,4 В.

Значение 14,4 В считается пороговым, то есть максимальным, напряжением для свинцово-кислотных АКБ и батарей по технологии GEL. А вот для AGM можно выбирать напряжение до 14,7 В.

Когда ток заряда упадёт до 0,5–1 А, процедуру зарядки можно считать завершённой.

Второй этап

Дальнейшая схема проведения КТЦ для проблемного аккумулятора, выполняемая своими руками, предусматривает именно разрядку батареи.

Процесс выглядит одинаково, если у вас гелевый, необслуживаемый WET аккумулятор, классический свинцово-кислотный, либо АГМ источник питания.

Суть заключается в следующем:

  • использовать ток разряда на уровне 10% от ёмкости батареи;
  • провести разрядку в течение 10 часов;
  • подобрать подходящую нагрузку для разряда.

В качестве нагрузки оптимально использовать автомобильную лампочку либо несколько ламп, соединённых последовательно.

Рассчитать мощность необходимой лампочки не сложно. Для этого достаточно ток заряда умножить на напряжение батареи. То есть условные 7 Ампер (при 70 Ач ёмкости) умножаем на 12 В. Получается 84 Вт.

Если одну мощную лампочку на 84 Вт найти не удаётся, возьмите несколько менее мощных нагрузок, соединив их последовательно.

Когда мы правильно разряжаем АКБ, это позволяет достичь нужной степени разряда, но не потерять весь заряд полностью.

Процедуру разряда следует останавливать, когда на выводах напряжение составляет 10,5–10,6 В.

Как только вольтметр начнёт показывать 11 В, проводите повторные проверки напряжения с интервалом не более 15 минут. Иначе можно пропустить падение показателей ниже допустимой отметки.

Глубже разряжать батарею не рекомендуется, поскольку можно уже её не восстановить последующими циклами.

Разряжать заряженную батарею необходимо, контролируя при этом время. Сделайте себе пометку, когда вы начали разрядку, и через какое время она закончилась.

Предположим, что ваша батарея при номинальных 75 Ач разрядилась за 5 часов, а ток разряда составлял 7,5 А. Получается, что за 5 часов аккумулятор потерял всю свою ёмкость. Умножив 2 значения, получается 37,5 Ач. Именно такая ёмкость является реальной для вашего источника питания. То есть от своей номинальной ёмкости АКБ потеряла 50%.

Источник

Adblock
detector