Меню

Автомобильные аккумуляторы разряд аккумулятора



Почему аккумулятор разряжается сам собой? Разбираемся с током утечки

Почему аккумулятор разряжается сам собой? Разбираемся с током утечки

Многим знакома такая ситуация: машина два-три дня стоит на улице без движения, а при попытке в неё сесть и куда-то на ней уехать вместо бодрого звука вращения стартера слышны только щелчки обгонной муфты или не слышно вообще ничего. Сел аккумулятор. С чего бы? Почему он разряжается сам по себе? И что теперь делать: бежать за новым, заряжать этот, звонить другу или брать помощь зала?

По капельке по маленькой​

Простые времена кончились давно. Приблизительно в ту светлую эпоху, когда автомобили обзавелись электронными устройствами в виде магнитол, иммобилайзеров, охранных систем, навигаторов, радар-детекторов и прочих штучек, работающих от бортовой сети. И ещё не забываем про, например, электронные блоки управления двигателем, коробкой и другими узлами, которые тоже расходуют ток. Часть этих устройств потребляет электричество даже тогда, когда машина заглушена. Потребление у них маленькое и разрядить быстро АКБ не может. Но бывают три классические ситуации, когда потребление тока становится больше, чем надо.

Первая причина, по которой потребление тока становится слишком большим, это неправильная установка части этих устройств. Ту же саму магнитолу можно установить так, что она работать будет, но при этом где-то что-то будет замыкать. Про сигнализацию вообще молчу – там можно натворить очень много бед.

Вторая причина – обычная рассеянность. Можно забыть, что, например, нужно выключать свет в салоне или вытаскивать из прикуривателя видеорегистратор. Не все машины умеют «предупреждать» о невыключенном свете и отключать питание на прикуриватель после выключения зажигания. Впрочем, это не совсем наша ситуация.

Ну и третья причина – неисправность в цепи устройства или самом устройстве. Классический пример: горящая лампочка подсветки багажника. Вроде бы всё работает, но после двух-трёх дней простоя запустить мотор, может быть, уже не получится: если АКБ не совсем свежая, она за это время разрядится сильно. Кроме того, у старых автомобилей утечка может расти по причине не вполне исправной проводки. Где-то она потёрлась, где-то поплавилась, куда-то слазили кривые руки электрика дяди Васи… Причин много, а следствие одно – рост тока утечки и севшая АКБ. Так как узнать, всё ли в порядке с этим током на машине и что делать, если он слишком высок?

Ток против мультиметра

Единственный инструмент, который нам понадобится в работе, это мультиметр. Причём я использовал совсем не топовый инструмент, а какую-то балалайку за 140 рублей, которая способна показывать на экране циферки. Профессиональному электрику такой, наверное, не подойдёт, а нам, криворуким, самое то. Потому что в ходе нашей сегодняшней работы по неопытности мультиметр можно сжечь. Как это сделать (а точнее, не сделать)? Легко.

Итак, наша задача – замерить ток, который потребляет автомобиль в «режиме спячки». Для этого переводим мультиметр в режим изменения тока, в нашем случае – на 10 А. В нашем китайском мультиметре это максимально допустимый ток. Если ваш мультиметр покруче нашего (что, в общем-то, несложно), лучше поставить 20 А. Дело в том, что мультиметр надо включить в цепь, и через него пройдёт весь потребляемый ток. Ток утечки должен небольшим – максимум 80-90 мА, но в момент подключения мультиметра в разрыв цепи через него пройдёт ток всего электрооборудования, которое включится после замыкания цепи. Ток может доходить до 15 А и только через несколько секунд опускаться до нормы. Но этих нескольких секунд вполне достаточно, чтобы сжечь если не весь мультиметр, то хотя бы его предохранитель (если он есть).

Поэтому не слушайте тех, кто предлагает просто скинуть минусовую клемму и воткнуть в разрыв мультиметр, накинув один его провод на клемму АКБ, а второй – на снятый с клеммы провод. Конечно, по схеме подключение таким и должно быть, но лучше делать в несколько иной последовательности. А именно – один провод мультиметра подсоединить к клемме, второй – к проводу на этой клемме, и только после этого снять провод с клеммы АКБ. Таким образом можно избежать скачка тока в момент включения в цепь мультиметра.

Кроме того, этот способ позволяет избежать ещё одного неприятного момента: так как фактического разрыва цепи не происходит, нет необходимости проводить все операции с машиной, которые необходимы после отключения АКБ: настраивать магнитолу, время, работу стеклоподъёмников и проводить прочие адаптации.

Третий положительный момент – не надо ждать, пока «устаканятся» показатели тока утечки. Если разорвать цепь, а потом в разрыв включить мультиметр, первые минуты потребляемый ток будет большим из-за большого количества потребителей, которые возвращаются к жизни. «Проснётся» ЭБУ, начнут заряжаться конденсаторы, может начать работать климат-контроль (хотя бы самодиагностироваться или вращать заслонками), и как раз тут ток будет завышенным. И тогда придётся ждать, пока системы успокоятся. До полного «засыпания» электроники в сложных автомобилях может пройти и полчаса. А ждать полчаса – это скучно.

Идеально – это открыть капот, подключить мультиметр, зажать концевой выключатель капота, имитируя его закрытие, поставить машину на сигнализацию и ждать, что покажет мультиметр. В этом случае ток утечки будет ровно таким, какой он есть в то время, пока вы спите, а какая-то неисправность пожирает зарядку аккумулятора. Но обычно достаточно просто увидеть цифры, которые покажет мультиметр после пары минут работы в цепи. И кстати, не обязательно подключаться к минусовой клемме. Можно включить мультиметр и между плюсовой клеммой и её проводом, что я и сделал: доступ к минусу на конкретном автомобиле затруднён.

Читайте также:  Напряжение аккумулятора при заряде и разряде

О чём говорят цифры?

Значение нормального тока утечки может заметно отличаться в зависимости от марки и комплектации автомобиля. Чем больше потребителей бодрствуют, тем больше будет ток. Какой-то одной цифры нормального тока нет. Я бы советовал придерживаться таких порядков: бюджетные автомобили – до 50 мА, средний несложный автомобиль – до 70 мА, автомобиль со сложной электроникой – до 100 мА. Само собой, и цифры, и деление машин несколько условны, но точнее сказать трудно. Если Киа Рио или Хёндэ Солярис ест больше 50 мА – есть повод искать утечку. Хотя если в нём стоит спутниковая сигнализация… Ладно, шучу.

Допустим, мультиметр показывает около 40 мА (как это получилось в нашем случае). Это абсолютно нормальный показатель. Можно возвращать клемму на место, убирать мультиметр и спать спокойно дальше.

Источник

Какие есть способы разрядить аккумулятор автомобиля

Бывают ситуации, когда вам нужно разрядить аккумулятор. Казалось бы, что может быть проще. Но здесь важно сделать разрядку правильно. Аккумулятор нельзя разряжать ниже определённого предела. Обычно этот порог контролируется по напряжению и при достижении нижнего предела разрядка останавливается вручную или автоматически. Если вовремя не прекратить разряд, это может привести к глубокому разряду АКБ. Такой результат нежелателен, особенно для кальциевых аккумуляторов. После этого аккумулятор может безвозвратно потерять часть своей ёмкости. Поэтому нужно знать, как правильно разрядить аккумулятор автомобиля. Об этом и будет наша небольшая статья.

Зачем разряжать аккумулятор автомобиля?

Разрядить АКБ может потребоваться, например, если вы хотите провести тренировочный заряд-разряд аккумулятора. Специалисты рекомендуют проводить эту процедуру хотя бы раз в год. Лучше всего заниматься этим осенью в рамках подготовки автомобиля к зиме. Это позволяет увеличить срок эксплуатации аккумуляторной батареи.

Разрядить аккумулятор может потребоваться, если вы хотите измерить реальную ёмкость вашей АКБ. В этом случае аккумулятор полностью заряжается, а затем ставится на разрядку фиксированным током. В процессе засекается время разряда до определённого напряжения (10,3 В общее или 1,7 В одна банка) и вычисляется ёмкость. Это поможет понять, сколько АКБ потеряла ёмкости от номинала и в каком состоянии она находится. Подробнее о напряжении аккумулятора автомобиля читайте в статье по ссылке.

Способы разрядить аккумулятор

Как разрядить аккумуляторную батарею не снимая с авто?

Этот вид разрядки аккумулятора самый простой. Можно сказать, естественный.

Как уже говорилось, нижний порог составляет 10,3 вольта на выводах всей батареи или 1,7 ─ одной банки. Конкретное время разрядки назвать сложно, поскольку для вытягивания энергии АКБ используются бортовые потребители. А они могут иметь разное энергопотребление. Если вам интересно, сколько весит автомобильный аккумулятор, читайте материал по ссылке.

Сам процесс разрядки прост до безобразия:

  • Заглушите двигатель;
  • Включите фары (магнитолу, обогрев, стёкол, печку);
  • Периодически контролируйте напряжение аккумуляторной батареи (встроенным вольтметром или мультиметром прямо на выводах);
  • После того как значение напряжения упадёт до 10,3 вольта, разряд прекращается. После этого лучше всего сразу поставить аккумулятор на зарядку. Держать его в разряженном состоянии не следует.

Стоит сказать, что разрядка аккумулятора на машине подходить только тогда, когда вам нужно тупо разрядить АКБ и больше ничего. Узнать реальную ёмкость аккумулятора таким способом не получится, поскольку для этого нужно разряжать батарею фиксированным значением тока. А сколько в процессе работы «съедают» фары, печка или магнитола? Чтобы это узнать, вам нужно будет ставить в разрыв цепи амперметр для измерения тока и засекать время разрядки. Тогда можно узнать реальную ёмкость. При измерении ёмкости, перед тем как разрядить АКБ, нужно её полностью зарядить (степень заряда проконтролировать по плотности электролита). При таком подходе аккумулятор проще снять и разрядить отдельно, как описано ниже. Подробно о том, как проверить емкость аккумулятора, читайте в статье по ссылке.

Как разрядить АКБ вне авто?

Если вы хотите нормально провести контрольно-тренировочный цикл, то аккумуляторную батарею нужно снять с автомобиля. Затем полностью зарядить от сетевого зарядного устройства. После этого проверьте ареометром плотность электролита в каждой банке. В среднем это значение на полностью заряженном аккумуляторе должно лежать в интервале 1,27─1,29 гр./см3. Дополнительно можете прочитать материал о том, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством. Возможно, вам пригодиться статья о выборе зарядного устройства для автомобильного аккумулятора. Затем нужно разрядить АКБ. Для этого нужно собрать следующую схему.

Источник

Автомобильные аккумуляторы разряд аккумулятора

Бывают ситуации, когда вам нужно разрядить аккумулятор. Казалось бы, что может быть проще. Но здесь важно сделать разрядку правильно. Аккумулятор нельзя разряжать ниже определённого предела. Обычно этот порог контролируется по напряжению и при достижении нижнего предела разрядка останавливается вручную или автоматически. Если вовремя не прекратить разряд, это может привести к глубокому разряду АКБ. Такой результат нежелателен, особенно для кальциевых аккумуляторов. После этого аккумулятор может безвозвратно потерять часть своей ёмкости. Поэтому нужно знать, как правильно разрядить аккумулятор автомобиля. Об этом и будет наша небольшая статья.

Зачем разряжать аккумулятор автомобиля?

Разрядить АКБ может потребоваться, например, если вы хотите провести тренировочный заряд-разряд аккумулятора. Специалисты рекомендуют проводить эту процедуру хотя бы раз в год. Лучше всего заниматься этим осенью в рамках подготовки автомобиля к зиме. Это позволяет увеличить срок эксплуатации аккумуляторной батареи.

Читайте также:  Li ion аккумуляторы дешево

Разрядить аккумулятор может потребоваться, если вы хотите измерить реальную ёмкость вашей АКБ. В этом случае аккумулятор полностью заряжается, а затем ставится на разрядку фиксированным током. В процессе засекается время разряда до определённого напряжения (10,3 В общее или 1,7 В одна банка) и вычисляется ёмкость. Это поможет понять, сколько АКБ потеряла ёмкости от номинала и в каком состоянии она находится. Подробнее о напряжении аккумулятора автомобиля читайте в статье по ссылке.

Способы разрядить аккумулятор

Как разрядить аккумуляторную батарею не снимая с авто?

Этот вид разрядки аккумулятора самый простой. Можно сказать, естественный.

Как уже говорилось, нижний порог составляет 10,3 вольта на выводах всей батареи или 1,7 ─ одной банки. Конкретное время разрядки назвать сложно, поскольку для вытягивания энергии АКБ используются бортовые потребители. А они могут иметь разное энергопотребление. Если вам интересно, сколько весит автомобильный аккумулятор, читайте материал по ссылке.

Сам процесс разрядки прост до безобразия:

  • Заглушите двигатель;
  • Включите фары (магнитолу, обогрев, стёкол, печку);
  • Периодически контролируйте напряжение аккумуляторной батареи (встроенным вольтметром или мультиметром прямо на выводах);
  • После того как значение напряжения упадёт до 10,3 вольта, разряд прекращается. После этого лучше всего сразу поставить аккумулятор на зарядку. Держать его в разряженном состоянии не следует.

Стоит сказать, что разрядка аккумулятора на машине подходить только тогда, когда вам нужно тупо разрядить АКБ и больше ничего. Узнать реальную ёмкость аккумулятора таким способом не получится, поскольку для этого нужно разряжать батарею фиксированным значением тока. А сколько в процессе работы «съедают» фары, печка или магнитола? Чтобы это узнать, вам нужно будет ставить в разрыв цепи амперметр для измерения тока и засекать время разрядки. Тогда можно узнать реальную ёмкость. При измерении ёмкости, перед тем как разрядить АКБ, нужно её полностью зарядить (степень заряда проконтролировать по плотности электролита). При таком подходе аккумулятор проще снять и разрядить отдельно, как описано ниже. Подробно о том, как проверить емкость аккумулятора, читайте в статье по ссылке.

Как разрядить АКБ вне авто?

Если вы хотите нормально провести контрольно-тренировочный цикл, то аккумуляторную батарею нужно снять с автомобиля. Затем полностью зарядить от сетевого зарядного устройства. После этого проверьте ареометром плотность электролита в каждой банке. В среднем это значение на полностью заряженном аккумуляторе должно лежать в интервале 1,27─1,29 гр./см3. Дополнительно можете прочитать материал о том, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством. Возможно, вам пригодиться статья о выборе зарядного устройства для автомобильного аккумулятора. Затем нужно разрядить АКБ. Для этого нужно собрать следующую схему.

Источник

Правильно разряжаем автомобильный аккумулятор

Ситуации с автомобилем могут происходить самые разные. Одна из наиболее неприятных – неожиданно «умерший» аккумулятор. Казалось бы, только вчера всё было нормально — приехал в гараж, закрыл машину на ночь, а утром она уже не заводится. И ведь аккумулятор совсем «свежий» — год ему или два. Причина такого поворота – неправильная эксплуатация.

Ведь когда изготовитель гарантирует 3 гола его бесперебойной работы, он имеет в виду, что изделие будет эксплуатироваться по всем правилам. Только тогда, оно прослужит долго, даже дольше 3 лет. Правильный разряд — один из важных аспектов эксплуатации аккумулятора. Однако проводить данную процедуру нужно правильно, соблюдая технологический процесс разработанный специалистами.

Нужно ли разряжать аккумуляторную батарею?

Для начала необходимо понять: нужно ли разряжать аккумулятор? Для этого надо понимать процессы, происходящие в АКБ

В процессе работы, часть серной кислоты в аккумуляторе выпадает осадком соли на свинцовых пластинах. Если вовремя его зарядить, то большая часть этой соли снова растворяется в воде и плотность электролита восстанавливается. Если разряд заставил всю кислоту выпасть кристаллами соли, то она уже ни когда не растворится и соответственно, батарея работать уже не будет.

По-сути именно в образовании нерастворимого слоя сульфата свинца, и заключается процесс сульфатации аккумулятора.

Правильно разряжая и заряжая батарею, можно «научить» свой аккумулятор растворять соль, так чтобы батарея оставалась работоспособной, и служила гораздо дольше. Такие тренировки надо проводить 1 раз в год, желательно осенью, перед переводом аккумулятора на зимний режим эксплуатации.

Также разряд помогает точно определить насколько сильно выработан ресурс батареи. Для этого он разряжается с замером времени и заряжается также, по таймеру с постоянным контролем уровня заряда.

Как разряжать правильно?

Разрядить аккумулятор можно несколькими способами. Первый и простой способ с помощью вольтметра. Можно встроенного в борт автомобиля, но тогда он должен быть очень точным и иметь точную шкалу измерений. Если такого прибора на борту автомобиля нет, то можно использовать ремонтный тестер, подсоединив его прямо к аккумулятору.

  1. Необходимо пристально следить за показаниями прибора во время разрядки, с тем чтобы не пропустить нижний допустимый уровень – 10.3 Вольта. У каждой АКБ на это уходит своё время, зависит это от марки батареи, срока её эксплуатации, температуры окружающей среды и ещё нескольких аспектов.
  2. Для разряда нужно включить какой-либо бортовой прибор, например, фары, магнитолу или печку.

Как только показания прибора дойдут до 10.3 Вольта нужно сразу же его выключить.

Данным способом точно измерить ёмкость батареи невозможно, так как нельзя знать наверняка, ток потребления прибора, фар и сколько уходит на сопротивления проводов. Для получения точных данных АКБ необходимо снять с автомобиля и разряжать на специальном стенде.

  • В этом случае АКБ полностью заражается, проверяется плотность его электролита в каждой отдельной банке. В среднем ареометр должен показать 1,27-1,29 гр./см³.
  • После этого АКБ включается в схему с амперметром, вольтметром и нагрузкой с известным сопротивлением. Настраивается схема так, чтобы аккумулятор разряжался в течение 10 часов до нижней отметки в 10,3 вольта.
  • После разрядки нужно сразу же начинать зарядку батареи. Также не быстрее и не медленнее 10 часов.

В автомобильном магазине можно приобрести универсальные приборы для разряда и заряда аккумуляторов. Они представлены в довольно широком ассортименте, только надо подбирать прибор для определенного типа автомобиля. Ведь размеры АКБ малолитражки и грузовика разительно отличаются.

Как зарядить разряженный АКБ

Чтобы произвести правильную зарядку АКБ, нужно поэтапно выполнить несколько действий.

  1. В каждую банку аккумулятора необходимо залить дистиллированной воды.
  2. Включить батарею на зарядку, рассчитав на зарядном приборе ток потребления 0,1 от емкости АКБ.
  3. Когда в банках появляются пузырьки как от кипения, батарея отключается от зарядки на 30 минут.
  4. После того как аккумулятор остынет, включить его снова на зарядку, но с током заряда 0,01 то есть в 10 раз меньше от первичного номинала.
  5. Если через какое-то время жидкость в банках снова закипела, надо прервать заряд на 30-40 минут.

На полную, правильную зарядку может уйти не один день, так как батарею постоянно придётся то отключать, то подключать к зарядному устройству, устраняя кипение жидкости. В дальнейшем, надо внимательно следить за уровнем жидкости в банках и при необходимости добавлять в неё дистиллированную воду.

Восстановить полностью разряжённый АКБ можно просто поменяв в нём электролит.

Данная процедура хоть и проста, но все же требует качественной подготовки, проводить такие работы нужно в специальном помещении и в защитных очках и перчатках.

  • Для начала аккумулятор надо разрядить до 9 вольт.
  • Затем из банок сливается весь электролит до капли.
  • Заливается свежая дистиллированная вода и батарея настаивается в течение 1-2 часов.
  • Теперь можно включать АКБ в зарядное устройство. При этом ток заряда не должен быть выше 11 вольт.
  • Через 1 час разрешается поднять ток заряда до 0,1 от полной емкости батареи.
  • Зарядка продолжается пока в банках не закипит электролит. Это станет сигналом для снижения тока заряда из расчёта, что процедура будет длиться в течение 10 часов.

Когда АКБ зарядится, его нельзя использовать, его нужно снова разрядить, используя инструкцию и снова зарядить. И так несколько раз, только после 4-5 циклов заряда-разряда, АКБ можно устанавливать на автомобиль и эксплуатировать.

Контрольно-тренировочный цикл

Любой авто электрик вам скажет что если применять к своему аккумулятору контрольно-тренировочный цикл или КТЦ, то устройство способно будет прослужить почти в 2 раза дольше того срока что отмерил ему сам производитель.

Как уже сообщалось, КТЦ способен очищать пластины от старых кристаллов соли, в которую превратилась серная кислота и возвращать тем самым номинальную плотность электролиту, и восстановить площадь рабочих пластин до исходного состояния.

Если этого не делать, то соль постепенно покрывает свинцовую пластину, лишая её способности вырабатывать ток и повреждённая банка постепенно «умирает». Долго держать заряд АКБ с повреждённой банкой не будет. И например, первые же заморозки полностью выведут АКБ из строя.

Особенности разряда батареи

КТЦ аккумулятора надо проводить 2 раза в год — весной и осенью. В период, переходя на летнюю эксплуатация АКБ и соответственно – на зимнюю.

  • Разряжать аккумулятор нужно только согласно инструкции — просто включить фары и ждать пока батарея полностью не сядет нельзя — это её просто убьёт.
  • Разряжать нужно только до нижней разрешённой границы 10,3 вольта. И самое главное – сразу же начинать зарядку. Также только специальными приборами и соблюдая номинал тока заряда.
  • В заключении можно сказать о причинах разряда аккумулятора и последствиях к которым это приводит. «Сесть» аккумулятор может заставить какая-то утечка тока. Например, банально забытые во включённом состоянии фары или магнитола.
  • Даже свет в салоне, оставленный на ночь, способен посадить аккумулятор до опасно низкого уровня. И даже если, кажется что всё выключено, то существуют скрытые утечки тока. Например, сигнализация или таймер на той же магнитоле.

Другая причина разряда — сломанный генератор. В задачу данного устройства входит постоянно подзаряжать АКБ, причём строго номинированным током. Если прибор неисправен, то и аккумулятор он будет заряжать неправильно и тем самым погубит его.

Ещё одна причина — долгая стоянка, особенно в зимней период времени. Иногда 2 выходных дней зимой достаточно, чтобы аккумулятор в припаркованной машине во дворе сел до нуля. Чтобы этого не случилось, рекомендуется на время длительной парковки отключать клемму, то есть разрывать электрическую цепь. Ну, или забрать батарею домой, в тепло.

Конечно, если АКБ относительно новый, то он легко выдержит 1 или даже 2 глубокие разрядки. Но если продолжать его так эксплуатировать, то соль быстро покроет пластины и они безвозвратно будут испорчены.

В этом случае платины заменяются на новые. Но проблема в том, что донорских пластин сейчас не выпускают, а вставлять в свой АКБ старые пластины, из других батарей, как минимум не рентабельно. Такой аккумулятор с заменёнными пластинами долго не пробегает.

Источник