Меню

Дельта пик ni cd аккумуляторы



Контроль функций по смартфону через Wi-Fi модуль (как ОС Android, так и iOS)

Наконец ваше зарядное устройство получает свои, собственные приложения. Это зарядное устройство может управляться с помощью смарт-телефона через Wi-Fi модуль.

(отдельная опция SK-600075).

Внутренний, независимый балансир литиевой батареи

iMAX B6 mini использует балансир индивидуально-клеточного напряжения, т.е. для каждой ячейки аккумуляторной батареи. Нет необходимости подключать внешний компенсатор для баланса зарядки.

Балансировка разрядки отдельных ячеек батареи

Во время процесса разрядки, iMAX B6 mini может индивидуально контролировать и балансировать каждую ячейку батареи. Сообщение об ошибке будет показано и процесс автоматически будет прекращен, если напряжение в какой-либо одной из ячеек батареи является ненормальным.

Адаптация к различным типам литиевых батарей

iMAX B6 mini адаптируется к различным типам литиевых батарей, таких как LiPo, LiIon и новых версий данных серий батарей.

Быстрый режим ( Fast Mode) и режим хранения ( Storage Mode) литиевых батарей

Возможности для зарядки литиевой батарейки могут меняться. Быстрый режим зарядки позволяет сократить длительность зарядки, в то время как режим хранения может контролировать окончательное напряжение батареи, что позволяет хранить её в течение длительного времени и защищать долговечность батареи.

Рe-Пик ( Re-Peak Mode) режим для NiMH / NiCd батарей

В режиме повторной зарядки ( Re-Peak Mode) , батарея для достижения максимальной величины заряда, можете заряжаться один, два или три раза подряд автоматически. Это хорошо для уверенности, что аккумулятор полностью заряжен.

Дельта-пик чувствительности ( Delta-peak Sensitivity) для NiMH / NiCd

Дельта-пик чувствительность для батареи NiMH / NiCd: это автоматическая программа прекращения зарядки, основанная на принципе обнаружения напряжения Дельта-пик, т.е. когда напряжение батареи превысит порог максимального напряжения, процесс будет автоматически прекращен.

Циклический заряд/ разряд ( Cyclic Charging/Discharging)

Выполняется от 1 до 5 циклических, непрерывных процессов заряд> разряд или разряд> заряд для возможности восстановления батареи и её балансировки, что улучшает работу данной батареи.

Автоматическая зарядка по ограничению тока ( Automatic Charging Current Limit)

Вы можете установить верхний предел зарядного тока при зарядке батареи NiMH или NiCd, что полезно для батареи NiMH низкого импеданса и мощности в » AUTO» режиме зарядки.

Измерение напряжений LiPo батарей ( LiPo Battery Meter)

Пользователь может проверить общее напряжение батареи, самое высокое напряжение, самое низкое напряжение и напряжение в каждой ячейке.

Измерение внутреннего сопротивления батареи ( Battery Internal Resistance Meter)

Пользователь может проверить полное внутреннее сопротивление батареи и внутреннее сопротивление каждой ячейки.

Ограничение по емкости ( Capacity Limit)

Емкость зарядки всегда вычисляется как зарядный ток, умноженный на время. Если данная емкость зарядки превышает предел, то процесс будет прекращен автоматически при установке максимального значения.

Температурный предел * ( Temperature Threshold*)

Внутренняя химическая реакция элемента питания, при зарядке, нагревает батареи. Если температурный предел достигнут, то процесс будет прекращен.

* Эта функция доступна при подключении дополнительного датчика температуры, который не входит в комплект поставки.

Ограничение по времени: ( Processing Time Limit🙂

Можно также ограничить максимальное время процесса, чтобы избежать любого возможного дефекта.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРИМЕЧАНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ

Эти предупреждения и указания по технике безопасности особенно важны. Пожалуйста, следуйте инструкциям для обеспечения максимальной безопасности. В противном случае зарядное устройство и аккумулятор может быть поврежден или в худшем случае это может привести к пожару.

! – Никогда, не оставляйте зарядное устройство без присмотра, когда он подключен к его источнику питания. Если какая-либо неисправность обнаруживается, необходимо ЗАВЕРШИТЬ ПРОЦЕСС СРАЗУи обратиться к инструкции по эксплуатации.

! — Держите зарядное устройство подальше от пыли, влаги, дождя, жары, прямых солнечных лучей и вибрации. Никогда не бросайте его.

! — Допустимое входное напряжение постоянного тока 11

! — Данное зарядное устройство и аккумулятор должны быть поставлены на термостойкую, не воспламеняющуюся и токо не проводящую поверхность. Никогда не кладите их на сиденье автомобиля, ковер или подобное. Держите все воспламеняющиеся и летучие вещества в не рабочей зоны зарядки.

! — Убедитесь, что вы знаете характеристики батареи, что она заряжена или разряжена для того, чтобы убедиться, что она отвечает требованиям этого зарядного устройства. Если программа настроена неправильно, то батарея и зарядное устройство могут быть повреждены. Это может привести к пожару или взрыву из-за перезаряда.

Стандартные параметры батарей ( Standard Battery Parameters)

LiPo LiIon LiFe LiHV NiCd NiMH Pb
Номинальное Напряжение 3.7V/cel 3.6V/cel 3.3V/cel 3.7V/cel 1.2V/cel 1.2V/cel 2.0V/cel
Макс. напряжение зарядки 4.2V/cel 4.1V/cel 3.6V/cel 4.35V/cel 1.5V/cel 1.5V/cel 2.46V/cel
Напряжение для хранения 3.8V/cel 3.7V/cel 3.7V/cel 3.85V/cel n/a n/a n/a
Допустимое кол. ячеек для быстрой зарядки ≤1С ≤1C ≤4C ≤1C 1C-2C 1C-2C ≤0.4C
Минимальное напряжение разрядки 3.0-3.3V/cel 2.9-3.2V/cel 2.6-2.9V/cel 3.1-3/4V/cel 0.1-1.1V/cel 0.1-1.1V/cel 1.8V/cel

Будьте очень осторожны! Выбирайте правильное напряжение для различных типов батарей, в противном случае это может привести к их повреждению. Неправильная настройка может привести к пожару или взрыву ячеек батареи.

Источник

IMAX B6

#1 wasilii

wasilii

  • Пользователи
  • Cообщений: 975
  • Пол: Мужчина

#2 Юрич S.W.

Юрич S.W.

  • Пользователи
  • Cообщений: 1 855
  • Пол: Мужчина
  • Город: Гатчина
  • Команда: Shadow wolves

NiCd/NiMH
Voltage level: 1.2V/cell
Allowable fast charge current: 1C-2C (depends on the . perfomance of cell)
Discharge voltage cut off level: 0.85V/cell (NiCd), 1.0V/cell (NiMH)

Т. е. в вашем случае аккум на 9,6 В «быстро» заряжать можно током 3. 7 А. ИМХО, нормально — это 0,5-1,5 А.

Настройка дельта-пика в моём случае:
в главном меню найти пункт «USER SET PROGRAM->», нажать [Enter], стрелками выбрать пункт «NiMH Sensitivity D.Peak», нажать [Enter], стрелками выбрать настройку, нажать [Enter].

Если NiMH аккум лежал без дела пару месяцев (и даже если не лежал), то можно запустить цикл разряд-заряд (NiMH Cycle), по окончании которого ЗУ напишет сколько махов выкачалось и сколько вкачалось в батарею, тем самым определить практичекую ёмкость.

Сообщение отредактировал Юрич S.W.: 28 Февраль 2011 — 18:47

#3 wasilii

wasilii

  • Пользователи
  • Cообщений: 975
  • Пол: Мужчина

«стрелками выбрать пункт «NiMH Sensitivity D.Peak», нажать [Enter], стрелками выбрать настройку, нажать [Enter].»

какую настройку выбирать.
какое значение установить.

#4 wasilii

wasilii

  • Пользователи
  • Cообщений: 975
  • Пол: Мужчина

#5 wasilii

wasilii

  • Пользователи
  • Cообщений: 975
  • Пол: Мужчина

#6 Юрич S.W.

Юрич S.W.

  • Пользователи
  • Cообщений: 1 855
  • Пол: Мужчина
  • Город: Гатчина
  • Команда: Shadow wolves

«стрелками выбрать пункт «NiMH Sensitivity D.Peak», нажать [Enter], стрелками выбрать настройку, нажать [Enter].»

какую настройку выбирать.
какое значение установить.

Метод определения конца заряда «дельта пик» хорошо работает при токах заряда от 0.3C и выше.

Т. е. для определения окончания зарядки аккумулятора ёмкостью 3600 мА•ч методом дельта-пика необходимо вести зарядку током не менее 3600*0,3 = 1,1 А.

При больших токах зарядки, очевидно, дельта-пик будет глубже, чем при малых токах, причём при токе ниже 0,3С дельта-пик пропадает. Поэтому, если вести заряд током 0,3С. 0,5С, рекомендуемым в статье по ссылке выше, можно выставить минимальную величину дельта-пика 5. 8 мВ на элемент, однако чем меньше эта величина, тем вероятнее ошибка досрочного прекращения заряда. IMAX B6+ позволяет выбирать величину дельта-пика от 5 до 20 мВ на элемент, а также настройку «Default», которая согласно мануалу соответствует 7 мВ на элемент для NiMH (для NiCd — 12 мВ на элемент). Так что можно оставить «Default». У меня не всегда получается циклировать, зарядка иногда прерывается при заряде 50. 90 мА•ч, что по-видимому вызвано ошибочным определением дельта-пика. Я пробовал настраивать его больше, но это не помогло, хотя я не пробовал пока увеличивать паузу между циклами (возможно, одной минуты мало). Приходилось просто повторять цикл.

к стати помнишь у тебя на СНГ замерз привод.
так вот есть мнение что у тебя не смазка и не аккум замерзли, а замерз чип ключ.

Согласно даташиту штатная работа BTS555 возможна от -40 до +150 °C, а тогда было около -12 °C. Причём при охлаждении кристалла сопротивление открытого канала снижается. Если бы сопротивление канала ключа росло, то наблюдались бы эффекты, как при просадке аккума — мотор не мог бы полностью взвести пружину и поршень стопорился бы в промежуточном положении.

А симптомы тогда были следующими:
1) всё работало пока не началась игра, т. е. работало первый час после заезда, хотя скорострельность была раза в два-три ниже обычной;
2) когда понадобилось стрелять в противника (т.е. в вас ), привод сделал несколько выстрелов, после чего заглох — это было до намерзания льда на спусковой крючок;
3) спустя минут 10 (я ничего не грел) он снова сделал несколько выстрелов, и ещё пару раз за игру он так оживал;
4) когда привод хоть и плохо, но работал (п. 2 и 3), мотор тянул пружину медленно (секунды полторы), но, судя по звуку, равномерно;
5) когда от тепла руки намёрз лёд, перестал двигаться спусковой крючок (Action Game Over);
6) по возвращении домой всё заработало.

Из пунктов 1-3 и 6 следует вывод, что дело именно в переохлаждении. Пункт 4 указывает на примерно постоянные обороты мотора, т. е. момента на валу хватало на работу против сил трения и сжатия пружины. При взведении пружины обратный момент на валу, создаваемый пружиной через редуктор, линейно растёт. А момент, создаваемый трением, постоянен и не зависит от положения поршня. Если бы причина была бы в существенной просадке LiFePO4 аккума, то это привело бы к понижению тока через мотор, что вызвало бы пропорциональное снижение силы Лоренца и тянущего момента. Тогда при взведении пружины мотор бы застопорился при уравновешивании тянущего момента на валу обратным моментом от пружины. Это бы привело к однократному стопорению поршня в недовзедённом состоянии. Однако, имели место именно многократые выстрелы, хотя наблюдалась очень медленная работа двигателя, т. е. обратный момент был примерно постоянен, что указывает на работу против силы, не зависящей от положения пружины, — силы трения, которая повысилась на холоду, и почти уравновесила вращающий момент (скорострельность понизилась с 600 выс/мин до

Читайте также:  Запчасти Volvo FH 12 в Екатеринбурге

30!). Из этого я сделал вывод о значительно возросшей вязкости смазки.

То, что привод через несколько выстрелов всё таки глох, обьясняется небольшой просадкой аккумулятора, которой оказалось достаточно в условиях работы против сил трения, уже практически уравновесивших вращающий момент. Этим же объясняются периодические оживания привода — аккум медленно восстанавливался после небольшой, но резкой просадки при стрельбе.

а можешь мне расписать мне буквально по нажатиям кнопок как включить цикл разряд\заряд для двух моих аккумуляторов.

Не знаю, отличаются ли в управлении B6 и B6+, на моей B6+ это делается так:
1) найти пункт в главном меню пункт «PROGRAM SELECT NiMH BATT» (в главном меню у меня пункты выбираются не стрелками, а стрелкой [Dec] и кнопкой [Stop]), нажать [Enter];
2) найти стрелками пункт «NiMH CYCLE», нажать [Enter] — должен замигать режим работы (выбирается стрелками): заряд-разряд «CHG>DCHG» или разряд-заряд «DCHG>CHG», нажать [Enter] — должно замигать количество циклов (выбирается стрелками) — установить, например, 1;
3) нажать и не отпускать [Enter] примерно секунду, должна кратковременно появиться надпись «BATTERY CHECK WAIT . «, после чего пойдёт процесс. Ток в процессе циклирования устанавливается и меняется автоматически. Между циклами автоматически делается пауза для выдержки, которая настраивается в меню «USER SET PROGRAM->»/»Waste Time». В процессе циклирования отображается текущий режим: «D- мигающая>C» — разряд, «DRY» — пауза, «D>C- мигающая» — заряд.

Если батарея не использовалась более месяца, то её практическая ёмкость будет заметно меньше номинала, а в при проведении нескольких циклов разряда-заряда она будет расти.

Кстати, про IMAX B6 есть тема на жёлтой.

Источник

Как определить дельта пик

Тема раздела Аккумуляторы, зарядники в категории Cамолёты — Общий; Похожие темы есть, но конкретного ответа на свои вопросы в них я так и не нашёл. Пользуюсь ЗУ Graepner Ultramat, .

Опции темы
  • Версия для печати
  • Отправить по электронной почте…
  • Подписаться на эту тему…

Как определить дельта пик

Похожие темы есть, но конкретного ответа на свои вопросы в них я так и не нашёл.
Пользуюсь ЗУ Graepner Ultramat, ак-ки NiCd и NiMh.
Как я понял, на данном ЗУ можно ставить силу тока, дельта пик и время заряда.
Максимальное время всего лишь 5 часов, в то время как ак-ки требуют по 16 часов (по крайней мере так на корпусе пишут).
Следовательно, закончить зарядку в нужный момент можно при помощи дельта пик.
Вопрос: как правильно определить дельта пик для конкретной батарейки? От чего он зависит: от количества элементов/банок в упаковке, от емкости или от напряжения?

Так же вопрос, можно ли при помощи выше указанного ЗУ разряжать ак-ки и если нет, то каким ещё способом это возможно сделать?

Мин ДП (5-7 мв/б) — чувсвительность как бы грубее. Вернее не перезарядит, но может не дозарядить. МАХ дельтапик — чутче. Зарядит до упора но может не пойматься и перезарядить.

Я подбираю потихоньку с шагом +5 от мин к мах для каждой батарейки. Если на мах ДП заряжает нормуль и не перезаряжает (ровно емкость акка, разряженного в ноль), то юзаю его.

Ни как. Не заморачивайся, включай зарядку и заряжай, при этом выстави дельтапик — 5мВ, ток заряда — половину от ёмкости, т.е. 0,5С, количество банок — соответсвенно, если есть температурный датчик который на аккумы вешается, то повешай его, закрепив кусочком изоленты, и температуру выставь в зарядке градусов 47-48. И всё зарядит! Когда пропищит — занчит зарядился.

Разряжать в НОЛЬ, аккумы нельзя! Они могут помереть, в лучшем случае потеряют в ёмкости.
Разряжают до 0,9В на банку, током 0,2-0,4С. Если в твоей зарядке есть режим разряда, то УРА тебе повезло, ты можешь разрядить аккумы до нужного напряжения, и потом заряжать.

Посмотрел сейчас в инете про твою зарядку, там нет режима разряда, не повезло. Тебе желательно купить зарядку, полно-функциональную, т.к. аккумы Ni-MH/Cd нужно постоянно тренировать, и разряжать перед зарядкой, иначе у них срабатывает эффект памяти и они медленно, но верно умирают.

А так что бы тебе разрядить, нужно какую то нагрузку, типа лампочка автомобильная, от поворотников например, и ли две в параллель, что бы добиться тока 0,2 — 0,4С, и разряжать котролируя по вольтметру, лучше цифровому, напряжение, до 0,9В на банку. Не обязательно точно можно и до 0,7В на банку, не не меньше!

Источник

Как заряжать Ni-Cd аккумуляторы, зарядные устройства, параметры

Сегодня Ni─Cd аккумуляторы используются в большинстве портативных инструментов и различных электронных устройствах (фотоаппараты, плееры и т. п.). Правда, в последнее время наблюдается тенденция замещения их литий─ионными аккумуляторами. Для того чтобы аккумулятор вашей аппаратуры служил долго, никель─кадмиевые батареи нужно правильно эксплуатировать, вовремя и своевременно заряжать и время от времени проводить циклы разряда-заряда. Тогда Ni─Cd аккумулятор будет служить вам долго. Сегодня мы поговорим о том, как заряжать никель─кадмиевые аккумуляторы по всем правилам.

Особенности Ni-Cd эксплуатации аккумуляторов

Для того чтобы никель-кадмиевые аккумуляторы работали продолжительное время, нужно их полностью разряжать.

Никель─кадмиевые батареи запоминают нижнюю отметку разряда. В результате при разряде до этой отметки они перестают работать, хотя возможность для этого есть. Это явление получило название «эффект памяти». Поэтому, перед тем как зарядить никель кадмиевый аккумулятор нужно полностью разрядить элементы батареи до напряжения 0,9─1 вольт. Это позволить как можно дольше сохранить параметры батареи и увеличить срок службы Ni─Cd аккумуляторных батарей. Стоит отметить, что слишком сильный разряд, ниже порогового значения также не рекомендуется.

Нужно также сказать, что новые никель─кадмиевые батарейки необходимо предварительно потренировать. Эта тренировка подразумевает активацию работы аккумулятора. При этом делается 3─5 циклов разряд-заряд. Такой разряд и заряд Ni─Cd аккумуляторов «разгоняет» их и они начинают работать на заявленных параметрах. После выполнения тренировки никель─кадмиевые батарейки хорошо держат нагрузки и имеют менее выраженный «эффект памяти». Иногда можно встретить рекомендации о том, что Ni─Cd батареи низкого качества требуют тренировки до 70─80 циклов разряд-заряд. Здесь стоит придерживаться рекомендаций производителя и зависит это в основном от технологии изготовления батареек. Процесс «тренировки» или циклирования также нужно выполнять после длительного (более 6 месяцев) хранения Ni─Cd аккумуляторов. Но сильно усердствовать также не стоит, поскольку излишнее циклирование снижает ресурс аккумулятора. Стоит отметить ещё один момент. Если вы не собираетесь использовать никель─кадмиевые батарейки, то не нужно их заряжать. Этот тип батарей может вполне нормально храниться в разряженном состоянии. В заряженном состоянии никель─кадмиевый аккумулятор постепенно теряет первоначальные характеристики. Теперь несколько слов о том, какие есть зарядные устройства для Ni─Cd аккумуляторов.

Разновидности зарядных устройств для никель─кадмиевых аккумуляторов

Сегодня на рынке можно выделить две основные группы устройств, предназначенных для заряда никель кадмиевых аккумуляторов:

  • Автоматические ЗУ;
  • Реверсивные импульсные ЗУ.

[soc1] Автоматические зарядное устройство для Ni-Cd аккумуляторных батарей. Это простые и доступные по цене устройства. Они менее сложные и выпускаются в конструкции, которая позволяет заряжать по два или 4 батарейки одновременно. Чтобы запустить заряд никель кадмиевых аккумуляторов, вставьте в батарейки в зарядное устройство. Переключателем ЗУ нужно установить количество заряжаемых батареек и подключить устройство к сети. Как правило, автоматическое зарядное устройство для никель─кадмиевых аккумуляторов имеет следующую цветовую индикацию. Красный цвет индикатора показывает, что идёт процесс заряда батареек. Чтобы сделать разряд аккумуляторов, на устройстве имеется переключатель «разряд». В процессе разряда индикатор будет иметь жёлтый цвет. После того, как пройдёт разряд, зарядное устройство для Ni─Cd аккумуляторов само запустит зарядку. Зелёный цвет индикатора говорит о том, что цикл разряд-заряд закончен.

Пример зарядного устройства для Ni-Cd аккумуляторов Дополнительно можете прочитать отдельную статью о про восстановление Ni─Cd аккумулятора для шуруповерта. В данном случае речь идёт о заряде никель─кадмиевых батареек по отдельности. Если это аккумуляторы для шуруповёрта или другого электроинструмента, то с ними в комплекте идёт штатное зарядное устройство, которое позволяет заряжать всю батарею сразу от бытовой электросети.

Устанавливается аккумулятор, выставляется режим и запускается работа. Индикатор даст сигнал об окончании зарядки. С помощью таких ЗУ можно не только выполнять заряд никель─кадмиевых аккумуляторов, но и поддерживать их в рабочем состоянии. В качестве примера можно привести широко распространённое универсальное зарядное устройство iMAX B6. Никель─кадмиевые АКБ менее требовательны к характеристикам зарядного устройства, чем Ni-MH аккумуляторы. Но экономить на нём нельзя, поскольку дешевые устройства сокращают срок эксплуатации батарей. Теперь, давайте, разберёмся, как зарядить никель кадмиевый аккумулятор.

Читайте также:  Аккумулятор для suzuki sx4 2010

Процесс разряда и заряда Ni─Cd аккумуляторов

Процесс разряда никель─кадмиевых батарей

Для этого типа батарей (как впрочем, и для других) разрядные характеристики зависят от особенностей аккумуляторов, которые определяют его внутреннее сопротивление. Среди таких особенностей можно отметить структуру и толщину электродов. На разрядные характеристики влияют:

  • толщина сепаратора и его структура;
  • плотность сборки;
  • объём электролита;
  • некоторые характеристики конструкции.

[soc2] При работе в условиях продолжительного разряда используются дисковые батарейки с прессованными электродами большой толщины. Для них разрядная кривая показывает постоянное медленное снижение напряжения до величины 1,1 вольта. Разрядная ёмкость в случае дальнейшего разряда до 1 вольта равна от 5 до 10 процентов от номинального значения. Особенностью этого типа батарей является существенно падение разрядной ёмкости и напряжения при увеличении тока до 0,2*С. Объяснение этому достаточно простое ─ невозможность разряда активной массы равномерно по всей электрода.

Дисковые Ni-Cd аккумуляторы Если уменьшить толщину электродов и увеличить их количество до четырёх, то ток разряда для дискового аккумулятора может быть увеличен до величины 0,6*С. Аккумуляторные батареи с электродами из металлокерамики имеют малое внутреннее сопротивление и высокие энергетические характеристики. На их разрядных характеристиках заметно меньшее падение напряжения. У этого типа аккумуляторов величина напряжения держится выше 1,2 вольта до отдачи 0,9 от номинальной ёмкости. При дальнейшем разряде и падении напряжения с 1,1 до 1 вольта отдаётся около 3 процентов номинальной ёмкости. Допускается разряжать этот тип аккумуляторов разрядными токами величиной до 3─5*С. Ni─Cd аккумуляторы цилиндрической формы можно разряжать более высокими токами. В них используются рулонные электроды, что позволяет разряжать их максимальным током 7─10*С.

Цилиндрические Ni─Cd аккумуляторы [soc3] На изображениях ниже можно видеть влияние тока разряда и температуры на значение разрядной ёмкости.

Разрядная характеристика никель─кадмиевого аккумулятора в зависимости от тока разряда

Разрядная характеристика никель-кадмиевого аккумулятора в зависимости от температуры ОС

Разрядная характеристика никель-кадмиевого аккумулятора в зависимости от тока разряда при различных температурах Наибольшее значение ёмкости достигается при температуре 20 градусов Цельсия. Ёмкость практически не снижается, если увеличивать температуру. А вот при температуре ОС ниже ноля значение разрядной ёмкости падает пропорционально увеличению разрядного тока. Уменьшение ёмкости при низких температурах объясняется уменьшением разрядного напряжения щелочной аккумуляторной батареи из-за увеличения сопротивления. Увеличение сопротивления объясняется ограниченным объёмом электролита в герметичной батарейке. Состав и концентрация электролита сильно отражаются на характеристиках. От них напрямую зависит температура образования твёрдой фазы. Это могут кристаллогидраты, лёд, соли и т. п. При замёрзшем электролите разряд вообще отсутствует. Работоспособность Ni─Cd в большинстве случае ограничена температурой минус 20 градусов Цельсия. В некоторых случаях при корректировке состава электролита и его концентрации производители выпускают модели Ni─Cd батарей работоспособных при минус 40. Если у вас электроинструмент или электронный гаджет работает на металлогидридных батарейках, вам будет интересно прочитать о том, как восстановить Ni─MH аккумуляторы.

Процесс заряда никель─кадмиевых батарей

В процессе зарядки никель─кадмиевых аккумуляторов важным моментом является ограничение излишнего заряда. Это важный момент, поскольку при заряде никель─кадмиевых аккумуляторов внутри них растёт давление. В процессе зарядки выделяется кислород и постепенно снижается коэффициент использования тока. На графике ниже можно видеть зависимость разрядной ёмкости от скорости заряда. Данные приводятся для цилиндрических батарей.

Эффективность заряда никель-кадмиевого аккумулятора при различной скорости зарядки [banner1] Чтобы аккумулятор полностью зарядился, ему требуется сообщить до 160 процентов от номинальной ёмкости. Зарядка никель кадмиевых аккумуляторов должна вестись в интервале температур 0─40 С. Рекомендуемый интервал 10─30 С. При понижении температуры на отрицательном электроде снижается поглощение кислорода и растёт давление. В результате при сильном перезаряде из-за увеличения давления может открыться аварийный клапан. При увеличении температуры потенциал растёт и на положительном электроде очень рано выделяется кислород, что сокращает процесс зарядки в штатном режиме.

В частности, чем плотность компоновки электродов больше и их толщина меньше, тем зарядка идёт с большей скоростью. Поэтому цилиндрические батареи заряжаются с большой скоростью. На кривых заряда можно заметить, что у таких моделей Ni─Cd аккумуляторов при токе 0,1─1С эффективность зарядки почти не меняется. Снижение тока заряда вызывает существенное уменьшение ёмкости, которую батарея отдаст при разряде. Стандартный режим зарядки считается следующий. Никель─кадмиевый аккумулятор с напряжением 1 вольт заряжается примерно 14─16 часов током 0,1С. Детали процесса зарядки оговариваются производителями аккумуляторов. Они могут отличаться из-за особенностей конструкции или увеличенной закладки активной массы (это делается для наращивания ёмкости). Для Ni-Cd аккумуляторов может использоваться зарядка постоянным током в течение всего времени. А может использоваться схема ступенчатого или плавного снижения тока зарядки во время процесса. Это позволяет проводить длительную зарядку без риска повредить аккумулятор. При таких режимах ток зарядки на первой стадии может значительно превышать значение 0,1*С. Часто есть необходимость в увеличении скорости зарядки. Производители решают эту проблему выпуском батарей, которые способны эффективно заряжаться большими токами. При этом используются различные системы контроля, охраняющие никель─кадмиевый аккумулятор от сильного перезаряда. Эти системы контроля могут содержать, как сами аккумуляторы, так и зарядное устройство для никель─кадмиевых аккумуляторов. Для цилиндрических Ni-Cd аккумуляторов рекомендуется выполнять зарядку постоянным током величиной 0,2 С в течение 6─7 часов. Также используется режим током 0,3 С в течение 3─4 часов. В последнем случае контроль по времени заряда обязателен. Если ведётся ускоренный заряд, то перезаряд должен составлять до 120─140 процентов от ёмкости и не более. В этом случае Ni─Cd аккумулятор набирает разрядную ёмкость не меньше номинальной. Для работы в ускоренных режимах производители даже предлагают аккумуляторы, которые могут заряжаться за один час. В таком режиме используются различные средства контроля за температурой и напряжением, чтобы никель─кадмиевые батарейки не деградировали в результате резкого роста давления. [banner2] После того, как заряд прекращается давление внутри аккумуляторной батареи ещё продолжает расти, поскольку окисление гидроксильных ионов на оксидно─никелевых электродах продолжается. Постепенно скорость выделения кислорода на положительном электроде сравнивается с поглощением на отрицательном (кадмиевом) электроде. Поэтому давление в батарее постепенно понижается. Если был существенный перезаряд, то давление будет снижаться медленнее. Рекомендуем также прочитать о том, как заряжать Ni─MH аккумуляторы.

Режим заряда Ni─Cd аккумулятора

Давайте, суммируем, что нужно знать о режиме зарядки Ni─Cd аккумуляторов. Речь, естественно, о тех случаях, когда у вас есть возможность выставить параметры. Как вы уже поняли, при заряде никель─кадмиевого аккумулятора его напряжение растёт до определённого значения, а затем стабилизируется. Когда батарея полностью заряжается, то напряжение понижается. По этому падению зарядные устройства чаще всего отслеживают окончание заряда. Это падение напряжения ещё называется Delta Peak. Чем точнее отслеживается эта дельта, тем батарейка заряжается более качественно и не будет перезаряда. Итак, рекомендуется следующий режим. Ток заряда до 2С (номинальная ёмкость батарейки). Если доступен, то выбирается вид импульса (Re-Flex, Flex, Normal). Delta Peak должна составлять 7─10 мВ на один элемент батареи. Ток подкачки (ещё называемый trickle) составляет 50─100 мА-ч. Следует помнить, что нельзя допускать перегрев аккумулятора выше 50 градусов Цельсия. Для того, чтобы продлить срок службы Ni─Cd аккумулятора, то выставляйте Delta Peak по минимуму. Недозарядка составит примерно 50 мА-ч. Стоит отметить и ещё ряд деталей процесса зарядки. Советуем также прочитать материал о восстановлении и ремонте Ni─Cd аккумуляторов. [banner3]

Источник

Как правильно заряжать Ni-cd и Ni-mh аккумуляторы

Как правильно заряжать Ni-cd и Ni-mh аккумуляторы

Никель-кадмиевые и никель-металлогидридные аккумуляторы – два основных вида щелочных химических источников тока для автономного питания различной аппаратуры. Они сходны по своей структуре. В качестве электролита используется щёлочь, в качестве катода — оксид никеля.

Первым был изобретён Ni-cd. Этой технологии более ста лет. NI-MH широко применятся в бытовых устройствах, начали только в 90-х годах двадцатого века. Массовое появление на рынке более ёмких (NI-MH) батарей поначалу вызвало настоящий фурор. Но потом выявились и недостатки.

  1. Особенности и применение Ni-cd батарей
  2. Зарядка ni cd аккумуляторов
  3. Основные правила заряда никель кадмиевых аккумуляторов
  4. Особенности и применение NI MH аккумуляторов
  5. Заряд никель металлогидридных аккумуляторов
  6. Зарядные устройства и методы заряда
  7. NI-MH аккумуляторы с низким саморазрядом
  8. Правила заряда NI MH

Особенности и применение Ni-cd батарей

По сравнению с металлогидридными батареями, Ni-cd имеют два главных недостатка. Это меньшая ёмкость и эффект памяти. Эффектом памяти называют “запоминание” батареей нижнего предела разряда. Той есть, если такую батарею разрядить не полностью, длительность работы в следующем цикле будет меньше на эту самую величину от полного разряда до того предела, который “запомнил” аккумулятор. Чтобы “сбросить” память , нужно два-три раза полностью зарядить-разрядить такую батарею.

Казалось бы, при таких свойствах, этот тип батарей должен уйти в небытие. Но этого не происходит. Благодаря двум другим свойствам этого типа батарей – высокая токоотдача и способность хорошо работать при отрицательных температурах.

Приблизительно 90% Ni-cd на сегодняшний день, это аккумуляторные сборки для электроинструмента, детских игрушек, электробритв, автономных пылесосов, медицинского оборудования и т.д. Применение в бытовом сегменте (вместо обычных первичных батареек) практически сведено к нулю.

Читайте также:  Лучшие шуруповерты с аккумулятором 14 4 В

Некоторые страны законодательно ограничивают использование Ni-cd элементов в связи с токсичностью кадмия. В новых устройствах их место занимают литий-ионные аккумуляторы с большой токоотдачей.

Зарядка ni cd аккумуляторов

Один элемент имеет номинальное напряжение 1,2V. При работе это значение может меняться от 1,35V (полностью заряжен) до 1V (полный разряд). У этих элементов есть одна интересная особенность, на которой завязан режим отключения в зарядном устройстве (если оно автоматическое). После набора ёмкости, напряжение на выводах несколько снижается на 50-70 mV. Такой скачок обозначают ΔV(дельта V). Зарядное реагирует на такое снижение и отсекает ток заряда.

На практике срабатывать по ΔV умеют только зарядные устройства среднего и продвинутого уровня. И часто приходится вручную просчитывать, как заряжать ni cd аккумуляторы.

Напряжение заряда любая зарядка будет выдавать из расчёта 1,5-1,6v на один элемент. А вот ток заряда может быть разным. Его всегда можно посмотреть на самом зарядном устройстве (как правило, с тыльной стороны).

Ёмкость аккумулятора нужно поделить на ток заряда и умножить на коэффициент потерь 1,4. Например, 1000mAh/200mA=5 часов*1,4 = 7 часов. Каким током заряжать? Номинальный ток заряда 0,1С, где С- ёмкость батареи. Для 1000mAh номинальным является ток 100mA. Время заряда в таком случае составит 14 часов. Не очень удобно. Почти всегда используется ускоренный режим 0,2-0,5С. Это несколько сокращает срок службы аккумуляторов, но повышает удобство использования.

Важно! Средний срок службы никель-кадмиевых аккумуляторов составляет 500 циклов заряд-разряд. Производитель заявляет, как правило, ДО 1000. Таких показателей можно достичь только в идеальных условиях и чётко выдерживая номинальные режимы работы.

Основные правила заряда никель кадмиевых аккумуляторов

  • перед зарядом аккумуляторы обязательно разрядить;
  • подключить зарядное устройство (или установить в него аккумуляторы при бытовом исполнении) и дождаться отключения при полном заряде;
  • в случае если зарядное не обеспечивает автоотключение, рассчитать необходимое время заряда и по его истечении произвести отключение;
  • хранить ni cd аккумуляторы в разряженном состоянии.

Особенности и применение NI MH аккумуляторов

Область применения металлогидридных батарей напрямую связана с их свойствами. Максимальная ёмкость при минимальном объёме позволила им занять место в той электронике, где одноразовые батарейки приходится менять очень часто. Это фотоаппараты, беспроводные мыши и клавиатуры, радиопульты, детские игрушки.

В основном используется два размера таких элементов – это АА и ААА. Использовать такие элементы можно в любом месте, где используются одноразовые батарейки. Но часто это не имеет экономического смысла (в том случае, если одноразовая батарейка служит в устройстве годами)

Номинальное напряжение ni mh аккумулятора 1,2v. С незначительным отклонением под нагрузкой такое напряжение держится в течение всего цикла работы батареи. Напряжение одноразовой батарейки в работе плавно падает от 1,5 до 1 вольта. Той есть 1,2-среднее значение. Это позволяет аккумулятору отлично заменять одноразовую батарейку в 99% случаев. Случаи, когда необходимо именно 1,5v для работы устройства единичные и часто “лечатся” сменой режима в меню устройства “батарейка/аккумулятор”.

Внимание! Максимальная ёмкость (физический предел) для аккумулятора АА составляет 2700mAh,для ААА 1000mAh.В случае, если на этикетке большее значение и “загадочное” название фирмы-изготовителя, перед вами гарантированный обман.

Эффект памяти при заряде никель металлогидридных аккумуляторов менее заметен, чем у Ni-cd элементов. Первые несколько лет массовых продаж производители размещали надпись “без эффекта памяти”. Впоследствии эту надпись убрали. Рекомендация “заряд после разряда” актуальна и для металлогидридных аккумуляторов.

Заряд никель металлогидридных аккумуляторов

Напряжение зарядки ni mh такое же, как и у никель-кадмиевых батарей. Зарядное устройство будет подавать на один элемент 1,5-1,6v. Ток заряда ni mh аккумуляторов может меняться от 0,1 до 1С. Но любой производитель бытовых батарей обязательно указывает на них свою рекомендацию этого параметра. Рекомендация производителей составляет 0,1С. Например для 2500mAh номинальный ток заряда ni mh аккумуляторов составляет 250mA. Время заряда номинальным током 14 часов. По той же формуле. Ёмкость/ток заряда, результат умножить на 1,4. При таком режиме можно рассчитывать на заявленное производителем, количество циклов. При ускоренном режиме срок службы уменьшается.

Металлогидридные батареи плохо переносят перегрев, глубокий разряд, сильный перезаряд. Перегрев может возникнуть при большом токе заряда, повышенном внутреннем сопротивлении. При сильном нагреве заряд следует прекратить. Глубокий разряд возникает при длительном неиспользовании элемента. При бездействии в течение года и более, аккумулятор, скорее всего, придётся заменить. Избыточный перезаряд случается при использовании зарядного устройства без функции отключения или неправильно просчитанном времени заряда.

Зарядные устройства и методы заряда

Зарядных устройств в продаже представлено огромное количество. В них реализованы разные схемы отключения или отключение не реализовано вообще. Можно легко их разделить на подвиды по внешнему виду.

  1. Простейшие. Включили в розетку — заряд пошёл, выключили – заряд закончен. Контроль над временем заряда лежит на пользователе. Такие устройства имеют право на существование с целью экономии средств. Необходимо лишь выбрать из них такое, которое будет заряжать каждый элемент отдельно. Если каналы заряда спарены, возникает перекос. Такой режим сокращает срок службы батарей. Отличить несложно. Количество светодиодных индикаторов должно совпадать с количеством каналов заряда.
  2. С надписью AUTO. Такая надпись говорит о том, что здесь реализовано отключение по таймеру. Обычно от 6 до 12 часов. Не самый плохой вариант. Перезаряда точно не будет. Но скорее всего не будет и полного заряда. В таком случае можно подобрать аккумуляторы именно под это зарядное устройство. Но корректной работа зарядного устройства будет первые 100-200 циклов.
  3. ΔV контроль. Если у производителя реализована эта функция, он обязательно напишет это на упаковке. Если надписи нет, зарядное устройство относится к пункту 2. С наличием ΔV контроля, зарядное устройство уже полноценно автоматическое. Не забываем о раздельной зарядке каждого канала (популярные лет 10-12 назад зарядные с индексом 508 имеют контроль ΔV, но воспринимают установленные в него аккумуляторы как одну батарею).
  4. С жидкокристаллическим дисплеем. Как правило, его наличие говорит о том, что реализовано всё, что перечислено выше и плюс температурный контроль. Зарядные устройства с дисплеем начального уровня не предполагают программирование режима и тока заряда, но со своей функцией — правильно заряжать ni mh батареи, справляются отлично.
  5. Зарядка – комбайн. Больше размером, чем в пункте 4. Предполагают программирование пользователем режимов и тока заряда. Если ничего не программировать в режиме “по умолчанию” заряжают батареи минимальным током и отключают заряд по ΔV контролю.

Чем более функциональное зарядное устройство, тем оно дороже. Но даже в дорогом исполнении, стоимость равна примерно 50 щелочным батарейкам. Окупаемость наступает достаточно быстро. Зарядное устройство такого класса обычно универсальное. И позволяет заряжать кроме никелевых аккумуляторов, ещё и литиево-ионные батареи. А также имеет функции измерения ёмкости, внутреннего сопротивления батарей, режим сброса эффекта памяти у никелевых аккумуляторов.

NI-MH аккумуляторы с низким саморазрядом

Это достаточно новая технология. Иногда применяется аббревиатура LSD. Что в переводе с английского “low self-discharge” – низкий саморазряд.

В продаже такие батареи появились чуть больше 10 лет назад и зарекомендовали себя очень хорошо. По сравнению с обычными аккумуляторами, они имеют более низкое внутреннее сопротивление и как следствие большие токи разряда. Ёмкость у них несколько ниже, чем у обычных NI-MH батарей. Но за счёт того, что у обычной батареи саморазряд в первые сутки около 10%, показывают себя не менее эффективно.

Отличить такой аккумулятор от обычного, достаточно несложно. На упаковке и на самом элементе будет присутствовать надпись “ready to use” т.е. “готово к использованию”. Продаются такие элементы уже заряженные. Это оптимальный выбор для любительской фотосъёмки, когда не стоит задача сделать несколько тысяч кадров за один день.

Правила заряда NI MH

Ответ на вопрос — как заряжать ni mh аккумуляторы зависит, прежде всего, от того, какое у пользователя зарядное устройство. Для того, чтобы заряжать правильно, достаточно придерживаться простых норм.

  • Перед зарядом, аккумуляторы желательно разрядить. Это не строгая норма в отличие от Ni-cd батарей, но желательная.
  • Температура окружающего воздуха должна быть не ниже 5 o C. Верхний предел температуры 50 o C. Такая температура может возникнуть летом при попадании прямых солнечных лучей.
  • Изучить функции зарядного устройства. Если оно не обеспечивает автоматическое отключение, рассчитать время заряда.
  • Установить батареи в зарядное устройство и подключить его к сети. Через некоторое время проверить степень нагрева аккумуляторов. В случае сильного нагрева, заряд прекратить.
  • Отключить зарядное устройство либо по истечении расчётного времени, либо после включения соответствующей индикации (зависит от типа зарядного устройства).
  • Хранить Ni-MH элементы заряженными на 10-20% ёмкости. Напряжение не должно падать ниже, чем 0,9v.

При правильном заряде никель металлогидридных аккумуляторов, служат они достаточно долго. От 500 до 1000 циклов заряд-разряд. Основная причина преждевременного выхода из строя – длительное неиспользование и как следствие глубокий разряд. Часто желание пользователей отказаться от технологии Ni-MH или Ni-cd и перевести всю свою технику на литий ионные батареи, совершенно не оправдано. Эти батареи прочно занимают своё место, как в бытовом сегменте, так и в промышленности.

Источник